Брестчанка стала вице-чемпионкой мира по паралимпийскому танцевальному спорту

Спорт
14:41
5 286 просмотров

Пять танцев – на медаль. Брестчанка завоевала серебро на чемпионате мира по паралимпийскому танцевальному спорту.

Анну Сиротюк удается застать в Бресте не так уж и часто. Уроженка поселка Беловежский, что в Каменецком районе, сегодня гораздо больше времени проводит на тренировочной базе спортивного центра Фонда помощи спортсменам-инвалидам в Колодищах или же в Могилеве, от куда ее бессменный партнер, друг и товарищ Игорь Кулешов. «Спорт – это вся моя жизнь», – признается Анна. И с ней очень трудно не согласиться, глядя на россыпь наград на специальной чемпионской «ключнице», сообщает «Вечерний Брест».

Медалей с белорусских первенств и турниров – не счесть. Лишь немногим меньше коллекция с престижных международных турниров. Но самые увесистые медали – с чемпионатов Европы и Мира. Анна – трехкратная чемпионка Европы и теперь уже двукратная вице-чемпионка мира в программе латиноамериканских танцев (комби-класс 1).

За 12 лет в спорте высших достижений ни разу не возвращалась с соревнований без медали. Но наш с ней разговор – о последнем успехе в немецком Бонне, где в конце ноября – начале декабря проходил чемпионат мира по паралимпийскому танцевальному спорту (World Para Dance Sport Championships). Дуэт Сиротюк – Кулешов взял серебро!

Брестчанка стала вице-чемпионкой мира по паралимпийскому танцевальному спорту

– Перед чемпионатом мира по линии РЦОПа проводились сборы на базе центра Фонда помощи спортсменам-инвалидам в Колодищах. Всеми организационными и финансовыми вопросами занимались Министерство спорта и туризма, Федерация по спортивным танцам и художественной гимнастике на инвалидных колясках и Паралимпийский комитет: они взяли на себя проведение тренировочных сборов, финансирование поездки, выдали нам новую экипировку, занимались визами, билетами, отелем и др., – рассказывает Анна. – После чего наша пара со всей сборной и главным тренером Ларисой Владимировной Клементенок и Валерием Кирилловичем Коломийцем отправились в Бонн. Был перелет из Минска во Франкфурт, а дальше еще 170 километров на автобусе до места соревнований. Выступили на чемпионате, считаю, успешно, как говорится, не туристами съездили. Принимали участие сильнейшие пары из 26 стран, от некоторых делегации были очень многочисленными. Спустя долгое время к этому чемпионату мира были допущены и спортсмены из России. Вы же знаете эти допинговые санкции – они не обошли стороной и наш вид спорта, который проходит под эгидой Международного паралимпийского комитета. Россияне долго не выступали на соревнованиях такого уровня.

Сильные соперники?

– Конечно. Очень сильные пары. И хотя ребята не выступали на чемпионатах, они в течение трех лет готовились на родине, для поддержки спортсменов и вида спорта в целом выделялись президентские гранды. Приехали большим составом, с тренерами, врачами, переводчиками.

Из чего состоит соревновательная программа на чемпионате мира?

– Идет классификация спортсменов по уровню травмы (1 или 2 класс), а также в зависимости от программы: фристайл, соло, латина и стандарт. Я с Игорем танцую латиноамериканскую программу. В нее входят пять танцев – самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв, – каждый из которых длится по полторы минуты. В каждой категории представлены очень много пар, так что на паркет выходим группами. Были четвертьфинал, ре-данс, полуфинал и финал. В ре-дансе и финале танцуешь все пять танцев подряд, не выходя с паркета.

Хоть и по полторы минуты, но это же реально тяжело!

– Тяжело. Но для этого у нас и есть тренировки (улыбается).

Всегда было интересно, как жюри умудряется следить и оценивать 15 пар одновременно. Не было никогда ощущения, что где-то «прихватили», занизили оценку?

– Судейство каждого судьи потом мы видим по итоговым протоколам. Насколько их взгляды совпадают или расходятся между собой и со взглядами тренера... Не берусь судить судейскую бригаду, я же все-таки спортсмен, но если пара танцует свои композиции не в музыку, слабая техника владения коляской и хореография, не хватает физической выносливости, скорости и четкости выполнения элементов, то она сразу будет выделяться на паркете и вряд ли окажется в лидерах.

Особая тема в танцах – костюмы и образ партнеров. Слишком яркий образ привлечет судей или наоборот оттолкнет?

– Пары высокого уровня, которые всегда борются за призовые места, не выступают в одинаковых образах. Иначе, когда ты из турнира в турнир выступаешь в одном и том же, у судей будет предвзятое мнение – «уже не интересно». Поэтому ребята стараются удивлять каждый раз новыми нарядами, шьют стильные, дорогие костюмы. По внешнему виду пары складывается имидж и о стране.

А вы себе образ придумываете сами?

– С большего – да. Естественно, интересуюсь мнением Игоря. Потом какие-то свои наброски и идеи несу мастеру, который занимается изготовлением костюма, советуюсь также с модельером, интересуюсь у него новыми тенденциями в танцевальной моде. Не всегда получается точно так, как задумано. Какие-то идеи мастер не может выполнить, где-то сложно приобрести материал. На чемпионат мира я специального образа не делала – выступала в счастливом прошлогоднем, в котором стала чемпионкой Европы. Честно говоря, пробежалась сейчас по магазинам Бреста – не смогла найти подходящей профессиональной ткани, чтобы видоизменить старый костюм, т.к. шить новый очень дорого.

Брестчанка стала вице-чемпионкой мира по паралимпийскому танцевальному спорту

Но до соревнований образ еще можно переделать, а вот уже во время турнира... Форс-мажоры бывали?

– Бывало всякое. Костюмы рвались, а второго не было. У нашей девочки перед самым выходом на паркет разошлась молния. Приходилось выкручиваться. Перед этим турниром, собрав уже почти все вещи и танцевальную коляску на последней тренировке, у меня в голове проскользнула мысль: «Надо обязательно взять второй ремень». Ремнем инваспортсмены (класс 1) фиксируют себя с коляской для удобства и безопасности. Бывает, что при резких движениях и кожаные ремни не выдерживают нагрузки и рвутся. Нашла запасной и взяла с собой. И как раз на соревнованиях у нашей спортсменки-минчанки порвался ее ремень. Вот тут мой и пригодился. Она смогла продолжить выступление и заняла шестое место.

Любимый танец в латиноамериканской программе?

– Румба. Очень чувственный, романтичный танец, мне, как девушке, он очень нравится. А по характерности и постановке композиции мне по душе наш с Игорем пасодобль.

Расскажите о вашем знакомстве с партнером...

– Познакомились мы в Минске, на тренировочной базе в Колодищах, аж в 2008 году. Игорь тогда только закончил школу и поступал в институт культуры на хореографа-балетмейстера. С тех пор мы танцуем всегда вместе и еще ни с одних соревнований не возвращались без медали. Игорь для меня и партнер, и друг, и моя опора и поддержка во всем.

В родном Беловежском бываете?

– Редко. Но родители меня понимают и уже привыкли к моему образу жизни. Когда вырываюсь в Брест, по возможности стараюсь съездить и навестить родителей, отдыхаю там душой.

А в Бресте в свободное время чем занимаетесь?

– Свободного времени не так уж и много. Хочу отметить отличные условия для паралимпийцев в брестском спортивном диспансере, которых приходится иногда посещать. Я очень благодарна всем сотрудникам, которые там работают, возвращают нам силы для завоевания новых медалей. Здесь прохожу все восстановительные курсы. Можно также контролировать состояние своего здоровья и пройти полное УЗИ-обследование.

В остальное время решаю жизненные вопросы. С 2012 года увлеклась прыжками с парашютом – это очень здорово. В хорошую погоду люблю прогуляться в Бресте по набережной. Все условия по безбарьерной среде там созданы. Спуски к воде оборудованы пандусами, есть специализированный санузел. В этом году облагородили Городской сад, стало очень-очень красиво. На брестском железнодорожном вокзале и новом автовокзале тоже создана безбарьерная среда – мне этими транспортными узлами доводится пользоваться часто. Приятна поддержка такси 7220. Вообще хочу сказать городским властям большое спасибо – они делают наш город красивым, доступным и удобным. Где бы не была, а в голове одна мысль, скорее бы домой, в Брест.

Дмитрий Шиферштейн