Общество
29

Каким видели Брест будущего в 1945-м году?

О том, каким будет Брест, рассказал в 1945 году начальник управления по делам архитектуры, главный архитектор Бреста А. И. Лукашвили.

Наибольшая утилитарность архитектуры из всех видов изобразительного искусства заключается в том, что ее невозможно игнорировать. Человек в повседневном процессе жизни неразрывно связан с ней; работает ли он в учреждении, живет в доме, находится в общественном месте или идет по улице, буквально на каждом шагу он связан с архитектурой, отсюда колоссальное дидактическое значение архитектуры. Она способствует утончению человеческих эмоций, обострению его мышления и интеллекта, имеет прямое отражение на его настроение.

Рельефным примером этого может служить московский метрополитен. Зафиксировано, что, несмотря на колоссальную пропускную способность и самый разнообразный состав пользующихся этим видом транспорта, с момента ввода его в эксплуатацию не было допущено ни одного бестактного поступка. Люди, находясь в вестибюлях этого замечательного сооружения, подтягиваются, держат себя чинно и корректно. Это во многом определяется безукоризненностью сооружения, его прекрасными архитектурными формами.

Вот эта сентенция должна лечь в основу проекта будущего Бреста.

Брест подвергся со стороны немецко-фашистских захватчиков значительному разрушению – 42%. В настоящее время перед советскими архитекторами стоит большая и почетная задача – реконструировать и восстановить Брест так, чтобы на месте опустошенных районов создать новый подлинно социалистический город. Восстановление Бреста по ранее существовавшему плану недопустимо, т. к. несмотря на ряд положительных качеств, городской организм Бреста страдает рядом существенных дефектов.

Несмотря на четкую планировку улиц, город фактически не имеет центра и лишен цельных архитектурных ансамблей. Монументальные здания расположены бессистемно и эклектичны по характеру.

Несмотря на то, что в Бресте имеется река, он лишен набережной и водной станции.

Застройка города не имеет определенной строительной системы и весьма хаотична.

Параллельно с капитальными зданиями строились небольшие домики, в большинстве деревянные или типа коттеджей. Таковы основные дефекты планировки и застройки Бреста.

В соответствии с правительственным постановлением ведется работа по составлению генерального плана реконструкции и восстановления застройки города. В работу включены ряд выдающихся архитекторов нашей страны.

Специфическое положение Бреста, его особенность обязывают с особой тщательностью подойти к плану его восстановления и реконструкции. Будут внесены коррективы, обеспечивающие полное устранение ранее существовавших недочетов.

Будущий Брест будет с наиболее удобными бытовыми условиями для жителей, с полноценными архитектурными ансамблями.

Проектирование схемы планировки Бреста и генерального плана застройки осуществляется форсированными методами.

В соответствии с утвержденными проектным заданием (в Бресте) намечается полностью реконструировать улицу 17 сентября (современная улица Ленина), которая будет основной артериальной магистралью, ведущей от вокзала к центру города, одновременно будут реконструированы улицы Карла Маркса, Советская, Комсомольская, Куйбышева и Ленина (современный бульвар Космонавтов), Триумфальная площадь города по проспекту 17 сентября (современная улица Ленина).

Оформляют площадь здания облисполкома с юго-западной стороны и здание проектируемого Дворца культуры с противоположной стороны. Это будет комплексное сооружение с большим зрительным залом на 1000 человек, комфортабельными фойе и со всеми помещениями, обеспечивающими функционирование сооружения данного типа.

При стыке проспекта 17 сентября с железнодорожной магистралью будет оформлена привокзальная площадь. С новым вокзалом с северо-западной стороны, она замкнется основной городской гостиницей. Это будет полноценная комфортабельная гостиница с рестораном и кафе.

В Бресте проектируется здание медицинского института со всеми необходимыми подсобными помещениями.

Жилые здания с санитарно-гигиенической, бытовой точки зрения и городских интересов целесообразнее всего построить в юго-восточной стороне города в районе улиц Куйбышева, 1-го Мая и Советской. Строительство комплексных жилых домов проектируется с магазинами городской торговой сети, централизованным отоплением и газопроводом.

В западной стороне города на территории, замыкаемой улицы Розы Люксембург, Тереспольской (часть современного проспекта Машерова от крепости до улицы Ленина) и проспекта 17 Сентября проектируется создание парка культуры и отдыха со стадионом на 10 000 зрителей, домом физкультуры.

Вдоль реки Мухавец проектируется набережная с благоустроенной водной станцией, при стыке улиц Гоголя и Ленина (современный бульвар Космонавтов) – создание небольшой площади со сквером и памятником Владимиру Ильичу Ленину.

Заканчивается реконструкция Бреста оформлением магистрали, идущей параллельно железнодорожным путям.

Задача трудящихся Бреста приложить максимум усилий для того, чтобы быстрее восстановить Брест, сделать его культурным благоустроенным городом.