Симбио Сити. Архитектура, урбанистка. Большое интервью с Н. Н. Власюком

Интервью
14:55
548 просмотров
Татьяна Мухоровская

Симбио Сити. Зонирование территории и общественные пространства. Большое интервью с Н. Н. Власюком

- Известно несколько направлений развития города. Его можно расширять, выходя на новые территории, или увеличивать плотность застройки, оставаясь в существующих границах. С увеличением территории более-менее понятно. А что означает увеличение плотности застройки с практической точки зрения?

Николай Власюк. - Плотность застройки характеризует интенсивность использования территорий. По градостроительным нормам Брест относится к городам со средней и даже ниже средней плотностью застройкой в целом. Но это, как средняя температура по больнице: на самом деле, в одном месте высокая плотность, а в другом - бурьян, который надо косить.

Низкая плотность – это усадебная застройка. При очевидном комфорте минусом становится значительный рост затрат на дороги и инженерные сети, их последующее обслуживание и ремонт. К минусам можно добавить увеличение расстояния до разного рода социальных услуг и реальная необходимость собственного транспорта для каждого члена семьи. Получается, что жить в собственном коттедже –удовольствие для людей с высоким уровнем дохода.

При средней плотности – больше возможностей для благоустройства, больше разнообразия в архитектурных решениях, комфортный для большинства людей масштаб застройки.

У застройки с высокой плотностью масса возможностей для минимизации расстояний по доступу к услугам и оптимизации финансирования.

Для Бреста - истина где-то посередине: оптимальны средняя и высокая плотность при повышенном качестве благоустройства.

- Что лучше, расширяться или уплотнятся?

Николай Власюк. - Расширение - пример бесконфликтного способа увеличения границ города с присоединением новых территорий. Строим дома и улицы в чистом поле. Никаких проблем и общественных споров. Вкладываем значительные дополнительные средства на дорогостоящие подсыпки, десятилетиями создаем социальную и инженерную инфраструктуры, деньги берем из бюджета, который формируется из наших налогов.

Эта ситуация хорошо знакома жителям присоединенных к Бресту деревень -  Козловичи, Задворцы -, где сегодня не хватает школ, детских садов, поликлиник и просто асфальтированных улиц.

Аналогичная ситуация наблюдается и в других городах республики. Брест в этом отношении не лучше и не хуже.

-Что делать?

Николай Власюк. – Кардинально менять подход. В основу градостроительных решений необходимо заложить рациональное освоение существующих городских территорий, компактное строительство, уменьшение количества «гуляющих», ничейных или неэффективно используемых пространств.

Во время работы в УП БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА мы проверили и пришли к выводу:

- при сомасштабной человеку квартальной застройке 4 – 7 этажными зданиями можно получить плотность застройки аналогичной микрорайону с застройкой в 10-14 этажей. При рациональном использовании территории мы получим более качественную и благоустроенную среду с меньшей протяженностью сетей и затрат на них;

 - строительство многоуровневых паркингов считается дорогим удовольствием. Если реально посчитать потенциально полезную стоимость земли под плоскостными парковками, то экономисты отдадут свой голос в пользу паркингов.

- Мы часто возмущаемся, что «власти снова уплотняют, мешают нам жить». Зачем нужны эти точечные уплотнения?

Николай Власюк. - У власти есть резоны. Если город территориально компактный, то протяженность различных инженерных и транспортных сетей меньше, услуги – детсады, поликлиники, магазины – ближе. Больше средств можно выделить на благоустройство, меньше денег требуется на создание, эксплуатацию и ремонт инженерно-транспортных коммуникаций. Небольшое транспортное плечо позволяет добраться до нужного места пешком или на велосипеде.

Такой город объективно будет иметь более высокий уровень благоустройства, доступности и экономической эффективности для жителей. 

Коммунальная математика. Коммунальные услуги оплачиваются из городского бюджета, который формируется из налоговых отчислений. То есть, за содержание территорий - покос травы, благоустройство, озеленение и многое другое - мы платим из своего кармана.  С 1980-ых годов население Бреста увеличилось в 2 раза, а городская площадь -  в 4-5 раз и составляет 145 кв. км. Раньше, условно, из кармана жителя оплачивалось содержание 100 кв. м. городской территории, сейчас – более 400 кв. м. Мы можем без проблем увеличить городскую площадь до 800 кв. м. Вопрос, вы готовы оплачивать содержание?

Какие районы предполагается уплотнять?

Николай Власюк. - Если внимательно изучить карту, то можно наметить пути оздоровления города. Для этого - найти все, что неэффективно используется и вывести промышленные производства, хотя бы вредные.

На освободившихся площадях можно было бы развить тему лофта.

В России и Европе бывшие промтерритории успешно преобразовывают в культурные центры, жилье, креативные пространства. У нас есть и собственный опыт преобразования промзон – Брестский технопарк, который становится крупным Центром инноваций, образования и культуры, рядом - Брест-деловой.

Если говорить о планах застройки на ближайшие 5-7 лет, то это: освоение территории бывших военных городков - Южный, район улицы Лейтенанта Рябцева, продолжение освоения Юго-Запада, ЮЗМР-5. ЮЗМР-1.

- В будущем возможно образование нового района в Задворцах, в продолжение Партизанского проспекта.

- Современная застройка повышенной плотности формируется вдоль Варшавского шоссе - гостиница «Хилтон», строящиеся высотные жилые дома по ул. Махновича, застройка по ул. Морозова в р-не ТЦ «Евроопт».

- Застройка эспланады между крепостью и Центром и район пригородного вокзала.

-  Район на Березовке вдоль Радужной.

Укрупненный расчет говорит о необходимости будущего освоения территории в Южном и Восточном направлениях.

Собственный дом в Бресте.

- Еще 20 лет назад Березовка была районом индивидуальной застройки. Сегодня – это город. Где в Бресте можно построить собственный дом сейчас? Какие планы на будущее?

Николай Власюк. - Сегодня в Бресте более 5000 человек стоит в очереди на усадебное жилье. Все городские площадки продаются с аукциона и достаточно за большие деньги. Предлагаемое решение проблемы помимо города-спутника Жабинки - можно их назвать - деревни-спутники, пригород. Можно было бы практически всем желающим дать участки в расширенных Чернавчицах, Чернях, Косичах, Тюхиничах, Гулях, Ковердяках, населенных пунктов в Жабинковском направлении, и таким образом раскидать кольцо усадебной застройки вокруг города, а сам город уплотнить.

То есть, в центре - компактный город, с зеленым кольцом за которым усадебная застройка пригорода.

Цены на жилье.

Николай Власюк. - Я думаю назрел вопрос о формировании иерархии, градации цен на жилье с учетом местоположения, использованных при строительстве материалов, транспортной доступности, близости рекреационных зон, а также энергоэффективности зданий. Сегодня в Бресте стоимость квадратного метра практически не отличается, если вы покупаете «панельку», кирпич, таунхаус или коттедж; в центре или на окраине; с видом на реку либо без него. У наших западных соседей стоимость жилья на окраине и в центре может отличаться в 3-6 раз. Такая ценовая политика напрямую отражается на качестве застройки и благоустройства.

- Человек, который заплатит больше, должен иметь гарантии, что красивый вид не пропадет со временем. Кто может дать такие гарантии?

Николай Власюк. - Для каждого района разрабатывается детальный план перспективной застройки. Любая корректировка детального плана проходит процедуру общественного обсуждения. Люди имеют возможность повлиять на ситуацию в ходе обсуждения в процессе проектирования. Конечно всем угодить сложно, но лет 15 назад Генплан вообще имел гриф «Секретно».  Никто никого не спрашивал. С появлением процедуры общественного обсуждения появилась возможность диалога. пока – по разным причинам - на разных языках, но положение об обсуждениях совершенствуется, Министерство архитектуры уже в третий раз вносит в него изменения.

Интересы человека необходимо учитывать, но интересы города, большинства жителей превалируют. Город растет и развивается, остановить это нельзя.

Пример. Жильцы 14-этажек на Набережной были против строительства Набережной, потому что привыкли считать окружающую территорию и выход к воде продолжением своего двора, в центре города.

- То, что вы сейчас рассказали, имеет практическую направленность или это только красивая стратегия?

Николай Власюк. - Многое из сказанного мы стараемся заложить в Генеральный план.

Получается?

Николай Власюк. - Далеко не все, нужны единомышленники во всех сферах, нужны свежие идеи и активность общественных организаций. В нашем городе таких неравнодушных людей становится больше.

Я предполагаю, прочитав это интервью, кто-то скажет: «Пусть лучше сначала сделают ямочный ремонт улиц!». Согласен, это важно. Но! Если не ставить долгосрочные и амбициозные цели, не говорить о стратегии, то Брест не шагнет вперед.

Развитие современного города требует изменения подходов к планированию, корректировки устаревших норм. Они должны решать проблемы, возникающие в смежных областях жизнеобеспечения города и учитывать сложившиеся реалии. Не хочется получить среднестатистический нормированный по ТКП город с определенным количеством квадратных метров для освоения. Наш город достоин большего, он уникальный и лучший, поэтому и нужна стратегия развития города, в котором хочется жить...

Общественное обсуждение нового Генерального плана Бреста и детальный план центральной части вместе с крепостью предоставит всем возможность встретиться, обсудить и скорректировать проектные решения до экспертизы. Я уверен, что получится.