Наука
49 476

Обезьяны умеют пользоваться деньгами и говорить на языке жестов

Доверие другу, неприятие жестокости, умение зарабатывать и тратить деньги, юмор и ругань – оказывается, все эти качества и способности присущи не только людям.

Отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает, чем еще обезьяны похожи на людей.

Доверие и веревки

Согласно исследованию, недавно опубликованному в журнале Current Biology, шимпанзе, как и люди, строят свою дружбу на доверии.

Биологи вели наблюдения за 15 шимпанзе в течение пяти месяцев. Основываясь на показателях дружеского отношения, ухода и разделения пищи, ученые выявили для каждой особи самого близкого «друга» и самого большого «недруга».

Далее обезьян просили сыграть в игру «на доверие» по 12 раз с «другом» и «недругом». В игре у шимпанзе был выбор: потянуть «веревку недоверия» и получить доступ к еде, которую особь не очень любит, или потянуть за «веревку доверия», которая открывает второй обезьяне-товарищу доступ к большому количеству вкусной еды. При этом товарищ получает возможность ответно поделиться с первым шимпанзе вкусной едой. Другими словами, выбор «веревки доверия» предоставлял возможность взаимовыгоды, но только если первая особь настолько доверяет второй, что уверена в ее ответном жесте.

Результаты работы показали, что шимпанзе-друзья активно пользовались «веревкой доверия», а вот в ситуации взаимодействия с недругами результат был совсем иной. Авторы исследования делают вывод: человеческая дружба не уникальна и мы можем встретить аналоги такого поведения в животном мире.

Диалоги с животными

Можем ли мы поговорить с животными, причем так, чтобы разговор был полноценным диалогом, а не простым отчитыванием кошки за разбитую вазу? Ответ на этот вопрос ученые получили еще в ХХ веке, обучив обезьян языку жестов!

Одной из таких «разговаривающих» обезьян стала шимпанзе по имени Уошо. После гибели ее матери в Африке шимпанзе воспитывалась людьми и обучалась языку жестов. Она различала значения слов и могла использовать их в разных ситуациях. Прожив 42 года, обезьяна усвоила около 350 жестов и считала себя человеком: когда Уошо просили рассортировать в две группы изображения животных и людей, она без труда справлялась с заданием, определяя всех обезьян в группу животных, но свое фото всегда откладывала в группу людей.

Другая похожая история связана с гориллой Коко, которую в детском возрасте взяла на воспитание профессор Стэнфордского университета Пэнни Паттерсон. Спустя несколько лет горилла знала уже около 600 символов и сама могла показывать более 350. Коко – очень общительная обезьяна и пытается поговорить со всеми, кого встречает, новые слова она объясняет, комбинируя уже имеющиеся. В интернете есть множество роликов об этой удивительной и очень доброй обезьяне. У Коко даже есть своя страница в социальной сети Facebook.

У ученых также возникла идея познакомить ее с самцом, тоже знающим язык жестов. Исследователи надеются, что им удастся подружить животных и получить потомство, которое, возможно, смогут обучить языку жестов уже не люди, а сами гориллы.

Трудовые будни капуцинов

Принято считать, что деньги – материальная ценность, смысл которой понятен только людям. Однако проведенные на обезьянах исследования показали, что мы не одиноки в понимании ценности этого ресурса.

Ученые Йельского университета провели эксперимент, в ходе которого научили капуцинов пользоваться деньгами. В вольере стаи был установлен рычаг, предоставлявший возможность заработать «деньги». «Работа» заключалась в том, что обезьянам нужно было опускать рычаг с усилием в 8 кг – для маленьких обезьян-капуцинов эта задача достаточно сложна. За каждое опускание рычага капуцины получали виноград, который позже был заменен на разноцветные пластмассовые жетоны, которые обладали разной ценностью и выполняли роль денег – жетоны можно было менять на разные фрукты.

Вскоре в стае произошли ролевые разделения на трудяг, лентяев, грабителей и накопителей. Часть особей стремились заработать как можно больше монет, в то время как другие предпочитали деньги отбирать. При этом у обезьян появились отсутствующие ранее черты: жадность, жестокость, стремление отстоять свои деньги.

Позднее эксперименты продолжились, но «стоимость» еды изменилась. Пока сладкий виноград и кислые яблоки стоили одинаково, обезьяны всегда выбирали виноград, а вот когда цены на виноград увеличились в два раза, большинство особей стали постоянно выбирать яблоки, лишь иногда позволяя себе полакомиться виноградом.

Как-то раз один из капуцинов умудрился проникнуть в отсек, где хранилась вся «касса», и присвоил все деньги себе, став первой ограбившей банк обезьяной. Попытки исследователей отобрать у него добычу встречались неприкрытой агрессией и криками.

Юмор и брань

Обезьяны, как и люди, не лишены чувства юмора. Шимпанзе Уошо, разговаривавшая на языке глухонемых, часто использовала понятие «забавный» для описания игр, погони или щекотки. Как-то раз она применила зубную щетку в качестве расчески, причем сделала это не по ошибке, а в качестве шутки. За особью также было замечено умение ругаться: однажды за машиной, в которой ехали инструктор и Уошо, погналась собака. Обезьяна несколько раз жестами приказывала ей убраться, говоря «собака уходи».

Видя, что та не отстает, шимпанзе выругалась, показав фразу «плохая грязная собака».

Известная нам горилла Коко также умела шутить. Она часто дразнила экспериментаторов, показывая какие-то знаки неверно, и ожидала ответной реакции на свои шалости. Например, показывая знак глагола «пить» (поднесение большого палец к губам), она прикладывала его к уху.

Я – личность

Осознают ли животные свое «я» или это свойственно только человеку? Интересные результаты экспериментов были получены психологом Гордоном Гэллапом в конце прошлого века.

Гэллап помещал в клетку к обезьяне зеркало и ждал, пока та привыкнет к предмету. После этого особь усыпляли и наносили на ухо или бровь непахнущую красную краску. Какова же была реакция проснувшейся обезьяны?

Шимпанзе и орангутаны сразу же начинали себя ощупывать, рассматривая в зеркале. Поведение горилл и других обезьян никак не менялось после подобной процедуры.

Исследователи заключили, что орангутаны и шимпанзе имеют упрощенный вариант «я-концепции»: они осознают свое отражение в зеркале и понимают, что их внешность претерпела какие-то изменения.

Эмоции им не чужды

В середине прошлого века психологи провели эксперимент, поместив шимпанзе в человеческие семьи, чтобы исследовать процессы обучения и моделирование форм человеческого поведения. В итоге обезьяны, которых никто не учил определенным вещам, самостоятельно научились подражать и повторять за людьми действия, нехарактерные для животных. Например, они сидели за пишущими машинками и стучали по клавишам, стояли перед зеркалом, поднося к губам тюбик помады, открывали консервные банки. Биологи опубликовали результаты своей работы в Journal of Comparative and Physiological Psychology.

Приматы могут подражать нам не только гримасами и копированием наших действий – ученые заметили и эмоциональные проявления, которые раньше казались совершенно не характерными для животных.

Журнал Nature опубликовал статью, в которой утверждалось, что капуцинам свойственно чувство справедливости и ожидание вознаграждения за проделанную работу.

Исследователи давали парам хорошо знакомых обезьян определенные задания, после выполнения которых каждое животное получало вознаграждение, но всегда в разных количествах. Товарищ, получивший меньшую награду, считал себя обделенным и начинал возмущаться, отказывался принимать угощение или пытался его выбросить.

Ученые считают такую активную реакцию на вознаграждение действительно необычной для животных. В дальнейшем планируется подробнее изучить подобные реакции на более развитых видах, например шимпанзе. Кроме того, исследователи выяснили, что шимпанзе способны отличать хорошие поступки от плохих даже тогда, когда результат этих поступков не касается их самих.

Биологи проводили свои наблюдения в двух зоопарках Швейцарии. В ходе экспериментов группам шимпанзе демонстрировались видеозаписи, часть которых показывала обезьян за их повседневными занятиями – играми или приемом пищи, а часть – демонстрировала жестокие сцены из жизни приматов, такие как преследование и убийство несколькими шимпанзе собственного детеныша, а также драки взрослых обезьян между собой.

Ученые проанализировали реакцию шимпанзе на просмотренные записи и выяснили, что приматы наиболее бурно и беспокойно воспринимали сцены насилия, а особенно видео, демонстрировавшее убийство детеныша.

Все эти выводы позволяют ученым сделать вывод: люди – не такие уж уникальные создания, а вот жизнь братьев наших меньших может таить в себе еще много загадок.

Мария Мартьянова