Водитель лишился ноги на заправке в Барановичах, но виновных так и не нашли

icon 13:34
icon 5 721 просмотр
Водитель лишился ноги на заправке в Барановичах, но виновных так и не нашли

"Я стал инвалидом, но виновных во взрыве так и не нашли". Пострадавший владелец метанового VW Touran – о резонансной истории спустя три с половиной года.

Несколько произошло сразу несколько взрывов метановых авто при заправке. В одном случае пострадавшим стал Александр – осколком баллона ему оторвало часть ноги. По этому эпизоду завели уголовное дело, однако с той поры прошло больше трех лет, а виновных в инциденте так и не нашли. Что пошло не так?

С чего все начиналось?

В январе 2014 года Александру Кравчуку позвонили из представительства "Атлант-М" и сообщили, что компания проводит акцию по замене заводских газовых баллонов, в том числе в его Volkswagen Touran. Связано это было с тем, что на территории Европы стали происходить взрывы газобаллонного оборудования на некоторых моделях автомобилей данной марки. Как выяснили тогда эксперты, покрытие баллонов было подвержено значительной коррозии, хотя производитель гарантировал более чем 20-летнюю их работу, сообщает "Автобизнес".

Всего баллонов 4, расположены они по днищу кузова попарно. Александру заменили только заднюю пару.

Водитель лишился ноги на заправке в Барановичах, но виновных так и не нашли

После этого он прошел проверку баллонов и ждал звонка от дилера на замену передней пары баллонов. Произошло это только в августе 2016 года. В поездку в столицу Александр решил взять супругу с ребенком – семья планировала погулять по городу, пока на сервисе будут переустанавливать оборудование.

Александр: "По дороге в Минск я заехал на заправку "Газпром трансгаз Беларусь" в Барановичах. Все как обычно: в окошко – документы, газовый шланг в автомобиль, процесс пошел. Но не так, как обычно…

Когда я очнулся, кругом стоял крик. Я приподнялся и увидел, что мой автомобиль просто разнесло от взрыва. К счастью, жена и ребенок особо не пострадали. А вот мне осколками оторвало ногу чуть ниже колена.

Водитель лишился ноги на заправке в Барановичах, но виновных так и не нашли

Сам же газовый баллон приобрел такой вот вид:

Водитель лишился ноги на заправке в Барановичах, но виновных так и не нашли

Дальше долгое лечение, протезирование и нескончаемые проверки. Я так и не мог понять: если баллоны были подвержены коррозии, как говорит завод-изготовитель, то почему их не заменили сразу, почему меня не предупредили, что эксплуатировать незамененные баллоны опасно, почему не перекрыли их вовсе? Одно я понял точно: если не "прорываться" самому, то дело могут спустить на тормозах.

"Все молодцы, а я остался без ноги и работы"

Стал записываться на прием к различным чиновникам, в том числе и из числа правоохранителей. Требование у меня было одно – возбудить уголовное дело и найти виновных в том, что я стал инвалидом. На местном уровне вопрос стопорился. Лишь когда я попал на личный прием к председателю Следственного комитета Беларуси, он отдал приказ возбудить дело и проверку проводить уже в его рамках. Возможно, этому способствовало мое обращение до этого в президентскую администрацию. Но дело вроде бы как сдвинулось.

С того момента прошло уже больше трех лет – виновные во взрыве до сих пор не установлены. Да, дело есть, уже много томов, куча пояснений, вещдоков, но виноватых нет, и это удручало. Я ходатайствовал, чтобы направили запрос на завод Volkswagen в Германии, чтобы там разъяснили, что за акцию по замене баллонов они проводили, как она должна была проводиться, почему не меняли все баллоны сразу и тому подобное.

Водитель лишился ноги на заправке в Барановичах, но виновных так и не нашлиАлександр изучает материалы дела, находясь в госпитале

Производитель автомобилей дал лишь частичный ответ, и это заставляло задуматься.

Из ответа концерна Volkswagen AG:

"… Условия проведения отзывных кампаний 2014-2016 гг. были соблюдены, замена газобаллонного оборудования (двух задних газовых баллонов) осуществлена в установленные сроки, работы проведены в полном объеме. Если при замене задних газовых резервуаров по условиям отзывной кампании 2014 года будет установлено, что проверка отвода газов невозможна вследствие поражения коррозией передних резервуаров (баллонов), то фактически последние подлежат замене".

То есть если сотрудник, осуществлявший замену задних баллонов, видел, что коррозией повреждена и передняя пара, то она фактически также подлежала замене. Но период между заменой задней и передней пар растянулся аж на два года. Видел все это сразу уполномоченный сотрудник или нет, осталось без ответа. А так все хорошо, все молодцы, как говорится. А я без ноги остался и без работы соответственно.

Вместе с тем по материалам дела установлено, что СООО "Атлант-М Восток", сотрудники которого производили замену задних баллонов, не имело лицензии на осуществление деятельности по проверке работоспособности газобаллонного оборудования.

"В Беларуси подобных методик и специалистов нет"

Водитель лишился ноги на заправке в Барановичах, но виновных так и не нашлиЧасти баллона со следами коррозии

Как пояснил в своем письме Следственный комитет Беларуси, следователи просто "уперлись" в невозможность производства на территории нашей страны экспертизы, которая бы ответила на вопросы по периоду образования очагов ржавчины (коррозии).

Из ответа Следственного комитета:

"… Расследование в условиях экстраординарности произошедшего события, отсутствие наработанной практики и специалистов в соответствующих областях познаний (в частности, металловедения и коррозии металлов) объективно вызывает сложность и не может быть окончено с принятием законного решения без всесторонней, полной и объективной проверки всех обстоятельств уголовного дела.

Установление возможного периода образования коррозии на взорвавшемся баллоне имеет первостепенное значение для доказывания вины и требует проверки экспертным путем, однако соответствующих специалистов и методик в Республике Беларусь не имеется".

Водитель лишился ноги на заправке в Барановичах, но виновных так и не нашли

Когда мне разъяснили причины, из-за которых следствие не может ответить на важные вопросы, я удивился. "В Беларуси нет подобных специалистов и методик" – и это в XXI веке? Но оказалось, что, да, у нас нет. Я обзвонил все возможные институты, специалистов по металлам, но ничего не добился. И тогда решил поискать за рубежом, благо интернет это позволяет.

Нашел в Москве один институт, специалисты которого, выслушав меня, сказали: да, мы можем ответить на подобные вопросы, вплоть от времени начала образования коррозии на баллонах до момента их разрыва.

Также мне ответили, что с большой долей вероятности могут рассказать о том, в каком состоянии были взорвавшиеся передние баллоны на время осмотра у дилера задних баллонов, которые были тогда заменены. А это много меняет. Все это я сообщил нашим следователям.

Водитель лишился ноги на заправке в Барановичах, но виновных так и не нашли

Кто ответит?

Теперь дело осталось за малым – дождаться результатов экспертизы. И в зависимости от того, как московские специалисты "разложат по времени" периодичность образования ржавчины на газобаллонном оборудовании автомобиля, будет определяться круг подозреваемых. И если вдруг выяснится, что на момент замены задней пары баллонов передние также были покрыты очагами коррозии, что стало причиной взрыва, то вопросы могут возникнуть и к специалистам, осматривавшим эти баллоны перед заменой задней пары.

За эти годы, прошедшие с момента взрыва моего VW Touran, я стал и дознавателем, и следователем, и специалистом по газобаллонному оборудованию и по металлам, и еще не знаю кем. Но не сделай я этого, не "протопчи" эту дорожку самостоятельно, все, на мой взгляд, затихло бы давно. А так есть шанс, что виновные будут установлены".