Андрей Плечко с проектом «KidsHealth» стал победителем конкурса «Паскарэнне» в номинации Лучший проект
2 месяца ушло на создание бесплатного видеокурса о возможности профилактики и коррекции СДВГ, синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. Команда под руководством брестчанина Андрея Плечко с проектом «KidsHealth» попал в число 11 суперфиналистов и стала победителем конкурса «Паскарэнне» в номинации «Лучший проект» с призовыми в 2000 рублей.
Итоги конкурса подвели 15 февраля. К проекту национальной краундфандинговой платформы «Талака». присоединились интернет-портал Onliner.by, компания оператор мобильной связи «Velkom» и группа компаний «Gurtam».
Мы встретились с Андреем Плечко в его офисе, арендованном в Брестском технопарке по улице Пионерской, 52. Стандартный офисный набор – стул, стол с комплектом компьютерной техники, телефон-факс на тумбочке. На подоконнике – большой пластиковый чек на 2000 рублей. Рядом с дверью – видеокамера на штативе.
- В чем заключается проблема детей с синдромом дефицита внимания?
Андрей. - У детей с синдромом СДВГ существуют серьезные проблемы с концентрацией. Им сложно сосредоточиться на уроке, они могут неожиданно встать и бродить по классу, игнорировать вопросы, замечания и само присутствие учителя, уходить из школы по своему желанию. Между учителем и ребенком возникает конфликт непонимания. К решению проблемы естественно подключаются родители. Кто-то ищет способы разобраться в ситуации, кто-то пускает все на самотек.
Точные причины возникновения СДВГ ученые пока не установили. Чаще всего синдром начинает проявляться у детей дошкольного возраста
Родители и педагоги знают о СДВГ, его диагностике и специалистах, способных оказать помощь еще меньше.
Вовремя поставить правильный диагноз может психиатр или психолог.
- Ваш видеокурс решает проблему таких детей?
Андрей. - Существует несколько проверенных годами способов научить ребенка концентрироваться. Среди них – занятия спортом, танцами, рисованием, лепкой и тому подобное. Замечательно, если получилось. А если нет?
Мы предложили новое для нашей страны направление – игровой формат с использованием современных девайсов и технологий.
- Как работает система?
Андрей. – Во время занятий используется портативный электроэнцефалограф. Он считывает сигналы мозга, усиливает их и передает на компьютер, планшет либо смартфон. Современные технологии позволяют разделить сигналы на электромагнитные волны по отдельным диапазонам и определить их интенсивность. Специальное программное обеспечение преобразовывает сигналы и посредством интерфейса «мозг - компьютер» визуализирует в игровом приложении. Доработанное нами программное обеспечение позволяет отслеживать результативность, собирать и анализировать статистику.
- Расскажите об этом подробнее.
Андрей. - Когда человек спокоен и расслаблен, его мозг интенсивно излучает альфа волны в диапазоне 8 – 13 Герц. Современному человеку сложно войти в состояние релакса, часто мешают житейские проблемы: забрать ребенка из детского сада, вспомнить список покупок на неделю, найти время для чего-то очень важного…
Для того, чтобы произвести любое действие, взять чашку и отхлебнуть из нее воды, нам необходима сконцентрироваться на процессе в течение определенного промежутка времени. Концентрацию вниманию определяют бета волны в диапазоне от 14 до 23 Герц.
Портативный электроэнцефалограф выделяет из общего поля альфа и бета волны, усиливает их и передает на планшет. Здесь запущено игровое приложение, герои которого реагируют на изменения поступающего сигнал. Если ребенок сконцентрирован, то на экране происходит движение или играет музыка. Если ребенок отвлекся, расслабился, то картинка останавливается, музыка затихает.
Благодаря такой обратной связи ребенок видит, как действия героев игры зависят от концентрации его внимания.
- Расскажите об электроэнцефалографе подробнее.
Андрей. – Прибор не похож на тот, что используют в поликлиниках. Это - нейрогарнитура с усилителем и двумя электродами. Один устанавливается над левым глазом, а второй – «нулевая» клипса на мочке уха. Между электродами создается разность потенциалов, формируется силовое поле, которое реагирует на изменения мозговой активности. В режиме реального времени, с задержкой не более 2 с, сигнал поступает на планшет. Если человек сконцентрирован, то в спектре сигнала превалируют бета волны и в приложении происходит запрограммированное действие – взлетает самолет, движется паровозик, звучит музыка. Если человек расслаблен, отвлекся, прибор фиксирует альфа волны, объект в приложении расслабляется, замедляет движение или замолкает.
- Как проходила работа над видео курсом?
Андрей. - Для начала нужно было найти людей, которые согласились бы принять участие в проекте. Нам помогли в Брестском областном психоневрологическом диспансере, познакомили с родителями детей, которым поставлен диагноз СДВГ. Мы объяснили, что и как будет происходить, дали попробовать сначала родителям.
Получили согласие от трех семей. Работа с детьми началась после письменного разрешения родителей на проведение видео съемки и публикации видео в сети.
С каждым ребенком провели 10 полноценных занятий.
- Сложности были?
Андрей. - Как без них. Даже взрослому человеку не всегда удается сконцентрироваться на выполнении задачи. Тем более это касается детей с СДВГ.
Во время занятий было довольно много отвлекающих моментов: мама хотела помочь и давала полезные советы, работали видеооператор и фотограф, на столе лежали бумага и цветные карандаши, в кабинет иногда входили и выходили посторонние люди. Все, как в нормальной жизни. Что-то все время отвлекает.
А ребенок с нейрогарнитурой на голове должен заставить рисованного муравья катить клубничку. Он знает, что у него получится, если он сконцентрируется.
Андрей рассказал, что детям с СДВГ нужна подсказка тренера даже на начальном, комфортном для обычного человека уровне сложности. Коуч помогает перевести внимание на другой объект на том же планшете и вернуться к выполнению задачи.
Андрей. - Все, что мы делаем, это тренируем навыки концентрации и расслабления повторением. Процесс повторения запускает создание в мозгу новых устойчивых нейронных связей, появление и закрепление новых полезных навыков.
- Сколько уровней сложности в используемых вами приложениях?
Андрей. - Мы условно разделили задание на 5 «игровых комнат». Переходя на новый уровень сложности, мы одновременно играем и тренируем концентрацию внимания на объекте в течение продолжительного времени.
Принцип усложнения можно понять из сравнения. Переход через дорогу требует большей сосредоточенности, чем процесс утоления жажды в жару. Чтобы оказаться вовремя в нужном месте в родном и чужом городе, необходима разная степень концентрации на задаче. И так далее. Взрослые понимают необходимость определенных действий и могут осознанно тренировать спокойствие и уравновешенность. Детям это делать значительно сложнее.
- Что происходит во время занятий?
Андрей. - У нас есть план обучения. Если вы приходите заниматься, то соглашаетесь играть по установленным правилам. Тренировку мы начинаем с упражнения на концентрацию, закончиваем упражнением на расслабление.
При первом знакомстве я стараюсь все доступно объяснить и визуализировать. Потом предлагаю игровое приложение, которое позволит получить необходимые начальные навыки. Дальнейшая работа идет по пути усложнения.
Через 5 – 6 занятий предусмотрена возможность выбора одного из 5 приложений учеником. Конечно, если он уже добился заданных результатов.
Андрей объяснил, что в ходе урока он действует мягко, но настойчиво добивается получения нужного результата. Тренер грамотно возвращает ребенка к решению задачи, стимулирует его положительные действия. Это позволяет даже самому большому непоседе в следующий раз войти в нужное состояние значительно быстрее и концентрироваться значительно дольше.
- Электронцефалограф можно приобрести в свободной продаже?
Андрей. - В Европе его купить несложно по цене около 100 Евро, у нас – в свободной продаже не видел.
- Зачем нужен тренер, если можно купить прибор, освоить курс и заниматься самостоятельно?
Андрей. - Я работаю в этой области более 5 лет и могу сказать, что человеку необходим тренер по нейрофитнессу. Когда ученик отвлекся, тренер поможет сконцентрироваться снова и довести дело до логического завершения. Родителям это сделать значительно сложнее, мешают сильные родственные чувства.
- Как долго вы работаете тренером по нейрофитнесу?
Андрей. - С 2013 года, но раньше об этом направлении деятельности было мало информации в бумажных и электронных СМИ. В последние 2 года поток увеличился, люди начали задумываться о проблеме и искать пути ее решения.
- Как вы запустили свой проект на «Талаке»?
Андрей. - Я придумал проект #KidsHealth и решил участвовать в конкурсе «Паскарэнне», потому что заметил: людям вокруг это интересно, к моим рекомендациям прислушиваются. Краундфандинговая платформа «Талака» позволяет найти единомышленников, объединяет людей для реализации интересных им проектов.
Идея состояла в обобщении моего опыта по нейрофитнесу и создании видеокурса по решению проблем детей с СДВГ с помощью современного портативного электроэнцефалографа. Я разместил описание проекта на портале. На объявление откликнулись волонтёры – психолог Галина Мисейко, тренер по нейрофитнесу и консультант Ольга Пастушина, разработчик роботов на платформе Arduino Алексей Варивода,, фотограф и графический дизайнер Дарья Жадинец, IT- разработчик Дмитрий Панасюк, координатор проекта Оксана Ярось.
За 2 месяца мы провели в общей сложности 30 занятий и отсняли их на видео. К середине марта планируем обработать результаты, смонтировать видео и выложить на Youtube в открытый доступ.
- Выше вы говорили о 10 занятиях с каждым ребенком. Этого достаточно?
Андрей. – Окончательные выводы пока не сделаны. На основе своего опыта могу сказать, что для достижения стабильного эффекта необходимо 30 – 40 уроков. В рамках волонтерского проекта мы смогли провести только по 10.
У каждого человека из команды есть работа, семья, увлечения. Например у меня – это айкидо.
- Вы женаты, у вас есть дети?
Андрей. - Я из семьи долгожителей. Дед, проживший 99 лет, когда-то дал ясно понять: принятие важного решения о создания полноценной семьи с детьми требуется хорошо взвесить. Поэтому в свои 39 лет я только начинаю серьезно думать об этом. На мой взгляд, 40 лет – тот самый возраст, когда пора серьезно задуматься о семье.
Для справки.
#KidsHealth - Бесплатный видео курс по профилактике и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей, с использованием интерфейсов мозг-компьютер.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это расстройство развития нервной системы. Диагноз чаще ставят мальчикам, чем девочкам.
Внешние признаки СДВГ: невнимательность, импульсивность, повышенная двигательная активность, плохая координация, недостаточный мышечный контроль. При СДВГ эти симптомы выражены несоответственно возрасту и часто сопровождается трудностями в обучении и взаимоотношении с окружающими, низкой самооценкой.
Точный диагноз может поставить только специалист, психолог или психиатр.
Если вы хотите определиться с наличием проблемы у вашего ребенка, то можно для начала ознакомиться с видеозаписью.
Здесь врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент Татьяна Емельянцева 02.10 2017 на радио Sputnik Беларусь подробно рассказала о синдроме дефицита внимания и гиперактивности у современных детей.
Нейрофитнес - гимнастика для мозга по принципу биологической обратной связи.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) - неинвазивный метод регистрации биоэлектрической активности головного мозга
Портативный электроэнцефалограф (в проекте использована нейрогарнитура MindWave Mobile) - электроизмерительный прибор для электроэнцефалографии. Измеряет и регистрирует разность потенциалов между точками на поверхности головы.
Нейрокомпьютерный интерфейс – система по обмену информацией между мозгом (ЭЭГ) и электронным девайсом.
Методика обучения курса основана на научных исследованиях Dr. Naomi Steiner (Clinical Associate Professor at the Boston University School of Medicine).
Комментарии 1
Добавление комментария
Комментарии