У России два союзника – армия и дефолт: что будет с экономикой
Непомерные траты на войну начали сказываться на российском бюджете. Вот первые признаки того, что экономика не выдержит мобилизации.
Мобилизация в России возобновится уже в декабре или в начале нового года, утверждают Генштаб Украины и источники российских СМИ. Президент Владимир Путин поручил создать единую цифровую базу военнообязанных, данные для которой будут собирать из разных ведомств, от налоговой до Пенсионного фонда. Если боевые действия продолжатся в 2023 году, то общий бюджет войны может достичь 7-8 трлн рублей, подсчитала «Новая-Европа».
При сохранении потерь российской стороны на текущем уровне денег для выплаты компенсаций за гибель и ранения солдат в бюджете скоро не останется. Властям придется сокращать расходы на социалку, печатать деньги и резко увеличивать госдолг, считают экономисты. Рассказываем, что будет, когда у Кремля закончатся деньги на войну – и как скоро это случится.
Сколько стоит мобилизация
В октябре президент России Владимир Путин пообещал, что мобилизованные рядовые после зачисления в часть будут ежемесячно получать денежное довольствие в размере 195 тысяч рублей. Более старшим по званию обещают платить еще больше – 225-244 тысячи, но количество таких призывников не разглашают.
Если верить властям, что в армию мобилизовали около 320 тысяч человек, и предположить, что власти постараются поддерживать это число в течение года, то ежемесячные расходы на зарплату призывников составят 62 млрд рублей. Это больше, чем годовые бюджеты 20 регионов России. Два месяца выплат (124 млрд рублей) – больше, чем годовые бюджеты половины регионов страны.
За год расходы на зарплату мобилизованным составят около 745 млрд рублей. Эта сумма равна половине расходов федерального бюджета на здравоохранение или образование.
Но зарплата мобилизованным может стать малой частью расходов по сравнению с затратами на компенсации за ранение и гибель. За ранение власти обещают платить 6 млн рублей, а за гибель – 12 млн.
После объявления мобилизации экономисты Олег Ицхоки и Максим Миронов опубликовали в «Новой-Европа» статью об экономических и демографических потерях из-за мобилизации. Они отметили, что из-за плохой подготовки и мотивации потери среди мобилизованных будут выше, чем у контрактной армии. Основываясь на оценке британской разведки о потерях среди мобилизованных ДНР, которые достигали 55% за первые три месяца войны, они предположили, что в ближайшие шесть месяцев потери среди российских мобилизованных могут составить 60-70%. Из них 15-20% – убитыми, 45-50% ранеными.
Что известно о гибели мобилизованных
Если взять самую низкую планку – 15% убитых (48 000 человек) и 45% (144 000) раненых и допустить, что эти потери накопятся только за год, то на компенсации мобилизованным потребуется 1,44 трлн рублей. Если же государство призовет еще 130 тысяч человек, чтобы восполнять потери, траты возрастают до 2,2 трлн рублей. На зарплаты 450 тысячам мобилизованных потребуется уже 1 трлн рублей.
Итого: по более «оптимистичному» сценарию бюджету на зарплаты и компенсации в следующем году дополнительно потребуется 2,2 трлн рублей, по «пессимистичному» – 3,2 трлн. Еще большие затраты допускает директор по инвестициям московской брокерской компании «Локо Инвест» Дмитрий Полевой. Расходы на зарплату и компенсации в только в следующем полугодии могут составить от 900 млрд до 3 трлн рублей, сказал он агентству Reuters. Для сравнения, дефицит бюджета на следующий год запланирован на уровне 2,9 трлн рублей.
Что еще входит в бюджет войны
Правительство внесло в Госдуму законопроект бюджета незадолго до мобилизации, и расходы на нее там не заложены, отмечают опрошенные «Новой-Европа» экономисты. 24 ноября Госдума приняла документ.
Армии мобилизованных также потребуется больше оружия, экипировки, еды, топлива и так далее. По данным портала «Электронный бюджет» на 2 ноября (позднее Минфин засекретил информацию об оперативном исполнении бюджета), в этом году при контингенте численностью примерно 200 тысяч человек на закупку вооружения уже потратили 1,97 трлн рублей, на ремонт оружия – 387 млрд, зарплатный фонд Минобороны составил 840 млрд, в рамках гособоронзаказа на продовольствие, топливо, вещевое обеспечение, услуги и закупку товаров потратили 385 млрд. И это не полные данные, поскольку многие бюджетные траты отображаются на бумаге в конце года.
Экономист Сергей Алексашенко предлагает оценивать стоимость войны и оккупации регионов Украины по приросту расходов по статьям «Национальная оборона» и «Национальная безопасность».
Всего в этом году на национальную оборону планировали потратить 4,67 трлн рублей. На 2023-й запланирован рост еще на 300 млрд.
На 58% в 2023 году вырастут расходы на «Нацбезопасность» – до 4,41 трлн. Такой рост расходов на силовиков нужен для наведения «порядка» на оккупированных территориях Украины, полагает Алексашенко.
Всего по сравнению с 2021 годом прирост по этим статьям составляет 3,5 трлн рублей – или 3,2 трлн, если вычесть инфляцию в 8%. Еще 139,4 млрд планируют потратить на восстановление инфраструктуры оккупированных территорий. Таким образом, вместе с расходами на зарплату и компенсации мобилизованным бюджет на войну и оккупацию в 2023-м может достигнуть 5,5-6,5 трлн рублей. За 2022-2023 годы – 7-8 трлн. Для сравнения, на социальную политику (пенсии, пособия) из федерального бюджета в 2022 году планировали потратить 6,4 трлн.
При этом у власти есть способ избежать критического роста долгов, который тоже выглядит довольно рискованным на фоне бунтов мобилизованных. По мнению экономиста Максима Миронова, власти будет проще разными способами частично отказаться от исполнения обещаний по выплатам перед мобилизованными. Например, платить высокую зарплату только за участие в боях, которое затем будет еще трудно доказать чиновникам.
По данным портала «Электронный бюджет» на 27 октября, для Минобороны и Росгвардии государство выделило на компенсации за гибель и ранение 189,7 млрд рублей. Количество компенсаций не раскрывается, но этих денег бы хватило, например, на выплаты за 9 тысяч погибших и 18 тысяч раненых солдат. Это может быть неполная сумма, поскольку некоторые погибшие солдаты числятся без вести пропавшими по несколько месяцев. Кроме того, выплаты погибшим наемникам ЧВК и призывникам армий ДНР и ЛНР не шли напрямую из российского бюджета.
«Это безумная конструкция»
Дефицит бюджета в следующем году может быть значительно выше изначального прогноза в 2,9 трлн не только из-за мобилизации, но и из-за того, что в нем заложены слишком оптимистичные прогнозы по доходам, отмечают в разговоре с «Новой-Европа» экономисты Сергей Алексашенко и Игорь Липсиц.
Это подтверждает и Счетная палата, которая раскритиковала документ. По оценке аудиторов, из-за санкций объемы поставок энергоресурсов и цена российской марки нефти Urals могут быть ниже, чем запланировано в бюджете.
В апреле нефтегазовые доходы достигли рекордных значений. Первые месяцы войны бюджет России также был профицитным – доходы были больше расходов – из-за роста цен на энергоносители. В июле, августе и сентябре нефтегазовые доходы оказались ниже довоенных, а бюджет стал дефицитным.
При этом в октябре вновь образовался профицит – из-за разовой выплаты Газпромом налога за прошлый год. Тем не менее в бюджете запланированном в этом году расходы будут выше доходов на 1,3 трлн рублей. Но скорее всего он будет еще выше в связи «новыми задачами», заявил министр финансов Антон Силуанов.
На 2023 год правительство неожиданно заложило в бюджет рост всех остальных доходов (ненефтегазовых).
«Это ничем не доказанный прогноз. Для бюджета это безумная конструкция. Ненефтегазовые доходы скорее всего будут падать», – считает Липсиц.
Он отмечает, что из-за мобилизации снизится собираемость налогов, в частности, зарплатных, из-за чего пострадают бюджеты регионов. Счетная палата также не согласилась с оптимистичными прогнозами потребительского спроса, инфляции, импорта, а также указала на отсутствие в документе таких значимых показателей, как уровень бедности населения и среднегодовой размер пенсии.
Где брать деньги на войну
Покрывать дефицит бюджета правительство планировало в основном при помощи Фонда национального благосостояния (ФНБ).
ФНБ при создании задумывался как фонд будущих поколений. В него складывали сверхдоходы от нефти, часть которых инвестировали в различные проекты. Его ликвидная часть (не вложенная в проекты или акции) в сентябре составляла 7,5 трлн рублей и сократилась более чем на 2 трлн с начала войны. Еще почти 2 трлн запланировали потратить в 2023-м. Если правительство будет тратить резервы в таком темпе, то они быстро закончатся, поэтому власти будут искать другие источники покрытия дефицита – повышение налогов и займы.
«В бюджете запланировали половину ФНБ сохранить. Они боятся его полностью тратить, ведь ФНБ идет еще и на пополнение пенсионного фонда», – отмечает Липсиц.
При этом Минфин не может продать валюту из ликвидной части ФНБ примерно на 4 трлн рублей из-за заморозки активов ЦБ. Поэтому, чтобы «потратить» эти средства, ЦБ печатает рубли, признавал Силуанов. Экономист Липсиц называет эту схему «чисто бухгалтерской махинацией»:
«Права на эту валюту принадлежат Минфину. Он продает этот мертвый товар ЦБ, который делает вид, что ее купил. Затем ЦБ зачисляет ее на собственный счет и выплачивает Минфину рублями. В результате ЦБ осуществляет эмиссию денег. Это абсолютно безумная, пустая, не оправданная, избыточная эмиссия», – объясняет Липсиц.
Он напоминает, что избыточное печатание денег приводит к росту инфляции и ожидает, что она будет ускоряться в ближайшее время. Кроме того, дефицит бюджета будут компенсировать за счет повышения налогов.
Правительство ожидает поступления дополнительных доходов бюджета за счет увеличения экспортной пошлины и НДПИ на газ, повышения налогов для нефтяной отрасли, введения экспортной пошлины на удобрения и уголь, роста собираемости акцизов на табак и введения акциза на сладкие напитки.
На фоне повышения налогов и падения нефтегазовых доходов от экспорта правительство решило провести индексацию тарифов ЖКХ на восемь месяцев раньше, чем планировало. Вместо июля 2023 года цены на коммунальные услуги вырастут с 1 декабря этого года. Предельный уровень повышения по стране не превысит 9%. Это будет вторая индексация тарифов за год.
Дать в долг родине
Поскольку резервов, повышения налогов и уже запланированных сокращений расходов недостаточно для покрытия дефицита, государство будет активно занимать деньги.
«Дыры в бюджете будут латать за счет двух источников: продажи облигаций федерального займа (ОФЗ) и инфляции через излишнюю эмиссию денег», – говорит Липсиц.
В ноябре Минфин занимал рекордными темпами из-за опасений, что дефицит бюджета будет значительно выше, и делал рекордные скидки, после того как прежние попытки занять не удались. Напрашивается даже термин «отчаяние», комментировал экономист Полевой.
До войны госдолг России составлял 20,8 трлн, в 2022-м он по плану вырастет до 23,4 трлн. До мобилизации правительство также заложило в бюджет рост госдолга в 2023 году до 25,3 трлн, а в 2025-м – до 29,5 трлн. По плану правительства, когда госдолг вырастет до такой суммы, то его обслуживание будет обходиться в 1,8 трлн рублей в год, что превысит расходы федерального бюджета на образование и здравоохранение.
Но методы, к которым сейчас прибегает правительство, могут существенно увеличить стоимость обслуживания. Государство берет деньги в долг под более чем 10%, поэтому расходы на обслуживание долга могут в перспективе вырасти до 3 трлн в год, отмечает Липсиц. При этом ставка может быть и выше, если ускорится инфляция.
«Они начинают выпускать облигации с плавающей ставкой доходности. Государство будет платить по средней стоимости кредита (RUONIA), который будет на момент выплаты купона. Это значит, что они начинают брать в долг под растущую в случае инфляции стоимость денег», – говорит Липсиц.
Он сравнивает такую практику с выпуском государственных краткосрочных обязательств (ГКО), которые привели Россию к дефолту 1998 года.
«Многие экономисты говорили, что дефолт невозможен, потому что большие валютные запасы, бюджет не сильно дефицитный – но это было до февраля. Теперь Россия встала на путь, который может ее привести к дефолту», – говорит Липсиц.
Как отмечает экономист, покупать эти ОФЗ будут в основном банки, которым трудно заработать на другом бизнесе. Если спрос с их стороны будет недостаточный, то у государства есть механизм, который их к этому принудит. Для покупки ОФЗ банки будут использовать деньги своих вкладчиков, значит есть риск и для накоплений граждан, отмечает он.
Неисполнение долговых обязательств государство может представить, например, как заморозку облигаций, как это было с долговыми бумагами, выпущенными при Сталине, полагает Липсиц. В 1957 году Никита Хрущев предложил отложить погашение облигаций на 25 лет. Советская пропаганда рассказывала, что рабочие встречали предложение с аплодисментами, а поддержка в народе была массовой.
Минфин все-таки настоит на том, чтобы не допустить слишком большой дыры в бюджете, считает Алексашенко.
«Не верю, что они съедят весь ФНБ или допустят дефицит под 7 триллионов. Мне кажется, Силуанов костьми ляжет, чтобы такого не допустить. Чего он будет резать, не знаю. Будут резать все, в первую очередь инвестиционные расходы, не связанные с [вице-премьером Маратом] Хуснуллиным. Обычно Минфин делает так – говорит всем министерствам сократить расходы на 7-10%. А на что – решайте сами. Дальше все идут жаловаться, просить не сокращать», – говорит Алексашенко.
Какие расходы сократят в первую очередь
На фоне роста расходов на армию и силовиков многие статьи социальных расходов федерального бюджета снижаются реальном выражении (за вычетом инфляции), а также в номинальном значении.
На «Национальную экономику» (инфраструктуру, развитие предприятий и т.д.) планируют сократить на 18% до 3,51 трлн. На образование траты хотят увеличить на 5%. Расходы на здравоохранение упадут на 4% до 1,46 трлн. При этом отдельные программы по здравоохранению сокращают еще больше и в номинальном выражении. Например, на борьбу с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями в 2023-м потратят на четверть меньше – 171 млрд, на модернизацию первичного звена здравоохранения меньше на 10% – 90 млрд.
На ЖКХ из федерального бюджета в следующем году собираются потратить меньше на 6%, но при этом к 2025 году запланировано сокращение в два раза – до 320 млрд. При этом статья «Социальная политика» (пенсия, пособия) пока не пострадала – расходы на нее вырастут на 12%.
Миронов считает, что правительство также может начать еще больше резать расходы, в том числе и социальные выплаты, которые пока берегут.
По мнению Липсица, если дела в экономике будут в прежнем ключе, то риск неисполнения государством долговых обязательств может реализоваться в 2025-2026 годах. Но если санкции в следующем году сработают эффективно, а потери в ходе войны будут высокие, то это время наступит еще быстрее, считает Липсиц. Он отмечает, что картина прояснится в феврале-марте 2023 года.
«Мы пока видим первые признаки, наброски этой беды, но мы еще не видим окончательные контуры», – говорит он.
Читайте также: «Лихие/святые» 90-е многими забылись. Есть шанс увидеть их вновь»
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии