Высшее образование. Оно вам надо?

Образование
21:00
533 просмотра
Татьяна Мухоровская

Профессор экономики Принстонского университета Брайан Каплан выглядит очень моложаво и при этом утверждает, что занимается образованием более 40 лет. Это несомненно правда, если посчитать 4 года детского сада, 11 лет средней школы, 5 лет вуза, иногда – 6. Итого к выходу во взрослую жизнь у любого жителя Республики Беларусь наберется от 15 до 21 года стажа в образовании. И совершенно не важно, что все это время вы учились «чему-нибудь и как-нибудь».

Что отличает Принстонского профессора от обычного белоруса? Профессор может четверть века провести за чтением книг и размышлениями о смысле человеческого существования вообще и необходимости высшего образования в частности. А потом поделиться своими мыслями в книге и заработать на обобщение жизненного опыта.

Итак, размышления профессора Брайана Каплана о высшем образовании в США.

Когда американское правительство обещает отправить американцев в университеты, профессор экономики утверждает, что высшее образование – это огромная и абсолютно лишняя трата времени. Обладатели диплома имеют 73-процентные надбавки к зарплате по отношению к работникам со средним школьным образованием. Финансовая выгода очевидна.  Но профессор говорит о ВРЕМЕНИ, потраченном на ненужное в жизни образование, обучение предметам, которые не востребованы на современном рынке труда.

Среди них литература и поэзия на уроках английского языка вместо изучения трудов по бизнесу и разноплановой технической документации. Совершено ненужные в повседневной жизни математические теоремы, аксиомы, доказательства. Подумайте сами, кому нужна мертвая латынь, безрукая Венера, классическая музыка или тригонометрические вычисления и построения.

В реальной жизни необходимы реальные навыки. На рынке труда вам платят за то, что вы умеете делать руками, а не за то, что вы умеете еще и думать головой. Это доказали нобелевские лауреаты по экономике Майкл Спенс, Кеннет Эрроу и Джозеф Стиглиц, когда обосновывали свой вклад в теорию об образовательных сигналах. Теория утверждает, что современное высшее образование – это гонка за сигналами, высокими оценками по изучаемым дисциплинам, а не получение ценных навыков для дальнейшей трудовой деятельности.

В США, если ты отучился в университете хотя бы год, то надбавка к зарплате составит 25 %, 2 года – 50%, 3 – 75%, получил диплом через 4 года – надбавка может составить 100 %.  Подразумевается, что студенты учатся, помнят и могут применить на практике полученные знания. Но университетские преподаватели наблюдают иную картину. Результаты тестов, проведенных Министерством образования США еще в 2003 году, показали, что 20 % из 18 000 американцев оказались по уровню знаний на базовом уровне и ниже.

Профессор Аризонского университета Барри Лешовиц уже в середине 1980-х годов выяснил, что студенты выпускных курсов не могут продемонстрировать «даже видимости приемлемого методологического мышления». Если к концу обучения они сносно ориентируются в специализированных областях, то общий уровень понимания касаемо других несмежных направлений значительно снижается. Большая часть полученных знаний становится бесполезным «лишним грузом». Студенты несостоятельны в части практического применения теоретические знания в реальной жизни. Это касается как «физиков» - математиков, инженеров, химиков, экономистов и других точных наук -, так и «лириков» - искусствоведов, литераторов, историков и других гуманитарных дисциплин.  

Нужно понимать, что не все студенты идут в университет за практическими знаниями, чаще – просто за «корочкой» диплома о высшем образовании. Не все преподаватели способны вдохновить и увлечь профессией. Не всегда учебные программы имеют четкую практическую направленность. Часто – наоборот. Чиновники Министерства образования считают, что учат. Студенты считают, что учатся, на самом деле – просто подчиняются, чтобы получить надбавку к зарплате. Благородные порывы – удел избранных.

45 лет назад студент отдавался учебе 40 часов в неделю. У современного американского студента колледжа только 13 часов в неделю уходит на образовательный процесс, остальное время отдано общению с приятелями, развлечениям на компьютере, клубным посиделкам или подработке для оплаты учебы.

Мировая статистика доказывает, что университетское образование выгодно отдельно взятому человеку, для которого прирост зарплаты составляет 8-11 % за год обучения в вузе. При этом экономика страны за счет высокообразованных кадров прирастает лишь на 3 % в год. Инфляция диплома о высшем образовании очевидна и не специалисту.

Так нужно ли тратить 5 лет лучшего времени на получение бесполезных знаний? Может быть заняться чем-то менее изысканным и более практичным? Например, освоить профессию автослесаря вместо философа, секретаря – вместо юриста, танцовщицы – вместо хореографа, продавца – вместо педагога, монтажника радиоэлектронных плат – вместо художника, дворника – вместо программиста, … специалиста в любимой профессии – вместо получения диплома о каком-то безликом высшем образовании.

В реальной жизни не всегда можно поставить знак равенства между успехом и полученным дорогостоящим и бесполезным образованием.