Мифы «Парка высоких технологий» и IT отрасли Беларуси. ПВТ – две стороны одной медали. Сторона первая

Политика
17:00
18 693 просмотра

В последние годы мировые медиа все чаще стали писать о Беларуси, как о "IT-стране" и "Кремниевой долине Восточной Европы". Причина - успех IT-проектов с белорусскими корнями, таких как фирма EPAM, мессенджер Viber, приложение MSQRD, компания Wargaming с ее игрой World of Tanks и другие.

А два года назад белорусская отрасль высоких технологий прославилась еще и благодаря подписанию президентом Лукашенко декрета "О развитии цифровой экономики". Согласно документу, резиденты Парка высоких технологий (ПВТ) теперь могут вести бизнес в сфере криптовалют и блокчейна, пользуясь льготным налоговым режимом. После принятия декрета количество резидентов ПВТ выросло в несколько раз.

 

Миф 1. Мы все сделали сами.

Налоги и льготы

Очень хорошо, что в Беларуси существует и развивается ПВТ и IT отрасль. На самом деле, когда я об этом узнал лет 5 назад, я был ОЧЕНЬ удивлен, и удивлен приятно. Круто!

Но давайте поговорим про условия, на которых они работают в Беларуси.

 

ПВТ — это не столько конкретное место (на территории парка сидят всего 4 тысячи человек), сколько набор льгот. Резиденты освобождены от большинства налогов, включая налоги на прибыль, добавленную стоимость и недвижимость до 2049 года. Вместо этого они раз в квартал перечисляют ПВТ 1% выручки. Подоходный налог для сотрудников снижен с 13% до 9%. Отчисления в ФСЗН рассчитываются исходя из средней заработной платы в стране – т.е. примерно 1/5 от того, что платит остальной бизнес в Беларуси.

Мне совершенно не жалко. Люди с мозгами остаются в Беларуси, в страну приходит валюта. Работники IT компаний много денег тратят в стране, а, значит, растут и отрасли, которые обслуживают этих людей. Все супер, и побольше бы таких отраслей!

Но бизнес есть бизнес. Все это происходит далеко не из любви к Беларуси, а прежде всего потому, что это ВЫГОДНО. И это, с точки зрения бизнеса, логично. Как говорится, ничего лично – просто бизнес.

Сейчас остро встал вопрос о том, что IT бизнес Беларуси - это какой-то пуп земли. И что некоторая часть представителей этой отрасли против той политической ситуации, в которой живет Беларусь при Лукашенко и которая случилась после выборов президента. Они шантажируют власть и общество тем, что в случае, если в Беларуси не будут проведены досрочные выборы президента, а также ряд других их требований, то многие IT компании уйдут из страны.

Но давайте не будем забывать, что кроме IT отрасли и людей, которые в ней работают, а это около 60 тыс. человек (если вместе с супругами и детьми, то 180-200 тыс. человек) в Беларуси живет еще 9,3 млн. человек. И, к сожалению, с точки зрения доходов и многих других факторов, у этих людей не все так радужно, как у айтишников. Как говорится, кому суп — жидкий, а кому жемчуг — мелкий.

 

Мое мнение, что успех IT отрасли в Беларуси в существенной степени раздут и преувеличен. Хотя они, конечно же, молодцы. Но я уверен, что если бы аналогичные условия по налогам и другие преференции, которые они имеют в Беларуси, распространялись бы на ВСЕ виды деятельности, то в Беларуси был бы настоящий бум, причем как среди отечественных предпринимателей, так и среди иностранных инвесторов. А если учесть, что Беларусь входит в Таможенный союз с Россией и Казахстаном, то это еще был бы бум бумный!

 

Т.е. если бы ВСЕ остальные бизнесы в Беларуси получили аналогичные послабления по налогам, то IT отрасль так бы НЕ выделялась и не тянула на себя одеяло.

 

Не верите? Вот вам еще один пример, к которому Лукашенко так же «не имеет никакого отношения» - агротуризм. Посмотрите, что произошло с этой отраслью за последние 17 лет. Она бурно развивается. Развивалась до коронавируса….

Прибыль от иностранного туризма в 2003 году составила всего 11,5 млн. долларов США. Началом развития сельского туризма в Беларуси можно считать 2006 год, когда был издан указ президента №372 о развитии агро- и экотуризма в стране. В 2017 году подписан Указ «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан». В этом документе закреплен порядок безвизового посещения. Конечно, то, что делается, дает результаты. В 2018 году в Беларусь въехало 365,5 тысяч человек, причем более 213 тысяч – жители дальнего зарубежья. За 2017 год иностранные путешественники в Беларуси потратили 790 миллионов долларов. Если в 2006 году в Беларуси насчитывалось всего 34 агроусадьбы, то на начало 2018 года их стало уже 2319. Т.о. внутренний туризм позволил трудоустроить десятки тысяч наших граждан, что так же является очень важным фактором для нашей страны.

Что же кроме безвиза способствовало развитию данного бизнеса?

Прежде всего, это банковские льготные кредиты для развития агротуристического бизнеса. Для физических лиц, сельских жителей, кредит всего лишь под 5% годовых на 7 лет. Вторым моментом стали значительные налоговые льготы – 1 базовая величина в год – на сегодняшний момент это около 10$, ну, стандартный соц.страх. По сути, это одна из самых льготных сфер деятельности в Беларуси. И, кроме того, был очерчен довольно широкий круг возможностей и услуг, которые могут оказывать субъекты агроэкотуризма.


Кроме налоговых и иных послаблений не стоит забывать, что в Беларуси созданы приличные условия для жизни. Особенно если на эту жизнь хватает денег. А с этим у представителей IT отрасли проблем нет. Низкий уровень криминала, минимальные проблемы с наркоманией, спокойствие, порядок, чистота, свобода перемещения и т.п.: вроде бы элементарные, но очень важные вещи, которые также существенно повышают уровень жизни.
 

Миф 2. Мы не можем дальше работать в таких нечеловеческих условиях.

 

12 августа 2020 года представители ПВТ опубликовали обращение к президенту Лукашенко.

В частности, представители IT бизнеса написали:

"Мы не эксперты в политике, но мы эксперты в технологичном бизнесе. В стране формируются условия, в которых технологичный бизнес не сможет функционировать. Стартапы не рождаются в атмосфере страха и насилия. Стартапы рождаются в атмосфере свободы и открытости", - говорится в обращении.

На первый взгляд, это, конечно, так, но возникает вопрос: Украина – это спокойная страна? То, что творится (митинги, погромы и беспорядки) в США, начиная с апреля-мая 2020 года – это не усиливает атмосферу страха и насилия? В Китае отсутствует демократия, как ее принято считать в «цивилизованном» мире, но это никак не мешает росту IT бизнеса и StartUp.

Ну, и еще хотелось бы спросить – скажите, а до 09.08.2020 года, когда начались массовые протесты, стремящиеся перерасти в государственный переворот, вас все устраивало? В стране хватало свободы и открытости? Судя по всему - да. 

 

Миф 3. Лукашенко не имеет никакого отношения к успехам ПВТ.

Также с недавних пор появилось и сейчас активно набирает популярность мнение, что IT отрасль появилась самостоятельно, и Лукашенко тут совершенно не при чем. Он не понимает, а, значит, и не вмешивался. По-моему, это наивно. То его обвиняют, что он все тотально в Беларуси контролирует, что лезет во всякие мелочи, в которые вроде бы президентам и не положено лезть, а то отрасль, которая приносит 2 млрд. долларов в год, прошла незамеченной.

Немного истории:

С идеей такого налогового режима Аркадий Добкин в 2005 году пришел к своему бывшему начальнику из Государственного НПО порошковой металлургии. Тот к тому времени стал вице-президентом белорусской Академии наук. Бывший начальник познакомил Добкина с президентом академии Михаилом Мясниковичем и Валерием Цепкало.

«Этих двоих удалось убедить, что ПВТ, в общем-то, не совсем нереальная идея», — вспоминает Добкин. Затем Мясникович и Цепкало пошли убеждать Лукашенко. Президент тоже отнесся к ним благосклонно — и в том же году подписал декрет о создании парка.

Как же это получилось, что Лукашенко согласился развивать независимый IT-сектор в стране, где вся экономика у него буквально на ручном управлении? Мнения на этот счет расходятся.

«Он просто не понял, что это такое, что это может стать такой крутой отраслью», — уверена Мария Колесникова, одна из предводительниц оппозиционных сил, глава штаба претендента на пост президента Беларуси Виктора Бабарико.

Добкин с этим мнением, в общем, согласен: 15 лет назад IT-отрасль в Белоруссии была слишком маленькой, чтобы всерьез опасаться того, что она может стать очагом вольнодумства. Заметными потерями для бюджета налоговые льготы не были чреваты по той же причине. Напротив, в случае успеха они даже сулили прибавку. «Мы рассказывали, что сможем привлечь внешние деньги, не тратя много ресурсов, — объясняет Добкин. — Не получилось бы — ничего бы не потеряли. Почему не попробовать?». Руководить ПВТ назначили Валерия Цепкало.

Многое изменилось в 2017 году, когда вышел новый декрет о развитии цифровой экономики. Бизнес-планов объемом полсотни страниц в ПВТ требовать перестали. Отношение к потенциальным резидентам стало таким: «Ребят, чем вам помочь, что сделать, чтобы вы скорее у нас оказались?» Кроме того, ПВТ начал вникать в специфику работы своих подопечных, занялся решением проблем, на которые они жаловались.

Все собеседники The Bell на вопрос о роли Лукашенко в успехе белорусского IT ответили одинаково: президент тут ни при чем. «Это единственная отрасль, к которой он не имеет никакого отношения, поэтому она и успешна», — убеждена Колесникова.

Есть еще одна версия. В 2011–2014 годах Лукашенко в целом был озабочен либерализацией бизнес-среды: «Он убедился в том, что сильная зависимость от России — это плохо в политическом плане, поэтому нужно создавать что-то свое, повышать доходы людей, чтобы они не смотрели все время на другие страны», — рассуждает старший научный сотрудник аналитического центра BEROC Лев Львовский.

Лично я думаю, что за успех IT отрасли Беларуси нужно благодарить следующих людей и факторы:

- Аркадия Добкина, Михаила Мясниковича и Валерия Цепкало – как идейных вдохновителей и основателей;

- Виктора Прокопеню, как человека, который активно разрабатывал льготы 2017 года и др. условия для резидентов IT отрасли;

- предпринимателей, которые придумывают новые стартапы;

- программистов и других специалистов, которые ежедневно работают;

- советское и белорусское среднее и высшее образование, которое обучило на первом этапе, да и обучает сейчас многих специалистов;

- внешнюю среду, в которой западным и, прежде всего, компаниям из США выгодно нанимать более дешевых и талантливых программистов из Беларуси и др. стран;

- ну и, конечно, президента Беларуси Александра Григорьевича Лукашенко, который позволил всему этому случится, как бы кому-то это не нравилось.

 

В общем, данной статьей я не хочу как-то обидеть людей, занимающихся айтибизнесом в Беларуси. Еще раз хочу отметить - вы большие молодцы. Но, во-первых, не вы одни живете  в Беларуси, во-вторых, это не только ваша заслуга в том, что сейчас из себя представляет IT отрасль. Т.ч. не стоит раскачивать лодку. И, как говорил кот Леопольд - ребята, давайте жить дружно.

 

Автор: Виктор Сагалов