Пробежались по крышам. Рейтинг самых больших банд России и СССР
Серьёзные бандитские группировки существовали в России во все времена – даже в доперестроечном СССР, где власти отрицали само наличие организованной преступности. Неспокойная эпоха 1990-х стала временем расцвета ОПГ, когда бандиты фактически контролировали целые регионы (например, на Дальнем Востоке), устраивали кровавые расправы над врагами и строго следили за дисциплиной в своих рядах.
«Секрет фирмы» составил рейтинг самых больших преступных сообществ в современной истории страны. Оценки численности их членов в большинстве случаев сильно разнятся в разных источниках. Поэтому указали приблизительные цифры.
5-е место. Тамбовская ОПГ
Численность: от 300 до 500 человек
Группировка, созданная в Ленинграде в конце 80-х уроженцами Тамбова Владимиром Кумариным (Кум) и Валерием Ледовских, по праву считается одной из самых известных банд России.
Костяк ОПГ состоял из земляков основателей, но затем её ряды стали пополняться и выходцами из других регионов. Поначалу бригада крышевала напёрсточников, но вскоре переключилась на рэкет первых советских кооператоров.
Первое время «тамбовские» действовали под крылом более авторитетной Великолукской ОПГ братьев Гавриленковых, которая долгое время считалась крупнейшей в Петербурге. В декабре 1988 года подручные Кумарина и Ледовских устроили криминальную разборку с бойцами Малышевской ОПГ, ставшую предвестницей кровавых бандитских войн 90-х.
Поначалу «тамбовские» и «малышевцы» (состоящие из выходцев из разных регионов и возглавляемые бывшим борцом Александром Малышевым) действовали сообща, но после этого конфликта стали врагами. Перестрелка также привела к тому, что милиция обратила особое внимание на «тамбовских» и арестовала сразу 72 члена группировки по делу о вымогательстве, но главарям удалось избежать длительных сроков.
Кумарин освободился уже в 1993 году. Вскоре после этого он пережил покушение: машину авторитета обстреляли из автоматов. Бандит получил 11 пуль и потерял руку, но выжил. Вероятно, за попыткой убийства стояли вчерашние партнёры из Великолукской ОПГ. Следующие несколько лет между двумя группировками будет идти война, победу в которой одержат «тамбовские».
К 1993-му же относится расцвет Тамбовской ОПГ. Она стала больше чем просто банда и имела немало легальных источников дохода от разных сфер бизнеса, включая топливные компании и крупные предприятия. Одним из крупнейших активов Кумарина стала Петербургская топливная компания, созданная при участии властных структур в качестве противовеса монополии «Сургутнефтегаза».
Связей во властных кругах у группировки действительно было немало, да и сами бандиты были не прочь занять места в высоких кабинетах: так, один из лидеров «тамбовских» Михаил Глущенко по прозвищу Миша-Хохол в 1995 году стал депутатом Госдумы от ЛДПР. Кумарин же (который сменил фамилию и стал Барсуковым) получил неофициальный титул «ночного губернатора» Петербурга.
Он решал возникающие споры и, по некоторым оценкам, был единственной действующей силой в городе, – а также приобрел репутацию щедрого мецената.
Чем всё закончилось. К концу 1999 года Тамбовская ОПГ начала испытывать серьёзные проблемы. Арестовали или убили депутатов, близких к группировке, а также ряд других ключевых фигур.
Постепенно члены банды полностью вышли в легальное поле, но её лидеру всё же не удалось избежать тюрьмы. В 2007 году Кумарина-Барсукова обвинили в рейдерском захвате петербургских магазинов. Суд приговорил его к 14 годам лишения свободы.
Позднее главаря «тамбовских» осудили ещё по нескольким уголовным делам, в том числе о создании преступного сообщества. Его подручный Михаил Глущенко признался в организации убийства депутата Госдумы Галины Старовойтовой. В 2015 году его приговорили к 17 годам колонии. По словам Глущенко, заказчиком покушения был Кумарин.
В 2019 году бывшему «ночному губернатору» предъявили обвинение в организации убийства, но суд по делу пока так и не начался. Кумарин свою вину отрицает.
4-е место. Меховая мафия
Численность: около 500 человек
Так называемая Меховая мафия, которую считают одной из крупнейших преступных группировок СССР, сформировалась в конце 1960-х в Казахстане. Она не занималась убийствами или разбоями, предпочитая вести тайный бизнес по продаже мехов.
У истоков ОПГ стояли директор Карагандинского городского промышленного комбината Лев Дунаев, его преемник на этой должности Рудольф Жатон, а также глава Абайского горпромкомбината Пётр Снобков, который был лидером группы. За милицейское прикрытие банды отвечал начальник кафедры Карагандинской высшей школы МВД Иосиф Эпельбейм.
Придуманная ими схема отличалась простотой, но приносила огромные прибыли. Создатели ОПГ наладили подпольное производство шуб, шапок, воротников и муфт, а затем сбывали дефицитный товар в крупных городах – Москве, Ленинграде и столицах союзных республик. В качестве оплаты принимали не только советские рубли, но и ювелирные изделия, а также золото.
Позднее в ходе обысков у лидеров Меховой мафии найдут десятки килограммов драгоценностей и толстые пачки сторублёвок в трёхлитровых банках – всего около 4,5 млн рублей.
Производство мехов в цехах предприятий велось в «третью смену», то есть нелегально по ночам. Работа была прекрасно налажена на всех этапах – от поставки сырья до отгрузки готового товара. Так, например, необработанными шкурами и овчиной предприятия обеспечивал начальник управления «Казкооппушнина» Казпотребсоюза по фамилии Изотов. Конечно, товар подлежал учёту, но злоумышленник списывал пропажу сырья на падёж животных.
Чем всё закончилось. Деятельность подпольных цеховиков удалось пресечь почти случайно. В Москве обокрали некую важную особу (в некоторых источниках утверждается, что это была известная певица, но её имя не названо). Добычей воров стали драгоценности и шубы из натурального меха. Преступников быстро поймала милиция.
На этом всё могло бы и закончиться, но задержанием злоумышленников по каким-то причинам заинтересовались сотрудники КГБ. Они обратили внимание на отсутствие на шубах каких-либо ярлыков и начали расследование, которое в итоге привело на фабрики в Казахской ССР. Попутно выяснилось, что производство мехов крышевало местное руководство МВД.
Доклад о ситуации лёг на стол самому председателю КГБ и будущему генсеку Юрию Андропову, который согласовал операцию по задержанию преступников, получившую название «Картель».
Информация о подготовке арестов милицейских руководителей Казахстана дошла до главы МВД Николая Щёлокова, который попытался помешать проведению операции. Это вынудило Андропова начать «Картель» на несколько дней раньше запланированного срока. 7 января 1974 года чекисты задержали лидеров Меховой мафии, а также ещё около 500 человек, причастных к деятельности преступной группы.
Позднее Снобкова, Дунаева и Эпельбейма приговорили к смертной казни. Жатон отделался 15 годами тюрьмы – избежать расстрела удалось из-за того, что никаких ценностей у него не нашли. Ещё десятки человек получили длительные тюремные сроки, хотя многим замешанным в деле сотрудникам МВД удалось избежать ответственности.
3-е место. 29-й комплекс
Численность: от 500 до 1000 человек
Группировка «29-й комплекс», появившаяся в Набережных Челнах в середине 1980-х, в дальнейшем получила репутацию одной из самых жёстоких банд в российской истории. Комплексами в городе называли жилые микрорайоны, и, как нетрудно догадаться, первоначально ОПГ состояла из жителей комплекса № 29. Лидером группировки стал Мансур Сафин, о котором мало что известно.
Бандитское сообщество отличалось высоким уровнем подготовки и дисциплины. Под запретом было как употребление алкоголя и наркотиков, так и курение. Проштрафившихся бойцов в лучшем случае ждало изгнание из рядов ОПГ.
Первые годы существования «29-й комплекс» провёл в разборках с конкурирующими бандами Набережных Челнов. Уличное насилие не могло не вызвать реакции правоохранительных органов, и вскоре Сафин оказался за решёткой.
Новым главарём группировки стал Адыган Саляхов (Алик Большой) – жестокий бандит, которого боялись даже его собственные подручные. Освободившийся из тюрьмы в начале 90-х Мансур Сафин так и не смог вернуть себе положение лидера. Вскоре его застрелили во время визита в свой строящийся коттедж.
При Саляхове основным источником дохода банды стала дань, которую рэкетиры взимали с предпринимателей Набережных Челнов и соседних городов. Влияние преступников распространилось даже на КамАЗ (похожая ситуация сложилась в Тольятти вокруг АвтоВАЗа – об этом «Секрет» писал ранее).
Именно в этот период члены «29-го комплекса» приобрели репутацию настоящих изуверов. В составе группировки даже была отдельная бригада могильщиков под руководством Вячеслава Фёдорова (Парасоль), которая зачищала следы на месте расправ и избавлялась от тел жертв.
ОПГ обзавелась узнаваемым почерком, который заключался в расчленении трупов убитых (как правило, это были несговорчивые бизнесмены). Некоторых людей, напротив, хоронили заживо.
Постепенно влияние группировки вышло далеко за пределы её родного города. « По данным правоохранительных органов Татарстана, под их контроль попало практически всё Закамье. Устойчивые связи и деловые интересы сообщество имело даже на Украине, где в зону его ответственности входили Южный порт Одессы, рестораны, магазины, завод безалкогольных напитков», – писала газета «Новые известия».
Свои интересы «29-й комплекс» имел даже в Москве. Саляхов жил в столице с 1993 года, а своим наместником в Набережных Челнах поставил Рузаля Асадуллина по кличке Рузалик.
Чем всё закончилось. Поначалу Рузаль исправно исполнял свои обязанности, но затем в банде начались повальные алкоголизм и наркомания, да и сам Асадуллин пристрастился к запрещённым веществам. Он стал утаивать от босса часть прибыли, а затем и вовсе угодил за решётку, избив человека в ночном клубе.
ОПГ прекратила существование только в 2004 году, когда на скамье подсудимых оказались 33 человека, включая Саляхова и его ближайших подручных. Предводитель бандитов получил 25 лет тюрьмы, его соратников также приговорили к длительным срокам.
«29-й комплекс» был лишь одной из длинного списка преступных группировок Татарстана, которые начали возникать ещё в 70-х и состояли в основном из молодёжи. В числе самых известных ОПГ были «Тяп-Ляп», «Хади Такташ», «Квартал», «Жилка» и «Теплоконтроль». Всплеск насилия в республике получил название «казанский феномен» и стал предметом многочисленных исследований журналистов, социологов и других специалистов.
2-е место. Суконная слобода, или Суконка
Численность: от 1300 до 1500 человек
Ещё одним примером «казанского феномена» стала группировка «Суконка», получившая название по месту своего возникновения – микрорайону Суконная слобода недалеко от центра Казани. Также в ходу кодовое обозначение 797, что по первым буквам цифр расшифровывается как «Суконка – долина смерти». Эта ОПГ действует до сих пор и считается не только одной из самых больших в России, но и входит в число старейших.
По версии правоохранительных органов, она возникла в 1970-х в одно время с другими городскими бандами. Среди самих участников «Суконки» бытует легенда, что история группировки восходит едва ли не к царским временам.
Поначалу бригада не слишком выделялась на фоне более крупных и знаменитых коллег по цеху. Так продолжалось до тех пор, пока в 90-е её не возглавил авторитет с необычным именем Марсиан Якупов (Марсик).
Он хорошо умел выбирать союзников: сначала «Суконка» вошла в состав ОПГ «Жилка», а после того, как последняя практически прекратила существование во второй половине 90-х, подопечные Якупова примкнули к банде «Драконы». При поддержке её лидеров в 1998 году Марсика короновали в воры в законе.
В этот же период сформировался определённый свод правил членов «Суконки» – например, им разрешалось работать, но было запрещено «прислуживать», то есть трудиться официантом или автомойщиком.
Банда занималась почти всеми видами криминального бизнеса, но в основном специализировалась на «крышевании» розничной торговли.
Время перемен для ОПГ настало в конце 90-х, когда в Суконной слободе начали сносить ветхое жильё. Жителей района расселили по всей Казани, и таким образом «Суконка» разделилась на несколько бригад, при этом сохранив единую структуру.
Сейчас группировка присутствует во многих районах Казани. Новых членов вербуют среди молодёжи, на «работу» берут даже школьников. В ОПГ царила суровая дисциплина: участники разделялись на возрастные категории, а также были обязаны трижды в неделю участвовать в совместных спортивных тренировках и занятиях по единоборствам.
Каждый член банды обязался ежемесячно сдавать в «общак» определённую сумму – эти деньги тратились на поддержку отбывающих сроки соратников и на адвокатов для находящихся под следствием.
Главарь «Суконки» Якупов несколько раз становился фигурантом уголовных дел, но до поры ему удавалось избежать серьёзного наказания. В 2003 году его задержали по делу об убийстве своего же подручного, авторитета Айраха Саляхова. Марсик признал, что подрался с погибшим на праздновании его дня рождения, но отрицал причастность к убийству. Уже через два дня задержанного отпустили.
Однако в 2006 году лидера «Суконки» всё же приговорили к 7,5 года по делу о мошенничестве, а в 2012-м известный бандит умер от сердечного приступа. О личности его преемника в открытых источниках не сообщается, хотя ОПГ по-прежнему регулярно попадает на страницы криминальной хроники.
Последний из приговоров участникам «Суконки» вынесли совсем недавно – в августе 2021 года. Шестеро молодых бандитов получили от 8,5 до 13 лет колонии за жестокое избиение случайных людей на улице. Впрочем, на боеспособность такой крупной ОПГ их заключение, скорее всего, никак не повлияло.
1-е место. Общак
Численность: более 4000 человек
Начало криминального пути ОПГ «Общак», действовавшей на Дальнем Востоке, практически неотличимо от историй других банд, появившихся в последние годы существования СССР. Костяк группировки начал формироваться в 1987 году в Комсомольске-на-Амуре из уголовников-рецидивистов, спортсменов и участников уличных банд. У истоков этого сообщества стоял вор в законе Евгений Васин (Джем), который к тому времени уже имел за плечами несколько «ходок».
«Общак» в основном занимался рэкетом местных предпринимателей, а также контрабандой леса и других товаров (включая деликатесы вроде икры и камчатского краба). Прибыль шла и от нефтяной разработки Сахалинского шельфа. По данным правоохранительных органов, за всё время руководство бандой Васин заработал около $4–6 млн.
В короткий срок ОПГ сильно расширила свою сферу влияния: под власть бандитов попали почти все крупные города Дальнего Востока, включая Хабаровск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский и Магадан. Бригада контролировала около 14% территории России. Ей не покорился только Владивосток, где были сильны местные преступные группировки.
ОПГ Джема отличала очень жёсткая структура: вся бандитская вотчина была разделена на секторы, за которые отвечали назначенные главарём люди, следившие за порядком и за сбором дани. Полученные деньги стекались в общий фонд, по которому преступная организация и получила своё название – «Общак».
Васин не жалел денег на поддержание образа народного благодетеля: по его инициативе создавались благотворительные фонды, а бандитская группировка даже имела общественные приёмные, где собирала различные жалобы от населения.
Особое внимание «Общак» уделял вербовке новых бойцов. Масштаб этого процесса поражал воображение – например, под вывеской летнего лагеря для неблагополучных подростков на небольшом острове Малайкин действовала вербовочная база группировки.
«Думаю, что не переборщу, если скажу, что каждый комсомольский парень в возрасте от 15 до 20 является членом «Общака» или же мечтает и готовится им стать. Пацаны в чёрных брюках со стрелками, чёрных ботинках, чёрных кожаных куртках и чёрных же кепочках или фуражках, сдвинутых на затылок, сидят в холлах гостиниц, в ресторанах, офисах коммерческих фирм и в магазинах, дежурят на стоянках городского и частного транспорта, патрулируют улицы», – писал журналист «Коммерсанта» Сергей Дюпин, побывавший в Комсомольске-на-Амуре в 2001 году на похоронах Васина.
Чем всё закончилось. Конец криминального авторитета был связан с трагедией в кафе «Чародейка», разыгравшейся вечером 22 февраля 2001 года. Незадолго до этого Васин распорядился отомстить хозяину заведения, который отказывался платить бандитам дань.
Преступники решили превратить кафе в пепелище, и в назначенный час туда ворвались четыре человека с коктейлями Молотова наперевес. Их не оставило даже то, что в тот момент в «Чародейке» было полно посетителей, более того, устроить пожар с большим количеством жертв как раз входило в планы членов ОПГ. В результате поджога погибли восемь человек в возрасте от 15 до 25 лет.
Трагический инцидент шокировал Комсомольск-на-Амуре. Правоохранительные органы признали преступление терактом. Вскоре поджигатели были задержаны (позднее большинство из них получат пожизненные сроки), а затем в наручниках оказался и казавшийся всемогущим Васин. В СИЗО он долго не протянул – уже 23 октября 2001 года лидер «Общака» умер, по официальной версии, от сердечной недостаточности. После этого лидерами ОПГ стали Эдуард Сахнов (Сахно), Олег Семакин (Ева) и Олег Шохирев (Леший).
Группировка продолжала деятельность в обычном режиме до весны 2004 года, когда у лидеров «Общака» возник конфликт с Юрием Масленниковым (Крабом), которого в прессе называли смотрящим за Хабаровском. В следующие несколько месяцев развернулась настоящая криминальная война с серией покушений, убийств и других преступлений.
Наконец, Масленников решил обратиться в правоохранительные органы. Результатом стало задержание Сахнова, Семакина и Шохирева, а также ещё нескольких видных членов группировки.
В 2009 году их признали виновными в организации преступного сообщества и приговорили к длительным тюремным срокам. Позднее Верховный суд немного смягчил наказание: Сахнов получил 22 года колонии, Семакин – 20 лет, Шохирев – 17. Посадка главарей стала концом для «Общака», распавшегося на более мелкие ОПГ.
Автор: Евгений Снегов
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии