«Банки будут драть в три шкуры». Как россияне будут покупать валюту в случае отмены биржевых торгов

Мнения
14:28
172 779 просмотров

В конце июля стало известно, что ЦБ готовится к отмене биржевых торгов долларом и евро в случае введения новых санкций.

Из-за этого нефинансовые компании и граждане могут лишиться возможности напрямую конвертировать валюту на бирже. Курс в случае санкций будет устанавливаться по котировкам крупнейших банков. Главный риск такой реформы для граждан – рост спредов между ценой покупки и продажи валюты.

Почему биржа может перестать торговать долларом и евро

ЦБ обсуждает с участниками рынка механизм формирования курса доллара и евро на случай отмены биржевых торгов этими валютами, сообщил в конце июля Forbes со ссылкой на источники. Это может произойти, если Мосбиржа или Национальный клиринговый центр (НКЦ), через который проходят валютные расчеты, попадут под санкции.

«Санкционные ограничения постоянно меняются. Чтобы обеспечить защиту клиентов и бесперебойность работы финансовой системы Банк России проводит с участниками рынка и организациями инфраструктуры моделирование различных сценариев», — ответил ЦБ на запрос The Bell по этому поводу, не раскрыв деталей работы предполагаемого механизма.

О рисках санкций против НКЦ заговорили еще в начале июня, когда ЕС ввел блокирующие санкции против Национального расчетного депозитария. Удар оказался серьерзным: санкции привели к тому, что у российских инвесторов оказалась заблокирована часть иностранных ценных бумаг. После этого первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин посоветовал участникам рынка снизить валютные позиции в НКЦ из-за риска санкций и против него.

Примерно с этого момента в России началась активная девалютизация: банки один за другим начали вводить комиссии за хранение валюты на счетах. В конце июля к ним начали присоединяться и брокеры: 24 июля о введении ежедневной комиссии объявил «Атон», 28-го — БКС. В начале прошлой неделе о возможном введении комиссии своих клиентов предупредил и «Финам», узнал РБК. «Тинькофф» объявил о введении комиссии за хранение валюты на брокерских счетах еще в июне.

В конце июня НКЦ разослал участникам рынка регламент, по которому он будет действовать в случае ограничений в отношении валют. Регламент предусматривает:

  • замену валюты исполнения обязательств по сделкам на всех рынках, за исключением срочного
  • прекращение зачисления и списания валюты, попавшей под ограничения
  • прекращение ее учета в качестве обеспечения.

По сути, это означает, что ввод санкций против НКЦ или Мосбиржи приведет к остановке биржевых торгов долларом и евро и к заморозке валютных позиций участников рынка (то есть валюты на брокерских счетах инвесторов).

Как будет определяться курс

Сейчас ЦБ работает над тем, как в случае санкций будет определяться курс валют, — вопрос станет актуальным уже на следующий день после возможной остановки биржевых торгов. Один из основных вариантов — некий алгоритм на основе котировок топ-10 крупнейших банков, отмечает источник Forbes. «Для широкой публики это будет курс ЦБ, для крупных участников механизм будет прозрачным», — добавил он. Некоторые банки уже получили алгоритм расчетов, пишет издание.

Переход от биржевых торгов к внебиржевым — естественный запасной план, в случае если Мосбиржа и НКЦ попадут под санкции, прокомментировал The Bell стратег по валюте в одном из банков. Глобальный рынок Forex — исторически внебиржевой, и публичные котировки, которые видны в Bloomberg, Reuters и т. п. — это агрегированные котировки по определенной группе центров ликвидности, напоминает он. В данном случае будет то же самое, только такими центрами ликвидности станут банки.

«В большинстве стран мира валютный рынок работает как внебиржевой: механизмы отработаны десятилетиями без центрального контрагента в виде биржи. Биржевые валютные торги — это, скорее, особенности национальной системы», — соглашается источник в одном из банков.

Можно ли будет манипулировать курсом

Тем не менее возникает вопрос, насколько небиржевой курс может быть подвержен манипуляциям, например, в интересах определенных отраслей или бюджета, ведь крупнейшие банки в России принадлежат государству.

Отмена биржевых торгов приведет к монополизации валютного рынка: крупные банки в таких условиях получат механизм, который позволит им завышать или занижать курсы валют в нужную им сторону к нужной дате, опасается аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. Банки могут пользоваться своим привилегированным положением, корректируя «рыночный» курс в нужную им сторону, например для «красивого» закрытия собственного баланса, предположил он.

Ряд крупных игроков могут взять на себя функцию Центробанка по валютным интервенциям, рассуждает Потавин: когда нужно быстро поднять или ослабить курс местной валюты, регулятор начинает покупать или продавать единовременно огромные объемы валюты других стран. «В такой ситуации искусственно может удерживаться нужный валютный курс. Хеджирование такого валютного курса станет весьма проблематичной задачей», — предупреждает эксперт.

«Конечно, это не будет так прозрачно, как через биржу, но это будет все тот же нормальный рынок, — возражает валютный стратег. — Пусть и менее удобный, и, вероятно, более дорогой для нефинансовых компаний и физлиц. Комиссии для них могут вырасти, но арбитраж между банками—провайдерами ликвидности обеспечит вполне себе честный рыночный курс». По его мнению, риск манипуляций с переходом на новую систему значительно не увеличится.

Многое будет зависеть от позиции ЦБ, а пока он стоит на своем — курс должен быть максимально плавающий и один, говорит Дмитрий Полевой, директор по инвестициям ИК «Локо-Инвест».

«При большом желании курсом можно манипулировать и сейчас, если ты крупный игрок. Но цель обсуждаемой схемы — не обмануть кого-то, а получить более или менее репрезентативный курс в таких сложных условиях», — считает он.

Спровоцирует ли реформа множественность курсов и сколько придется переплачивать за валюту

«Из-за ограничений на ввоз наличных долларов и евро со стороны США и ЕС мы уже живем в системе множественных курсов: курс наличной валюты отличается от курса валюты безналичной, как в банках, так и на "сером" рынке», — напоминает аналитик одного из крупных банков. 

Отсутствие биржевых торгов вряд ли сможет ухудшить эту ситуацию и привести к появлению дополнительных курсов, рассуждает собеседник The Bell. Скорее, есть риск увеличения спредов между ценой покупки и продажи валюты.

Как сильно увеличится спред, зависит от того, насколько клиенты «в рынке», считает валютный стратег. Например, продвинутые клиенты могут вообще не переплачивать: они могут запрашивать котировки у нескольких банков, сталкивать их лбами и выбивать себе лучшие условия. «А вот мелкие клиенты или физлица могут получить серьезное удорожание конверсии. С них банки могут начать "драть в три шкуры", причем вероятно не через комиссии, а через спред между покупкой и продажей: он может составить и 1%, и 5% и 10%, как получится в каждом конкретном случае», — допускает эксперт.

Валютный курс по топ-10 банков на 2 августа составлял 64,86 рубля за доллар и 66,16 рубля за евро против курса ЦБ РФ 62,05 рубля и 63,24 рубля соответственно, отмечает Потавин. То есть разница между ними составляла 4–5% в пользу банковского.

При этом найти механизмы, которые бы снизили спреды в случае остановки биржевых торгов, при желании можно, отмечают опрошенные The Bell участники рынка. Для этого можно было бы:

  • Дать возможность вместо биржи покупать валюту у брокеров или специальных дилеров, имеющих доступ к внебиржевому рынку, на котором валюту могут продавать экспортеры и другие участники
  • Добавить в систему p2p-маркетплейс для валютных транзакций — тогда банкам будет сложнее зарабатывать на более высоких спредах и комиссиях

Лучшей альтернативой валютному курсу от крупных банков может быть использование кросс-курсов по одной или нескольким иностранным валютам, торги по которым продолжаются, говорит Потавин. Так сейчас и происходит в России по менее ликвидным валютам, отмечает главный аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Виктор Тунёв.

Насколько вообще реальна остановка биржевых торгов

Оценить риск расширения санкций на НКЦ — сложно, но ЦБ не зря готовится к худшему. «Если ставки в спецоперации на Украине в ближайшие месяцы будут подняты еще выше, то внешние санкции действительно могут затронуть биржевую торговлю долларом и евро, а также фунтом, йеной и, возможно, другими валютами стран G7», — допускает Потавин из «Финама». В этом случае запуск механизма определения курсов через внебиржевой внутренний рынок станет вполне оправданным событием, отмечает он. Это не принесет ничего позитивного в экономику, но хотя бы минимизирует риски полного коллапса при закрытии валютных биржевых торгов.

А вот риски того, что ЦБ может сам превентивно ограничить биржевые торги валютой, эксперты оценивают как невысокие. Валютные торги не отменят, пока хотя бы один банк в России имеет корсчета в других валютах, считает Виктор Тунёв. До полного исключения России из мировой финансовой системы, по его мнению, также еще очень далеко.

Самый главный риск для граждан — возможная заморозка валют, против которых будут введены санкции, на брокерском счете. При этом валюту, купленную после 9 марта, можно вывести на банковский счет, но снять ее в России будет по-прежнему невозможно — недавно ЦБ продлил ограничения с 9 сентября до 9 марта 2023-го. В этом случае инвесторы, скорее всего, смогут, как и сейчас, конвертировать ее в рубли по внутренним курсам банков, говорил The Bell управляющий директор отдела валидации агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов.

Вячеслав Дворников

thebell.io

P.S. Эта статья издания The Bell отражает одно из мнений о том, как будет развиваться ситуация на валютном рынке России в случае закрытия биржевых торгов. Мы решили опубликовать ее у себя, так как описанные в статье процессы могут иметь место и на белорусском валютном рынке.