Санкции против Лукашенко и Гуцериева: большие последствия

Политика
09:56
29 406 просмотров
Александр Лукашенко и Михаил Гуцериев
Александр Лукашенко и Михаил Гуцериев

Евросоюз и США ввели первый большой пакет санкций против Беларуси за принудительную посадку самолета Ryanair и арест оппозиционера Романа Протасевича.

Самым заметным фигурантом санкционного списка стал российский миллиардер Михаил Гуцериев, который назван в документах ЕС «давним другом Лукашенко». В список попали крупные белорусские экспортеры, но основной удар – впереди: европейские страны уже договорились о запрете на экспорт из Беларуси калийных удобрений. О нем может быть объявлено на саммите ЕС в предстоящий четверг, сообщает The Bell.

Новые санкции против Беларуси были приняты с беспрецедентным уровнем координации западных стран – свои пакеты ограничений одновременно приняли ЕС, Великобритания, США и Канада, а на весь процесс с момента посадки самолета Протасевича ушло меньше месяца. На одобрение первого пакета белорусских санкций осенью 2020 года ЕС потребовалось два месяца и несколько попыток.

В санкционный пакет Евросоюза попали 78 физических лиц и восемь организаций, в числе которых – несколько крупнейших белорусских экспортеров: машиностроительные МАЗ и БелАЗ, а также «Новая нефтяная компания» – единственная частная структура, имеющая право на экспорт нефтепродуктов из Беларуси. ННК была создана при одобрении белорусских властей весной 2020 года как альтернативный игрок на рынке переработки российской нефти. Точной информации о ее акционерах нет до сих пор.

В американском списке крупнейших белорусских экспортеров нет – но США ввели против них санкции еще в конце мая, отменив генеральные лицензии, временно позволявшие американским (и всем остальным) юрлицам работать с белорусскими нефтяными и машиностроительными гигантами, против которых были введены санкции еще в 2011 году.

Большинство фигурантов списка персональных санкций ЕС – белорусские силовики и чиновники. Но в их числе есть и российский миллиардер, совладелец «Русснефти» Михаил Гуцериев. Санкции заблокируют его европейские счета и активы.

В Беларуси Гуцериеву принадлежит компания «Славкалий» – второй после государственного «Беларуськалия» производитель и экспортер калийных удобрений, созданный в 2011 году. «Славкалий» инвестировал $2 млрд в строительство Нежинского горно-обогатительного комбината (ГОК) на Старобинском калийном месторождении под городом Любань с запасами 3 млрд тонн руды. Добыча на месторождении началась в 2021 году, на полную мощность ГОК должен выйти в 2023-м.

В документах ЕС Гуцериев назван «давним другом Александра Лукашенко», накопившим «значительное богатство и влияние среди политической элиты Беларуси». Гуцериев признавал, что преподносил Лукашенко роскошные подарки, и заявлял, что является владельцем резиденции, которая де-факто принадлежит Лукашенко, прикрывая президента Беларуси, чьи активы расследовали журналисты. В августе 2020 года, когда с белорусского госТВ начали увольняться сотрудники, вместо них в страну доставили российских журналистов – и их перевозили на самолете Гуцериева, говорится в заявлении Евросовета.

Рынок отреагировал на включение Гуцериева в санкционный список – акции входящего в его группу «Сафмар» ритейлера «М. Видео» обвалились на новостях про санкции против Гуцериева более чем на 5%. К 19.00 мск падение скорректировалось до -4,48%. Крупнейший актив Гуцериева, «Русснефть», подешевел на Московской бирже на 1%.

Но главный удар ЕС по белорусской экономике еще впереди – на очередном саммите в четверг европейские лидеры должны объявить о запрете на импорт белорусских калийных удобрений. Беларусь – третий в мире производитель калийных удобрений после Канады и России и обеспечивает порядка 25% потребности ЕС в этом продукте.

Что мне с этого?

Жесткие западные санкции не оставляют Беларуси Александра Лукашенко иного выбора кроме более тесной интеграции с Россией. Программный директор Российского совета по международным делам, один из главных российских экспертов по международным санкциям Иван Тимофеев в своем телеграм-канале назвал новый раунд западных санкций против Беларуси «качественно новым рывком».

«Под ограничения теперь попадают предприятия, причем атака идет и со стороны США, и со стороны ЕС. Раньше Вашингтон и Брюссель таких маневров избегали», – отметил он.

Более жесткие санкции рано или поздно актуализируют два вопроса – помощь со стороны России и создание суверенной финансовой инфраструктуры Союзного государства, считает он.

Все опрошенные The Bell белорусские экономисты соглашаются в том, что жесткие санкции против белорусского экспорта могут обрушить экономику страны и привести ее в полную финансовую зависимость от России.

«Белорусскую экономику могут задушить санкции всего лишь на две товарные позиции – это нефть/нефтепродукты и калий. Запрет на их экспорт обнуляют весь экспортный потенциал Беларуси, сокращают ВВП страны на 15-20% и просто делают дальнейшую невозможность существования Беларуси как независимого государства, – говорит руководитель минского Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. – Режим протекционизма двух стран работает в полную мощность, а теперь Россия будет выделять по $5-6 млрд [в год], просто чтобы экономика Беларуси не упала ниже нуля».

Вопрос в том, какую цену за это попросит Кремль, говорит Романчук. Он допускает, что у «Беларуськалия» и белорусских НПЗ могут появиться российские акционеры – «для гарантии возврата этих кредитов российским властям».

Санкции вызовут резкое падение экспортной валютной выручки, это окажет сильное давление на белорусский рубль, и нельзя исключать, что Беларусь окажется не в состоянии обслуживать внешний долг, предполагает академический директор Белорусского экономического центра BEROC Катерина Борнукова. В этом случае обвал на рынке гособлигаций может спровоцировать банковский кризис, и России, если она решит поддерживать экономику Беларуси на плаву, придется выдавать не разовые, а регулярные кредиты на суммы от $2 млрд, предполагает она.

«Уже сейчас у инвесторов есть ощущение того, что, работая с Беларусью, ты берешь на себя дополнительные риски, в том числе репутационные. И в итоге единственным «окном в мир» осталась Россия – а российские пропагандисты уже заговорили о Белорусском федеральном округе! За последние 25-30 лет Беларусь не находилась в более зависимом положении от России, чем сейчас», – говорит директор минского исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Причина, по которой Владимир Путин, несмотря ни на что, поддерживает Лукашенко, понятна – только его сохранение у власти может довести Беларусь до состояния тотальной экономической зависимости от России, которое кажется все ближе с каждой новой эскападой Лукашенко.

Автор Петр Мироненко