Херш: США скрыли следы участия в подрыве «Северных потоках»

Мнения
19:24
267 943 просмотра

Год лжи о «Северном потоке»: администрация президента США Джо Байдена не признала ни свою ответственность за взрыв трубопровода, ни цель диверсии.

Об этом в своей статье пишет американский журналист и лауреат Пулитцеровской премии Сеймур Херш. Цитируем текст материала.


Я мало что знаю о тайных операциях ЦРУ (никто посторонний не может этого знать), но я понимаю, что важнейшим компонентом всех успешных миссий является полное отрицание. Американские мужчины и женщины, которые под прикрытием перемещались в Норвегию и из нее в те месяцы, которые потребовались для планирования и осуществления разрушения трех из четырех веток «Северного потока» в Балтийском море год назад, не оставили никаких следов – ни намека существования команды, кроме успеха их миссии.

Отрицание для президента Джо Байдена и его советников по внешней политике имело первостепенное значение. Никакая существенная информация о миссии не была записана на компьютер, а вместо этого напечатана на пишущей машинке Royal или, возможно, Smith Corona с одной или двумя копиями, как будто интернет и остальной онлайн-мир еще не были изобретены.

Белый дом был изолирован от событий под Осло; различные отчеты и новости с мест передавались непосредственно директору ЦРУ Биллу Бернсу, который был единственным связующим звеном между планировщиками и президентом, санкционировавшим проведение миссии 26 сентября 2022 года. После завершения миссии напечатанные документы были уничтожены, не оставив, таким образом, никаких физических следов – никаких доказательств, которые впоследствии мог бы откопать специальный прокурор или президентский историк. Это можно назвать идеальным преступлением.

Был недостаток – разрыв в понимании между теми, кто выполнял миссию, и президентом Байденом, относительно того, почему он приказал разрушить трубопроводы. Мой первоначальный отчет по этому делу объемом в 5200 слов, опубликованный в начале февраля, загадочно завершился цитатой чиновника, знакомого с миссией, который сказал мне:

«Это была красивая история для прикрытия. Единственным недостатком было решение сделать это».

Это первый отчет об этом недостатке, сделанный в годовщину взрывов, и он не понравится президенту Байдену и его команде национальной безопасности.

Моя первая статья неизбежно вызвала скандал, но основные СМИ подчеркнули опровержения Белого дома и положились на старую «утку» – мою уверенность в неназванном источнике – чтобы присоединиться к администрации в разоблачении идеи о том, что Джо Байден мог иметь какое-либо отношение к атаке.

Здесь я должен отметить, что за свою карьеру я выиграл буквально множество премий за статьи в New York Times и New Yorker, которые не опирались ни на один названный источник. В прошлом году мы видели серию противоположных газетных статей, без названных источников из первых рук, в которых утверждалось, что украинская диссидентская группа осуществила операцию по техническому водолазному погружению в Балтийском море с помощью 15-метровой арендованной яхты под названием «Андромеда».

Теперь я могу написать о необъяснимом недостатке, на который ссылается неназванный чиновник. Речь снова идет о классическом вопросе о том, чем занимается Центральное разведывательное управление: вопрос, поднятый Ричардом Хелмсом, который возглавлял агентство в бурные годы войны во Вьетнаме и тайного шпионажа ЦРУ за американцами. В декабре 1974 года я опубликовал в «Таймс» разоблачение этого шпионажа, которое привело к беспрецедентным слушаниям в Сенате о роли агентства в его безуспешных попытках, санкционированных президентом Джоном Ф. Кеннеди, убить кубинского Фиделя Кастро. Хелмс заявил сенаторам, что вопрос заключался в том, работал ли он, как директор ЦРУ, на Конституцию или на Корону в лице президентов Джонсона и Никсона. Комитет Черча оставил проблему нерешенной, но Хелмс ясно дал понять, что он и его агентство работали на высокопоставленного человека в Белом доме.

Возвращаясь к трубопроводам «Северный поток». Важно понимать, что никакой российский газ не поступал в Германию по трубопроводам «Северный поток», когда Джо Байден приказал взорвать их 26 сентября прошлого года.

«Северный поток-1» поставлял огромные объемы дешевого природного газа в Германию с 2011 года и помог укрепить статус Германии как производственного и промышленного колосса. Но Путин закрыл его к концу августа 2022 года, поскольку война в Украине зашла в тупик. «Северный поток-2» был завершен в сентябре 2021 года, но за два дня до вторжения России в Украину правительство Германии во главе с канцлером Олафом Шольцем заблокировало поставку газа.

Учитывая огромные запасы природного газа и нефти в России, американские президенты со времен Джона Ф. Кеннеди были осторожны в отношении потенциального использования этих природных ресурсов в качестве оружия в политических целях. Эта точка зрения по-прежнему доминирует среди Байдена и его ястребиных советников по внешней политике: госсекретаря Энтони Блинкена, советника по национальной безопасности Джейка Салливана и Виктории Нуланд, ныне исполняющей обязанности заместителя Блинкена.

Салливан созвал серию встреч на высоком уровне по национальной безопасности в конце 2021 года, когда Россия наращивала свои силы вдоль границы с Украиной, а вторжение считалось почти неизбежным. Группе, в которую входили представители ЦРУ, было предложено выступить с предложением о действиях, которые могли бы послужить сдерживающим фактором для Путина. Миссия по разрушению трубопроводов была мотивирована решимостью Белого дома поддержать президента Украины Владимира Зеленского. Цель Салливана казалась ясной.

«Политика Белого дома заключалась в том, чтобы удержать Россию от нападения», – сказал мне этот чиновник. «Задача, которую он поставил перед разведывательным сообществом, заключалась в том, чтобы найти способ, который был бы достаточно мощным, чтобы сделать это, и сделать убедительное заявление о возможностях Америки».

Херш: США скрыли следы участия в подрыве «Северных потоках»Магистральные газопроводы из России в Европу

Теперь я знаю то, чего не знал тогда: настоящую причину, по которой администрация Байдена «подняла вопрос о ликвидации трубопровода «Северный поток». Чиновник недавно объяснил мне, что в то время Россия поставляла газ и нефть по всему миру по более чем дюжине трубопроводов, но «Северный поток-1» и «Северный поток-2» шли напрямую из России через Балтийское море в Германию.

«Администрация выставила на обсуждение «Северный поток», потому что он был единственным, к которому мы могли получить доступ, и это было бы полностью отрицаемо», – сказал чиновник. «Мы решили проблему за несколько недель – к началу января – и сообщили об этом Белому дому. Мы предполагали, что президент воспользуется угрозой в отношении «Северного потока» как сдерживающим фактором, чтобы избежать войны».

Для секретной группы планирования агентства не стало сюрпризом, когда 27 января 2022 года уверенная и уверенная в себе Нуланд, тогдашняя заместитель госсекретаря по политическим вопросам, резко предупредила Путина, что, если он вторгнется в Украину, как он явно планировал, то «так или иначе «Северный поток – 2» не двинется вперед». Эта строка привлекла огромное внимание, а вот слова, предшествующие угрозе, – нет. Официальная стенограмма Госдепартамента показывает, что она перед своей угрозой сказала следующее:

«Мы продолжаем вести очень решительные и ясные разговоры с нашими немецкими союзниками».

На вопрос репортера, как она могла с уверенностью утверждать, что ФРГ согласится на это, хотя немцы говорили об обратном, Нуланд указала:

«Я бы сказала: вернитесь назад и прочитайте документ, который мы подписали в июле 2021 года, в котором очень ясно говорится о последствиях для трубопровода в случае дальнейшей агрессии против Украины со стороны России».

Однако, согласно сообщениям Times, Washington Post и Reuters, в этом соглашении, о котором было доведено до сведения журналистов, не оговаривались угрозы или последствия. Во время заключения соглашения, 21 июля 2021 года, Байден сообщил прессе, что, поскольку трубопровод был завершен на 99 процентов, его остановка практически невозможна. В то время республиканцы во главе с сенатором от Техаса Тедом Крузом назвали решение Байдена разрешить подачу российского газа «геополитической победой поколений» для Путина и «катастрофой» для Соединенных Штатов и их союзников.

Но через две недели после заявления Нуланд, 7 февраля 2022 года, на совместной пресс-конференции в Белом доме с приехавшим Шольцем, Байден дал понять, что передумал и присоединяется к Нуланд и другим столь же воинственно настроенным помощникам по внешней политике в разговорах о прекращении строительства трубопровода.

«Если Россия вторгнется, то есть если российские танки и войска перейдут границу Украины, то Северного потока-2 больше не будет. Мы положим ему конец», – сказал тогда Байден.  

На вопрос, как он мог это сделать, поскольку трубопровод находится под контролем Германии, он ответил:

«Мы сделаем это, я вам обещаю, мы сможем это сделать».

Шольц, в ответ на тот же вопрос, сказал:

«Мы действуем вместе. Мы абсолютно едины и не будем предпринимать разные шаги. Мы сделаем те же шаги, и они будут очень-очень тяжелыми для России, и они должны это понять».

Тогда – и сейчас – некоторые члены команды ЦРУ считали, что немецкий лидер был полностью осведомлен о тайном планировании разрушения трубопроводов.

К этому моменту команда ЦРУ установила необходимые контакты в Норвегии, чьи военно-морские силы и силы специального назначения имеют долгую историю совместного выполнения секретных операций с агентством. Норвежские моряки и патрульные катера помогали переправлять американских диверсантов в Северный Вьетнам в начале 1960-х годов, когда Америка, как при администрациях Кеннеди, так и при администрации Джонсона, вела там необъявленную американскую войну. С помощью Норвегии ЦРУ выполнило свою работу и нашло способ сделать с трубопроводами то, что хотел Белый дом Байдена.

В то время перед разведывательным сообществом стояла задача разработать план, который был бы достаточно сильным, чтобы удержать Путина от нападения на Украину. Чиновник сказал мне:

«Мы сделали это. Мы обнаружили исключительный сдерживающий фактор из-за его экономического воздействия на Россию. Но Путин начал войну, несмотря на угрозу для Северных потоков».

Потребовались месяцы исследований и практики в бурлящих водах Балтийского моря двумя опытными водолазами ВМС США, нанятыми для этой миссии, прежде чем она была признана успешной. Превосходные норвежские моряки нашли подходящее место для установки бомб, которые должны были взорвать трубопроводы.

Высокопоставленные чиновники Швеции и Дании, которые до сих пор утверждают, что понятия не имеют, что происходит в их общих территориальных водах, закрывали глаза на деятельность американских и норвежских боевиков. Американскую команду водолазов и вспомогательный персонал на базовом корабле миссии – норвежском тральщике – было трудно спрятать, пока водолазы выполняли свою работу.

После чрезвычайной публичной угрозы Байдена остановить «Северный поток-2», когда Шольц стоял рядом с ним, Белый дом сказал группе планирования ЦРУ, что немедленного нападения не будет на двух трубопроводах, но группа должна организовать закладку необходимых бомб и быть готовой привести их в действие «по требованию» – после начала войны.

«Именно тогда мы» – небольшая группа планирования, работавшая в Осло вместе с Королевским флотом Норвегии и спецслужбами над проектом – «поняли, что атака на трубопроводы не является сдерживающим фактором, потому что, пока продолжалась война, мы так и не выполнили задание».

После приказа Байдена для приведения взрывчатки в действие потребовался всего лишь короткий полет на норвежском истребителе и сброс модифицированного стандартного гидролокатора в нужном месте в Балтийском море. К тому времени группа ЦРУ уже давно распалась.

«Мы поняли, что разрушение двух российских трубопроводов не было связано с украинской войной, так как Путин аннексировал четыре украинские области к тому моменты. Операция была частью политической программы неоконсерваторов, направленной на то, чтобы удержать Шольц и Германия с приближением зимы и закрытием трубопроводов не струсили и не запустили их вновь. Белый дом опасался, что Путин возьмет Германию под свой контроль, а затем попробует получить Польшу».

Белый дом никак не реагировал на вопросы мировой общественности о том, кто совершил диверсию.

«Таким образом, президент нанес удар по экономике Германии и Западной Европы», – сказал мне чиновник. – «Он мог бы сделать это в июне и сказать Путину: мы сказали вам, что мы будем делать». Молчание и отрицание Белого дома, по его словам, были «предательством того, что мы делали». Если вы собираетесь это сделать, делайте это тогда, когда это могло бы изменить ситуацию».

Руководство команды ЦРУ рассматривало вводящий в заблуждение приказ Байдена об уничтожении трубопроводов, сказал мне этот чиновник, «как стратегический шаг к Третьей мировой войне». Что, если бы Россия ответила словами: «Вы взорвали наши трубопроводы, а я собираюсь взорвать ваши трубопроводы и кабели связи»? «Северный поток» не был для Путина стратегическим вопросом – это был экономический вопрос. Он хотел продать газ, но уже потерял свои трубопроводы, когда «Северный поток-1» и «Северный поток-2» были остановлены ранее.

Через несколько дней после взрыва официальные лица Дании и Швеции объявили, что проведут проверку. Через два месяца они сообщили, что взрыв действительно произошел, и заявили, что будет проведено дальнейшее расследование. Однако ничего не вскрылось.

Правительство Германии провело расследование, но объявило, что большая часть его результатов будет засекречена. Прошлой зимой власти Германии выделили 286 миллиардов долларов в виде субсидий крупным корпорациям и домовладельцам, которые столкнулись с более высокими счетами за электроэнергию для ведения бизнеса и обогрева своих домов. Последствия этого явления ощущаются и сегодня: в Европе ожидается более холодная зима.

Президент Байден подождал четыре дня, прежде чем назвать взрыв трубопровода «преднамеренным актом саботажа». Он сказал:

«Сейчас русские распространяют дезинформацию по этому поводу».

Салливана, который председательствовал на встречах, которые привели к предложению тайно разрушить трубопроводы, на более поздней пресс-конференции спросили, «считает ли администрация Байдена теперь, что Россия, вероятно, несет ответственность за акт саботажа?» Ответ Салливана заключался в следующем:

«Ну, во-первых, Россия сделала то, что она часто делает, когда несет за что-то ответственность, а именно выдвинула обвинения в том, что на самом деле это сделал кто-то другой. Мы видели это неоднократно с течением времени.

Но сегодня президент также ясно дал понять, что предстоит проделать еще большую работу по расследованию, прежде чем правительство Соединенных Штатов будет готово установить виновность по этому делу. Мы продолжим работать с нашими союзниками и партнерами, чтобы собрать все факты, а затем примем решение о том, куда нам двигаться дальше».

Мне не удалось найти ни одного случая, чтобы впоследствии кто-нибудь из американской прессы спрашивал Салливана о результатах его «решения». Я также не смог найти никаких доказательств того, что Салливана или президента с тех пор допрашивали о результатах «решения».

Также нет никаких доказательств того, что президент Байден потребовал от американского разведывательного сообщества провести крупное расследование взрыва с участием всех источников. Такие запросы известны как «задания» и серьезно воспринимаются внутри правительства.

Все это объясняет, почему обычный вопрос, который я задал примерно через месяц после взрывов человеку, имеющему многолетний опыт работы в американском разведывательном сообществе, привел меня к истине, которую, похоже, никто в Америке или Германии не хочет раскрывать. Мой вопрос был прост: «Кто это сделал?»

Администрация Байдена взорвала трубопроводы, но эти действия не имели ничего общего с победой или прекращением войны на Украине. Это произошло из-за опасений в Белом доме, что Германия колеблется и включит поток российского газа – и что Германия, а затем и НАТО по экономическим причинам попадут под влияние России и ее обширных и недорогих природных ресурсов. И таким образом последовал главный страх: что Америка потеряет свое давнее первенство в Западной Европе.

Ранее Херш заявил о проблеме, которая может привести к войне между США и Россией.