Брестские врачи скорой медицинской помощи – о рабочих буднях в период коронавируса

Здравоохранение
15:35
14 223 просмотра

На этих людей сегодня выпадает особая ноша. Бригады скорой помощи и раньше были в самом что ни на есть авангарде работы с больными и пострадавшими. Но сегодня, похоже, и врачам, и фельдшерам приходится больше работать не на лечение реальных болезней, а на переубеждение людей.

Пандемия COVID-19 не ослабляет хватку на планете, однако куда опаснее самого вируса – паника по его поводу. «Коронапсихоз», как говорил Александр Лукашенко. Есть ли он на самом деле? Есть ли у него обратная сторона медали? Логичнее всего спросить у тех, кто по-прежнему в авангарде борьбы...

«Система здравоохранения работает»

Сегодня все вызовы скорой по подозрению на коронавирус осуществляются с новой станции СМП на ул. Суворова – тут и техника подготовлена, и бригады опытные, да и добраться можно без проблем в любую точку. Броуновского движения спецмашин нет – все работают спокойно, размеренно. Пациенты с COVID-19 или «подозреваемые» в нем – лишь одна из категорий людей, которым нужна квалифицированная медпомощь, сообщает «Вечерний Брест».

– С начала эпидемии наши врачи перевозили и контактов 1-го, и контактов 2-го уровня, – рассказывает главный врач филиала «Станция скорой медицинской помощи» Валентина Пашкевич. – Настороженность, конечно, есть, но это наша работа. Установлением подобных контактов занимается центр гигиены и эпидемиологии. Его сотрудники дежурят на границе, выявляют потенциальных больных, собирают данные, проводят тесты. Если диагноз подтверждается, то человека госпитализируют. Контактами 1-го уровня при этом считаются все, кто близко контактировал с заболевшим, контактами 2-го уровня – все, кто контактировал с первым уровнем. Система сложная, но она себя оправдывает. Надо понимать, что здесь не каждая структура сама по себе: скорая отдельно, больницы отдельно. Нет, работает именно вся система здравоохранения города в целом. Сейчас она действует точечно: если раньше наши бригады выезжали и «ловили» всех (болен, не болен – госпитализировали), то теперь ежедневная статистика выездов снижается. Сложно сказать, как будет дальше. Каждую неделю из Минздрава поступают новые распоряжения в зависимости от развития ситуации с COVID-19. Мы готовы к любому сценарию.

«Вызовов стало почти вдвое меньше»

К приходу коронавируса в Беларусь брестские врачи были готовы заранее – и морально, и физически. Нет проблем со средствами защиты. Сегодня бригады скорой выезжают на инфекционные вызовы в дополнительном «обмундировании» – халат, шапочка, бахилы, нарукавники, передник, очки, респиратор. Экипировка, правда, отнимает дополнительное время, а когда вызов экстренный – медлить нельзя. Так что у медбригад фактически действует армейский принцип - одеться, пока горит спичка. Но в остальном работа идет в привычном рутинном ключе. Ее даже стало несколько меньше...

– Количество вызовов скорой сегодня существенно уменьшилось. Если раньше наши бригады по Бресту выезжали до 400 раз в сутки, то за последние дни вызовов 220-230. Наверное, у людей появилась некая боязнь врачей. Отношение к скорой помощи всегда было чуточку потребительским - вызывали бригаду из-за малейшего чиха или недомогания. Не думая при этом, действительно ли нужна им оперативная медицинская помощь. Сейчас ситуация изменилась. То ли люди боятся заразиться от врачей, то ли просто внимательнее следят за своим здоровьем. Но выездов стало существенно меньше. Те, кому нужна экстренная помощь, конечно, звонят, несмотря ни на какие эпидемии – и наши бригады находятся в полной готовности помочь людям, – утверждает Валентина Пашкевич.

Брестские врачи скорой медицинской помощи – о рабочих буднях в период коронавируса

 «Всеобщий психоз наблюдается»

На станции скорой медицинской помощи есть консультативный пост, куда часто звонят обеспокоенные граждане. С приходом коронавируса в Беларусь число звонков существенно возросло – и чуть ли не каждый готов увидеть у себя симптомы инфекции и самостоятельно поставить диагноз без тестов и анализов.

– Определенный психоз в обществе по поводу коронавируса все же наблюдается, – отмечает Валентина Пашкевич. – Почти у всех сегодня есть интернет, телевизор, и та информация о COVID-19, которая льется на людей, очень негативно влияет на психику. Далеко не вся информация достоверна. И большой акцент делается на смертях. Но почему-то никто не вспоминает, что и раньше в период подъема ОРВИ были тяжелые пневмонии – от них тоже умирали люди. Причем статистику по ним найти можно в открытом доступе, но этот процент умерших в обществе считается нормой. А вокруг коронавируса раздули ненужную шумиху. Мы стараемся объяснить людям, которые к нам обращаются, что им необходимо делать, как уберечь здоровье, объясняем, какова реальная ситуация в стране. Но не все люди ее воспринимают адекватно. Что интересно, больше всего паникуют именно молодые люди, которые не находятся в зоне риска. Но из-за доступа к массовой информации именно они больше подвержены психозу.

«Людям нужна правдивая информация»

Ситуация накладывает отпечаток и на самих врачей и фельдшеров скорой помощи. Глядя на всеобщую панику, ей очень трудно не поддаться. Но случаев, когда кто-то не выходит на работу, мотивируя это повышенной опасностью для своего здоровья, на станции скорой помощи нет.

– На каждой утренней планерке мы общаемся с нашими бригадами. Доводим им статистику по коронавирусу в стране, рассказываем, кто из врачей заболел, как их лечат, какие меры предпринимаются. Уверяю: заболевших врачей сегодня к работе мы не допускаем. А правдивая информация в этой ситуации очень нужна – она помогает легче принимать действительность. И медицинским работникам, которые знают реальную картину, работать будет куда проще. Потому что слухов и преувеличений сегодня ходит очень много, – говорит Валентина Пашкевич.

«Заболевшие не до конца осознают свою ответственность»

По словам Валентины Васильевны, сценарий, который частенько звучит в СМИ (мол, приехали поздней ночью врачи и силой забрали человека в больницу), сегодня весьма маловероятен. Все прибывшие из-за рубежа граждане или те, кто близко контактировал с заболевшими, соблюдают 14-дневный режим самоизоляции на дому. В этот период их наблюдают специалисты центров гигиены и эпидемиологии, а также участковые врачи. В случае появления каких-либо симптомов коронавируса именно эти специалисты и ставят в известность пациента и станцию скорой помощи о необходимости госпитализации. Может обратиться в скорую и сам гражданин, если ему резко стало плохо. Так что вариант массовой «силовой» госпитализации - это преувеличение. Но бывают очень упертые пациенты...

– Некоторые граждане, которые чувствуют себя хорошо, но при этом имеют уже подтвержденный коронавирус, продолжают отказываться от госпитализации, – говорит Валентина Пашкевич. – В таких случаях приходится обращаться за помощью в милицию, как это было у коллег в Столинском районе. Люди не всегда до конца осознают свою ответственность. Да, у них может быть хорошее самочувствие, очень легкая форма болезни, но сами они являются переносчиками вируса и могут заразить других людей. А как на их здоровье потом скажется инфекция, никто не предскажет. Все воспринимают ее по-разному. Один человек переболеет коронавирусом и даже не заметит, а у другого могут быть тяжелые осложнения вплоть до смертельного исхода.

Панические настроения в обществе, уверена Валентина Васильевна, складываются еще и потому, что у людей есть некое недоверие к нашей медицине.

– Люди смотрят на западные страны – Италию, США и другие – и говорят: вот, мол, там же умирают тысячами, а у них ведь медицина ого-го, не то что наша. Наша ведь никакая, значит, все еще хуже. Хочется спросить – вы серьезно? – задается риторическим вопросом Валентина Пашкевич.

Брестские врачи скорой медицинской помощи – о рабочих буднях в период коронавирусаБригада интенсивной терапии – фельдшер Эдуард Бердник, врач Елена Баланюк и фельдшер Павел Троцкий – готова к любым вызовам.

«На работу выходить не страшно»

То и дело проскакивают вести о том, что в Минске заболели коронавирусом десятки врачей скорой помощи, а в Борисове от пневмонии (вызванной, вероятно, COVID-19) умер фельдшер. Конечно, брестские коллеги тоже в курсе этих новостей. Не страшно ли выходить на работу с мыслями о том, что можешь неожиданно оказаться в числе больных? А если не думать об этом, то как? С этим вопросом мы и отправляемся в комнату отдыха, где в это время находим бригаду врача Елены Баланюк. Ей уже доводилось выезжать на сигналы, связанные с COVID-19, но девушка не испытывает особых переживаний по этому поводу.

– Никаких мыслей именно о коронавирусе нет, – рассуждает Елена. – Работа есть работа: приходишь сюда, как и раньше. Страхов нет. Наша бригада часто выезжает на вызовы к той категории пациентов, которые потенциально инфекционные (речь идет не только о коронавирусе. – Авт.), поэтому всегда соблюдали меры предосторожности независимо от эпидемии – от личной гигиены до масок, перчаток, защитных костюмов. И в этом плане ничего особо не поменялось. С четким подозрением на COVID-19 выезжали дважды, в защитной экипировке. Люди реагируют в целом нормально. Мне паникеры не попадались (улыбается). Это были люди среднего возраста, которые к ситуации относятся адекватно, спокойно.

А вне работы – с семьей, друзьями, знакомыми – тему коронавируса затрагиваете? Вам как врачу наверняка задают много вопросов...

– Да, бывает, спрашивают – объясняю, какова ситуация. Но в целом сейчас информации в СМИ очень много, она разная, доступная, и все сами всё знают. Информации, наверное, даже слишком много, ведь люди не всегда умеют ее отфильтровывать, брать действительно нужное и трезво оценивать ситуацию. Многие действительно паникуют, сильно переживают за свое здоровье. Но для нас, врачей скорой помощи, ничего особенно не меняется.

Дмитрий Шиферштейн