Самое опасное животное на Земле: как аборигены уничтожили мегафауну Австралии
Австралийская мегафауна доисторической эпохи. Компиляция из австралийских почтовых марок
Огромные кенгуру, двухтонные «вомбаты» и сумчатые львы – вот неполный список животных, уничтоженных первыми австралийцами 50 тысяч лет назад.
Больше года в Австралии бушуют пожары, вызванные аномальной жарой, трёхлетней засухой и отсутствием дождей. По официальным данным, стихия уничтожила две тысячи домов и унесла жизни более двадцати человек.
С осени 2019 года на юго-восточном побережье континента погибло около миллиарда животных и на треть сократилась популяция коал. Часть зверей, избежавших смерти в огне, может погибнуть в ближайшем будущем из-за исчезновения привычных мест обитания.
Кажется, австралийская фауна переживает наихудшие времена, но это не так: около 50 тысяч лет назад животный мир материка понёс потери, в десятки раз превышающие нынешние показатели. За несколько тысячелетий более двадцати видов гигантских млекопитающих Австралии навсегда исчезли с лица земли, и виной тому стал не климат, а человек.
Злоупотребление гостеприимством
Шестьдесят тысяч лет назад первые Homo sapiens повторили подвиг древних людей и вышли за пределы Африки. Спустя 10‑15 тысячелетий сапиенсы проникли с берегов юго-восточной Азии на неизведанный континент – Сахул, состоящий из земель современной Австралии, Новой Гвинеи и Тасмании. Они отделились друг от друга 8‑11 тысяч лет назад.
Карта Австралии, Тасмании и Новой Гвинеи. Тонкой линии очерчены границы Сахула. Иллюстрация Antropogenez
Сахул находился в полной изоляции от Азии, поэтому добраться до него получалось только по воде, преодолев множество проливов. Нет точной информацией о плавательных средствах первых австралийских колонизаторов, но предполагается, что до континента они добирались с помощью примитивных плотов и плавательных брёвен.
Повышение уровня Мирового океана привело не только к отделению Тасмании и Гвинеи от Австралии, но и к уничтожению потенциально существовавших прибрежных деревушек возрастом 40‑50 тысяч лет. Это затрудняет изучение мореходства первых австралийцев.
Вооружившись хорошо отшлифованными каменными орудиями и составными топорами, пришельцы принялись за охоту – за считанные тысячелетия после появления в Австралии людей произошло массовое вымирание австралийской мегафауны. Гигантские кенгуру, двухтонные «вомбаты», сумчатые львы, 200-киллограмовые нелетающие птицы и громадные рептилии – все они пошли на корм людям, устроившим геноцид «местного населения».
Животные Африки и Евразии избежали участи своих австралийских собратьев, так как в течение сотен тысяч лет существовали с людьми бок о бок и сумели к ним приспособиться. Гигантам Австралии повезло меньше – они столкнулись с хорошо вооружёнными и интеллектуально развитыми двуногими охотниками внезапно, без эволюционной подготовки. Это и привело к их массовому вымиранию.
Гигантские кенгуру прокоптодоны
В настоящее время крупнейшими млекопитающими Австралии являются рыжие исполинские кенгуру, длина тела которых достигает полутора метров. По габаритам с ними могли потягаться разве что гигантские кенгуру прокоптодоны, но 50-40 тысяч лет назад люди их истребили.
Procoptodon goliah
До десанта сапиенсов на берега Сахула материк кишел огромными травоядными кенгуру ростом до трёх метров и весом более 200 килограммов. С жёсткими кустарными растениями прокоптодонам помогал справиться крепкий череп и обилие жевательных мышц.
Огромных кенгуру Procoptodon goliah в середине 19-го века открыл английский зоолог Ричард Оуэн. Позже палеонтологи обнаружили останки других видов прокоптодонов, некоторые из которых уступали в размерах даже современным рыжим кенгуру.
Аппетитные листья деревьев гигантские сумчатые срывали когтистыми лапами, нередко используя для прыжка мощные задние конечности. Мускулистые ноги позволяли прокоптодонам не только быстро передвигаться, но и сражаться с хищниками.
Большая птица гениорнис
Не уступали прокоптодонам в размерах двухметровые растительноядные и нелетающие птицы гениорнисы. Около 50 тысяч лет назад они обитали во всех уголках Австралии, а спустя несколько тысячелетий полностью исчезли.
Птица гениорнис. Рисунок Нобу Тамура
В январе 2016 года журнал Nature опубликовал исследование группы учёных, которые доказали, что основная вина за вымирание гениорнисов лежит на человеке. Проникнув в Австралию, первые переселенцы активно употребляли в пищу их яйца, уменьшая популяцию птицы.
К этому выводу учёных привели многочисленные находки частично обгоревшей скорлупы – явный признак искусственной термической обработки, так как в случае пожара скорлупа обгорела бы полностью. В пользу данной гипотезы говорит и то, что почерневшая скорлупа часто находилась вперемешку с не обгоревшей. Судя по всему, древние люди готовили яйца гениорнисов на огне (иногда передерживая по неопытности), ели и уходили, не убирая за собой.
«Интервал времени, в течение которого Genyornis вымерли, совпадает с интервалом, когда люди потребляли их яйца. Это позволяет предположить, что хищничество последних способствовало вымиранию животного», – рассказал руководитель исследования, сотрудник Университета Колорадо Гиффорд Миллер.
Яростный тилаколев
Не только безобидные травоядные стали жертвой первых австралийцев – 46 тысяч лет назад они истребили хищных сумчатых львов, полтора миллиона лет обитавших на австралийских просторах. Весил тилаколев 100-150 килограммов, достигал полутора метров в длину и обладал развитой плечевой мускулатурой, которая позволяла ему нападать на животных в разы крупнее себя.
За сумчатым хищником закрепилось название «лев», хотя с семейством кошачьих он не имел ничего общего и даже внешне скорее походил на леопарда, а не льва. Ближайший современный родственник тилакольва – коала.
В 2008 году австралийский биолог Стивен Роу построил модель охоты тилакольва и пришёл к выводу, что хищник моментально вгрызался в жертву зубами, попутно раздирая её кожу и плоть когтями лап. Современные львы и хищные кошки наоборот, используют челюсти для удушения добычи. По мнению Стивена Роу, в схватке с тилакольвами они бы проиграли.
Сумчатый лев. Рисунок Питера Шоутена
Лёгкой добычей для тилакольвов и первых австралийцев были растительноядные двухметровые и 200-килограммовые гуси, резко исчезнувшие около 40 тысяч лет назад.
Живые танки: дипротодоны и зигоматуры
Заклятые враги сумчатых львов травоядные дипротодоны, или «гигантские вомбаты» – крупнейшие сумчатые из всех когда-либо существовавших на Земле. Они достигали три метра в длину, почти два метра в высоту и весили больше двух с половиной тонн. 46 тысяч лет назад дипротодоны, вслед за тилакольвами, полностью вымерли.
Дипротодон. Реконструкция Австралийского музея
Их ближайшие родственники, 500-килограммовые зигоматуры, достигали двух с половиной метров в длину и внешне походили на карликовых бегемотов. Они обладали специфичной вытянутой мордой с огромным носом, жили небольшими стаями у водоёмов и питались камышом и осокой.
Строение конечностей зигоматуров позволяет утверждать, что передвигались они довольно медленно – на радость первым австралийцам, которые уничтожили «сумчатых бегемотов» около 45 тысяч лет назад.
Зигоматур. Реконструкция Национального музея Австралии
Рептилии – короли доисторической Австралии
Долгое время считалось, что древняя Австралия находилась в безраздельной власти хищных млекопитающих, которые тягались друг с другом за звание короля материка. Конкуренцию сумчатому льву составляли четыре вида сумчатых дьяволов (один из них сохранился в Тасмании) и сумчатый волк тилацин, полностью вымерший в 1936 году.
Осенью 2019 года австралийские палеонтологи пришли к прямо противоположному выводу: истинными хозяевами Сахула являлись гигантские рептилии. 300-килограммовые вараны мегалания и шестиметровые сухопутные крокодилы составляли подавляющую часть хищной фауны Австралии.
Мегалания на охоте. Рисунок Лори Бейрна
Сухопутные крокодилы квинканы, населявшие Австралию ещё 24 миллиона лет назад, достигали шести метров в длину и легко обходились без воды. Специфичное строение конечностей позволяло им быстро передвигаться по земле в поисках добычи, которую они раздирали на куски с помощью острых пильчатых зубов.
Семиметровые вараны мегалания весили до двух тонн и по праву считались верхушкой пищевой цепи доисторической Австралии. Они охотились на всё, что движется, нападая на жертву из укрытия и разрывая её на лоскуты.
40 тысяч лет назад от квинканов и варанов-гигантов не осталось и следа. Их исчезновение учёные связывают как с климатическими изменениями, так и с деятельностью человека, ответственного за истребление почти всей австралийской мегафауны – кормовой базы упомянутых рептилий.
Вслед за австралийским люди провели «американский блицкриг»: 16-14 тысяч лет назад они проникли на территорию Северной Америки по Берингову перешейку и принялись истреблять местных животных, постепенно продвигаясь на юг.
В короткий срок с обоих континентов исчезли мамонты, грызуны размером с медведя, саблезубые тигры, гигантские ленивцы и другие животные. За несколько тысячелетий Северная Америка лишилась 34 видов крупных млекопитающих, Южная – 50-ти.
Доказательства вины
В период между 70 и 40 тысячами лет назад центральную и юго-западную Австралию настигла засуха, которая привела к уменьшению площади влажных лесов и появлению на их месте пустынь.
По мнению некоторых исследователей, именно климатические сдвиги виновны в исчезновении австралийской мегафауны: отсутствие пищи привело к вымиранию травоядных млекопитающих, а затем и охотящихся на них хищников. Однако эта версия всё чаще подвергается сомнению со стороны учёных.
В 2007 году группа австралийских палеонтологов исследовала останки 69 позвоночных, вымерших на юге Австралии в позднем плейстоцене – эпоха, начавшаяся 2,5 миллиона лет назад и закончившаяся 11,7 тысячи лет назад. Высокое содержание изотопов 13C и 18O в зубной эмали животных указывает на то, что в момент их смерти климат был засушливым, но с большим разнообразием растительности. О том же говорит характер останков: большинство из них принадлежит травоядным и ящерицам.
Исходя из этого, вряд ли климатические изменения стали причиной вымирания местной мегафауны. Возможное опустошение Австралии в тот период времени учёные связывают с пожарами, которые повсеместно устраивали первые австралийцы. Этот метод охоты выполнял сразу несколько задач: выгонял животных из труднодоступных лесов, зажаривал самых неудачливых из них и расчищал аборигенам путь.
К опустыниванию материка в позднем плейстоцене мог привести не климат, а человек: каждая кочующая группа древних австралийцев ежегодно выжигала до ста квадратных километров лесов. Нетрудно догадаться, какого результата сотни таких групп добились за пару-тройку тысячелетий. Леса уступали место пустыням и саваннам, а ряды травоядных животных переставали пополняться.
Ещё одно доказательство вымирания гигантских животных по вине людей в конце января 2017 года предоставили учёные австралийского Университета Монаша и Колорадского университета США.
На этот раз объектом исследования стали споры гриба Sporormiella, за которыми палеонтологи отправились на дно Индийского океана в ста километрах от юго-западного побережья Австралии. По их количеству учёные смогли определить, насколько велика была популяция травоядных млекопитающих Австралии 150-40 тысяч лет назад, так как средой обитания этого гриба являлся навоз.
Результаты исследования показали, что в указанный период времени Sporormiella активно произрастал на материке, следовательно, популяция животных практически не изменялась. 45 тысяч лет назад, когда в Австралию проникли первые люди, его численность резко сократилась. За четыре года до этого другая группа палеонтологов проводила похожие исследования на юго-востоке континента и пришла к точно такому же выводу: там споры гриба исчезли 41 тысячу лет назад.
Временная шкала, на которой наглядно показано сокращение австралийской мегафауны с появлением на континенте человека. Иллюстрация из вышеуказанной статьи
Многие учёные указывают на то, что климат Земли никогда не отличался постоянством и менялся с завидной регулярностью. Огромные дипротодоны и тилакольвы обитали в Австралии полтора миллиона лет и успешно пережили как минимум десяток ледниковых периодов, но резко вымерли именно в последний, не отличавшийся особой суровостью. И именно тогда, когда на материк пробрались люди.
Идентичная ситуация, помимо обеих Америк, случилась в Новой Зеландии: 800 лет назад колонизаторы маори за несколько столетий истребили почти всю местную мегафауну и 60% птиц. Та же участь четыре тысячи лет назад постигла шерстистых мамонтов на острове Врангеля – они существовали там сотни тысяч лет, пока не пришли люди.
47-40 тысяч лет назад мегафауна исчезла не только на территории засушливой центральной и юго-западной Австралии, но и на достаточно влажном юго-востоке и Новой Гвинее. Это также указывает на несостоятельность климатической гипотезы.
Как же люди, вооружённые орудиями каменного века, смогли уничтожить гигантских животных? Ответ прост: первые аборигены охотились преимущественно на детёнышей, убить которых не составляло труда. Беременность сумчатых продолжалась очень долго, а детёнышей в помёте было мало. Людям требовалось убить одного малыша дипротодона раз в несколько месяцев, чтобы смертность в популяции превысила рождаемость и спустя несколько тысячелетий исчез весь вид.
Но факт остаётся фактом: 50 тысяч лет назад в Австралии и правда происходили серьёзные климатические изменения, которые негативно воздействовали на её экосистему. На протяжении сотен тысяч лет Зелёный континент успешно справлялся с вызовами природы и справился бы снова, но в самый ответственный момент пришёл человек и лишил местную мегафауну шансов на выживание.
За всё нужно платить
Любое первобытное общество на пути к цивилизации отказывалось от охоты и собирательства в пользу сельского хозяйства и скотоводства. Переход к производящему хозяйству позволял накопить излишки производства, которые освобождали часть людей от необходимости работать. Это приводило к усложнению структуры общества (на место племён приходили вождества, а затем и государства) и способствовало развитию технологий.
Первые аборигены, которые 50-40 тысяч лет назад уничтожили мегафауну Австралии, не знали, что вместе с тем они лишили своих потомков будущего. Без крупных животных переход к скотоводству оказался невозможным – все кандидаты на одомашнивание давно оказались в чёрной книге.
Ведению сельского хозяйства в Австралии препятствовала скудная почва, малое количество осадков и недостаток пригодных для доместикации растений. Постоянные пожары, которые устраивали аборигены во время охоты, также лишали землю плодородия.
В результате, десятки тысяч лет австралийцы топтались на месте, так и не перейдя от кочевого охотничье-собирательского образа жизни к оседлому. До прихода в Австралию европейских колонизаторов в 18 веке континент являлся заповедником первобыта: там, как и 50 тысяч лет до этого, люди жили примитивными общинами и пользовались каменными орудиями. Следы доисторической эпохи в Австралии можно обнаружить до сих пор.
Ранее мы рассказывали о странной войне в Австралии – за что австралийцы перестреляли 2500 страусов?
Основные источники статьи:
- Джаред Даймонд. «Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ»;
- Зубов А.А. «Становление и первичное расселение рода "Homo"»;
- Марков А.В. «Эволюция человека. Книга 1. Обезьяны, кости и гены»;
- Материалы научных журналов Science и Nature.
Автор: Влад Скрабневский
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии