19FortyFive: Россия побеждает Запад в экономической войне
Запад объявил финансовую войну России: удалось ли это? Кто выигрывает финансовую войну между Россией и Западом? И что значит выиграть или проиграть?
Ответы на эти вопросы попытался дать доктор наук и преподаватель дипломатии и безопасности Роберт Фарли. Его статья была опубликована в американском издании 19FortyFive.
Россия против Запада: влияние
Последствия западной финансовой кампании против России остаются неопределенными. В краткосрочной перспективе кампания финансового давления не сделала невозможным продолжение войны Россией и не отговорила Кремль от продолжения военных действий в Украине.
Санкционная кампания Запада не разрушила российскую экономику, и трудно выделить экономический и военный аспекты, пострадавшие от финансовой войны. Западная кампания не помешала России получить доступ к иностранной военной помощи. Однако это, возможно, ограничило возможности России и партнеров, с которыми Кремль мог работать.
Рубль не рухнул. Действительно, рубль остается сильным по отношению к большинству иностранных валют, хотя это в значительной степени связано с трудностями конвертации. Инфляция существенно снизилась с первых дней войны, когда она достигла 17,8%. Процентные ставки также значительно снизились, устоявшись недалеко от довоенной нормы. Особенно с учетом того, что в большинстве западных стран также наблюдается высокая инфляция, российский опыт не кажется полностью выходящим за рамки нормы.
Санкции затруднили для российских компаний привлечение средств из международных источников и в значительной степени сделали это невозможным для российского правительства, хотя Кремль в любом случае не брал много займов на западных рынках капитала. Россия по-прежнему имеет доступ к внутренним рынкам облигаций, которые продолжают привлекать некоторые иностранные инвестиции. Российский фондовый рынок пострадал, но не так сильно, как другие недавние обвалы российского рынка. Использование Россией SPFS и ряда других инструментов для обхода блокировки SWIFT ограничило степень ущерба для финансовой системы России и внутренних сбережений российских граждан.
Фактически, у России дефолт по своему долгу, несмотря на отказ признавать это в Кремле, но страна не обанкротилась в том смысле, чтобы не иметь возможности продолжать войну. Начало военных действий в Украине ожидаемо создало международную нестабильность, которая привела к росту цен на энергоносители. Хотя возможности России по экспорту энергоносителей под влиянием санкций стали более ограниченными, она продолжала поставлять энергию некоторым потребителям (даже в Европе) и нашла новых заказчиков, которые возьмут на себя хотя бы часть дефицита. Рост цен более чем компенсировал спад экспорта, по крайней мере, в первые месяцы конфликта.
Россия разработала альтернативные способы приобретения оружия, необходимого ей для продолжения войны. Сделка с Ираном по беспилотникам и баллистическим ракетам включала передачу некоторой твердой валюты вместе с захваченными образцами различных западных военных технологий. Россия также приобрела боеприпасы в Беларуси и Северной Корее, хотя детали этих сделок остаются неясными. В любом случае продажа энергоресурсов обеспечила России финансовые возможности для закупки оружия за границей, даже если другие элементы санкционного режима (прежде всего экспортный контроль) препятствуют российским амбициям.
Однако для России не все так радужно.
Стабилизация финансовой системы и системы государственных доходов за счет снижения уровня жизни. В сентябре Россия объявила о резком сокращении государственных расходов во всех областях, кроме обороны, что свидетельствует о том, что правительство пытается свести концы с концами. Хотя процентные ставки значительно снизились по сравнению с их пиковым значением, они остаются высокими и в долгосрочной перспективе могут привести к удушению экономической активности.
Изменение условий контрактов с западными потребителями энергии дает этим потребителям повод отказаться от контрактов, резко сократив наиболее прибыльный экспорт энергоносителей из России.
Россия пока выживает
Россия выживает в краткосрочной перспективе, к ужасу Запада. Но некоторые шаги, предпринятые Россией для самозащиты, имеют ограниченный срок действия, и в любом случае Москве не удалось спасти долгосрочные экономические перспективы России.
Тем не менее, если бы война длилась всего несколько недель (как многие ожидали), подготовка России могла бы уберечь ее от серьезного экономического ущерба. К несчастью для Путина, российская армия не смогла достаточно быстро выиграть полевые сражения, чтобы спасти российскую экономику.
Ранее сообщалось, что экс-разведчица США призвала Байдена не разжигать войну в Украине.
Читайте также: «У России два союзника – армия и дефолт: что будет с экономикой»
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии