Брест. Концепция Симбио-Сити – города, в котором хочется жить. Стратегия городского развития. Большое интервью с Н. Н. Власюком

icon 19:37
icon 273 просмотра
Брест. Концепция Симбио-Сити – города, в котором хочется жить. Стратегия городского развития. Большое интервью с Н. Н. Власюком

История вопроса.

В сентябре 2015 года в Минске прошел семинар Глобального экономического фонда (ГЭФ). Во ходе семинара Минприроды Беларуси предложило реализовать международныйинвестиционный проект "Областной центр – Симбио-Сити. Устойчивое развитие города и района" в рамках проекта ГЭФ «Зеленые города в Беларуси». Уже в ноябре Брестский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с горисполкомом разработал и представил собственную концепцию «Брест — Симбио-Сити. Устойчивое развитие города и района».

Предполагается, что финансирование проекта будет осуществлено за счет средств гранта от СИДА, Агентства развития международного сотрудничества Швеции, и городского бюджета Бреста. Бюджетные деньги пойдут на программы «зеленой экономики», касающиеся озеленения городских и прилегающих территорий, оптимизации дорожно-транспортного сообщения и т.п.

О Симбио Сити.

- Николай Николаевич, вы возглавляете группу «Архитектура, градостроительство и безопасность» в проекте Симбио-Сити.Что такое Симбио-Сити, в двух словах?

Николай Власюк. – Симбио Сити – это комфортный для жизни город, разработанный на основе зеленых стандартов.  Брест получил уникальный шанс стать первым в Беларуси городом, который будет развиваться в соответствии с грамотно продуманной долгосрочной городской стратегией.

Мы переосмысливаем подход к городу, разрабатываем идею Умного Устойчивого города до 2050 года и планируем решить ряд задач, направленных на достижение основной цели: снижение выбросов СО2 и развитие Зеленого города. Решения должны быть приняты с учетом взаимного влияния на городские системы и для получения синергетического эффекта. Помимо архитектуры рабочая группа работает по другим направлениям: городская мобильность, утилизация и переработка отходов, энергетика, ЖКХ, водоснабжение, ландшафт. Свои решения предлагают заинтересованные общественные организации города и технический университет.

Справка.

Синергетический эффект происходит из греческого языка, "синергетика" переводится, как «действующий вместе». Словосочетание означает увеличение эффективности деятельности из-за слияния отдельных частей в единую систему за счет «системного эффекта»

- Какие задачи ставят перед собой разработчики?

Николай Власюк. – Перечислю.

1. Улучшение городской среды, ландшафта и архитектуры. Здесь основное внимание уделяется использованию потенциала водно-зеленого диаметра - набережная, рекреационная зона, велодорожки, спортплощадки, эко-парк -, благоустройство дворов,  устройство общественных пространств.

2. Внутригородской транспорт. Создание в Бресте новой интер-модальной системы передвижения, что подразумевает под собой эффективную взаимосвязь между разными видами транспорта и расширение внутригородской мобильности (электробусы, городская электричка), сервис проката альтернативных средств передвижения – велосипедов, электромобилей.

3. Улучшение экологических параметров окружающей среды. Здесь важен поиск эффективных решений в области энергетики, промышленной очистки почвы, воздуха и воды, вторичного использования и переработки отходов.

4. Информирование. Жителям необходимо объяснить идеи экологической устойчивости. Нужно создать ряд доступных и понятных просветительских программ для школьников и взрослого населения, наладить обратную связь с помощью СМИ и сети интернет.

5. Усиление трансграничного сотрудничества позволит в перспективе укрепить экономические связи, увеличить туристические потоки и перейти на интер-модальные грузоперевозки.

В результате реализации проекта Симбио Сити мы должны получить современный, комфортный и безопасный город.

- «Зеленая» экономика дорого стоит. Где деньги возьмем?

Николай Власюк. - Конечно без соответствующего финансирования мы далеко не уйдем. Главное, чему мы должны научиться - по-другому мыслить. Необходимо выработать общую концепцию развития города, поставить амбициозную цель и составить дорожную карту, подробный план мероприятий по созданию комфортного города.

Тогда жителям будет понятно, что изменение ширины улицы, создание велосипедного маршрута или установка солнечной батареи на крыше частного жилого дома необходимы для достижения конкретной общей цели.

В настоящее время мы проводим консультации с международными и местными экспертами, создаем иерархию, разрабатываем структуру, продумываем реализацию, предлагаем пакет решений.

Следующий этап -  утверждение проекта Брестским городским Советом депутатов. Это позволит заявлять отдельные гранты и финансировать локальные проекты на уровне города, области.

Приоритеты.

- Почему выбрана модель Симбио Сити?

Николай Власюк. - В мире есть много разных концепций развития городов. Среди них - умный или смарт город, энергоэффективный, устойчивый город, Симбио или зеленый город и другие.

Множество современных городов конкурируют за привлечения инвестиций, привлечение интеллектуального потенциала, туристов, креативной экономики. Города создают и продвигают брэнд города, меняя его экономику.

В концепции шведского бренда Симбио Сити заложено комплексное взаимодействие различных элементов городского хозяйства для создания комфортной среды. Для нас важно, что такие городские районы в мире реализованы и существуют. Наша задача -  адаптировать имеющиеся подходы к условиям Беларуси.

Проблема в том, что сегодня каждая из служб жизнеобеспечения города в основном решает собственные задачи, не имея объединяющей стратегической цели.

- Похоже, как у Крылова в басне про лебедя, рака и щуку. Помните?

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука…

Николай Власюк. - Приведу пример.

Задача организации транспорта - упрощенно – обеспечить перемещение из одной точки города в другую быстро, безопасно и без пробок. Для решения проблемы расширяется улица, уменьшается ширина зеленого бульвара и зеленых островков, закрываются пешеходные переходы. Эти меры позволяют уменьшить аварийность, увеличить скорость движения автотранспорта, снизить уровень углекислого газа от работающего на холостых оборотах двигателя.

В конкретном направлении задача решена, цель достигнута.

Но посмотрим на проблему с другой стороны – городской ландшафт потерял часть зеленого убранства, увеличились расстояния и созданы дополнительные неудобства для пешеходов. Так произошло при закрытии пешеходного перехода напротив Симеоновского собора на проспекте Машерова в Бресте, где пешеходы вынуждены идти полквартала для безопасного перехода улицы. А в историческом центре пешеходный бульвар по Гоголя изрезан проездами для транспорта и ограждениями на пути пешеходов. Если продолжим в том же духе, то реальностью станет уничтожение бульвара по Гоголя и Бульвара Космонавтов с целью «улучшения организации движения транспорта» в центре.

- Что делать?

Николай Власюк. - Нужно определится, что в приоритете в центральной части – пешеходы или автотранспорт, зеленые зоны или проезжая часть.

- Кто определяет?

Николай Власюк. - Жители.

- Каким образом?

Николай Власюк. - Посредством социологического опроса. Я, например, не уверен, что западная модель Симбио-Сити будет полностью соответствовать нашему сегодняшнему менталитету, не говоря об экономике.

Проведем аналогию.  Большинство городов постсоветского пространства сегодня сталкиваются с теми же проблемами, что европейские города лет 40-50 назад. Они прошли полувековой путь, чтобы понять, реальную необходимость уменьшения количества личного автотранспорта, приоритет пешехода в городе. И стали развивать общественный транспортмежду районами и пригородом – скоростные автострады «highway», рельсовый транспорт. Готовы ли мы сегодня сделать такой эволюционный скачок? Хотелось бы думать, что готовы.

- Вы проводили социологический опрос?

Николай Власюк. – Начиная подготовку предложений для нового Генерального плана развития Бреста, мы попросили горожан ответить на несколько вопросов. Они были размещены на сайте Брестского горисполкома, информация о проведении опроса прошла в местных печатных и интернет СМИ. В течении нескольких месяцев мы собирали предложения. В информационном центре горисполкома на протяжении 4 месяцев были выставлены планшеты со съемкой города. Для ознакомления, для голосования, для предложений в журнале для записей. Мы получили более полутысячи заполненных анкет и предложений.

Вы можете наглядно увидеть результаты ниже. 

Если коротко: Чем известен Брест, с чем ассоциируется город, какой он сегодня?

Брестская крепость, чистый, пограничный и др............

Каким Вы хотите видеть город в будущем?

Зеленый, современный, благоустроенный, велосипедный, европейский.

Какие значимые объекты нужны Бресту?

Велоинфраструктура, парки, аквапарк, концертный зал.....крематорий

- Еще социологические опросы или нечто подобное планируется?

Николай Власюк. - В начале осени будет проводится общественной обсуждение Генерального плана развития Бреста и детального плана развития центральной части города и крепости. Это – реальная возможность для всех горожан заявить о том городе, в котором хотелось бы жить нам и нашим детям.

 

Симбио-Сити. Транспорт и снижение уровня углекислого газа в атмосфере. Большое интервью с Н. Н. Власюком

Симбио Сити. Зонирование территории и общественные пространства. Большое интервью с Н. Н. Власюком

Симбио Сити. Архитектура, урбанистка. Большое интервью с Н. Н. Власюком

Добавление комментария

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" я соглашаюсь с условиями обработки данных, а также с правилами добавления комментариев.

Комментарии 2

Г
19.04.2018, 09:37
Особенно прекрасный город Брест украсит и озеленит аккумуляторный завод.....почему про него не упомянули???? Или не в курсе, что скоро весь город накроет свинцовой пылью. О каком озеленении мечтаете??!!! В город надвигается экологическая катастрофа.
С
19.04.2018, 00:32
Проведите канализацию по Пионерской 20
Нет комментариев