Камеры научатся фиксировать 13 новых нарушений
Дорожные камеры получат новый функционал: они смогут фиксировать развороты из не своего ряда, движение мотоциклистов между полос и отсутствие у них шлемов, а еще будут распознавать отсутствие техосмотра и многое другое.
Дорожные камеры получат больше новых возможностей по фиксации нарушений ПДД. В автоматическом режиме устройства смогут распознавать не только отсутствие техосмотра или страховки, но и езду по велодорожкам, движение мотоциклистов в междурядье и передвижение байкеров без шлемов. Выводы о новых изменениях на дорогах для водителей следуют из размещенного мэрией Москвы тендера на аренду к 2022 году 500 новых дорожных камер с расширенными современными функциями, сообщает Autonews.ru.
Согласно опубликованной документации, уже в следующем году в Москве новые устройства заменят 500 устаревших. Срок аренды составляет пять лет при цене контракта 44,5 млн долларов. Пока речь идет только о наличии возможности фиксировать огромный список нарушений. Принимать решение об их использовании, как объяснили Autonews.ru в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы, будут в ГИБДД.
При этом нововведения в ближайшем будущем затронут автомобилистов по всей России: как рассказали Autonews.ru производители дорожных камер, научить любую современную камеру большинству новых перечисленных навыков не составит труда.
Какие новые нарушения ПДД будут фиксировать камеры
В список новых и пока непривычных видов нарушений для автоматической фиксации вошли:
- поворот/разворот налево не из крайнего положения;
- движение мотоциклистов между полос;
- нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки;
- поездки на мотоциклах без шлемов;
- проезд и стоянка на велодорожках;
- фиксация автомобилей с незаконной установкой опознавательного фонаря такси на крыше;
- фиксация автомобилей с незаконной установкой цветографических схем и устройств для подачи специальных световых сигналов;
- нарушение правил остановки/стоянки транспортных средств на велодорожке;
- нарушение правил пользования телефоном водителем;
- нарушение правил стоянки транспортных средств;
- движение задним ходом в запрещенных местах;
- фиксация автомобилей без техосмотра;
- фиксация автомобилей без страховки.
При этом допустимая вероятность ошибки распознавания, согласно техническому заданию – не более 5%. Общее количество камер в Москве после обновления комплексов не изменится и составит около 3,5 тыс. устройств.
Как объяснили в ЦОДД, указанные в техническом задании функции по умолчанию уже предусмотрены в современных комплексах. Так, например, 12 камер в Москве уже следят за движением транспорта на велополосах. В случае, если Госавтоинспекция примет решение контролировать одно из указанных в техзадании правонарушений, комплексы будут технически к этому готовы, и дополнительных затрат на их доработку не потребуется. По данным ЦОДД, новые комплексы появятся в местах аварийности, а также на выделенных полосах для общественного транспорта.
«Город постоянно развивается: строятся новые дороги, развиваются новые жилые районы, вводятся новые выделенные полосы и строятся пешеходные переходы. В таких местах есть высокая потребность в новых камерах, – считают в ЦОДД. – Мы анализируем с коллегами очаги аварийности, где фиксируется большое количество аварий с погибшими. А также получаем обращения от граждан, которые просят установить камеры».
Между тем в ГИБДД Москвы в ответах на запросы Autonews.ru неоднократно заявляли, что запуск новых функций и видов нарушений будет зависеть от ЦОДД.
«Решение о запуске новых видов автоматической фиксации нарушений ПДД в столице принимает Центр организации дорожного движения, – заявляли некоторое время назад в ГУ МВД России по Москве в ответ на запрос Autonews.ru о возможных планах по тестированию и использованию такой новой функции дорожных камер, как езда без ходовых огней и ближнего света фар.
Камеры будут учиться различать новые нарушения
Процент правильно определенных нейросетью нарушений прямо пропорционален объему примеров, на основе которых училась это нейросеть, объяснили Autonews.ru в Ассоциации производителей дорожных комплексов «ОКО». Там уточнили, что на сегодняшний день мало практики по отслеживанию перевозки грузов и контроля соблюдения правил буксировки.
«Чтобы вводить эту практику в регулярное использование, в первую очередь нужно определить четкие критерии для формирования доказательной базы наличия нарушения средствами фотовидеофиксации. Затем нужно будет обучать нейросети обнаруживать эти признаки нарушения. Это может занять от нескольких месяцев до года», – отметили в ассоциации.
В свою очередь представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов отметил, что многие перечисленные функции зависят не от работы комплексов, а от возможности подключения к базам различных ведомств: ГИБДД и РСА. Что касается нарушений ПДД, связанных с разметкой и разворотами, то эти функции для современных комплексов и нейросети уже стали стандартными. А вот возможность выявления более редких нарушений, например, отсутствие шлема на мотоциклистах, у эксперта вызвали сомнения.
«Поворот-разворот налево, несоблюдение разметки – это уже банальная нейросетевая видеоаналитика, – рассуждает Кусов. – А вот чтобы нейросеть смогла определить шлем на мотоциклисте, нужно для начала скормить ей огромный объем данных, потом поправлять и обучать. Для этого нужно 200-300 тыс. картинок. И только после анализа примерно 500 тыс. изображений нейросеть научится отличать условную лысину от мотошлема. Но и тут есть сомнения – шлемы могут быть разной формы, их разновидностей еще больше, чем фар».
По оценке эксперта, камеры можно научить фиксировать движение по трассе задним ходом. Однако он обратил внимание на то, что нарушение это очень редкое. При этом комплексы нужно индивидуально настраивать и устанавливать для фиксации каждого вида нарушения, что также усложнит такую задачу.
«Можно распознавать множество редких нарушений ПДД, но вопрос в том, насколько такой подход эффективен. К примеру, вот мы зафиксируем единичный проезд по трассе задним ходом, но это одно нарушение на 15 млн проездов. С точки зрения установки камер, фиксации и пресечения нарушений ПДД в первую очередь интересны именно массовые виды административных проступков. Так же, как и с непристегнутыми ремнями, которые камеры хорошо различают летом, а зимой эффективность комплексов резко снижается из-за плохой видимости», – объяснил Кусов.
По мнению эксперта, камеры, фиксирующие более редкие нарушения, будут устанавливать точечно – например, движение задним ходом будут фиксировать на съездах и хордах, где такой проступок может привести к ДТП и серьезным заторам.
Эксперт в области фото-видеофиксации Григорий Шухман добавил, что фиксация несоблюдения движения по рядам давно применяется в современных камерах. При этом специалист прогнозирует возможные ошибки с видеоаналитикой, которая включает штрафы мотоциклистам за езду без шлема и в междурядье.
Автор: Алина Распопова
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии