Мнения
158 813

Война успешно похоронила мифы о всесильности "долларового ресурсного пылесоса"

Сразу надо отметить, специальная военная операция России в Украине не только усугубила наступающий общемировой кризис, но и развернула его в тех плоскостях, которые мало рассматривались в любых сценариях при описании данного наступившего кризиса.

Масса аналитиков во всём мире при описании предполагаемого кризиса в основу его непременно вписывали (и рассматривали) две позиции – финансово-кредитную и ресурсную. Если исходить из того, что деньги тоже ресурс (а в рыночной экономике это, видимо, так и есть), то все сценарии базировались на том, кто сумеет при наступлении кризиса, сконцентрировать наибольшее количество различных ресурсов у себя (либо под своим контролем).

Понятие долларовый пылесос предусматривало, что его владельцы в силу того, что получают крепкий и дефицитный доллар и на иные ресурсы будут первыми претендентами за исключением тех, которые хорошо охраняются и не желают (при этом обязательно имеют такую возможность) продаваться за доллар.

Конечно, сегодня рано делать глобальные выводы, ибо всё в тумане кризиса и в информационных ширмах СМИ, но какие-то намётки и контуры, какие-то новые направления в развитии кризиса уже просматриваются.

Возникает один основополагающий вопрос: Что именно отнести сегодня к важнейшим ресурсам? К тем ресурсам, которые в период кризиса и на выходе из него обеспечат обладателям и удачное прохождение кризиса и лидирующие позиции в мире при старте нового развития (очень условно).

Следующий момент – потребность в ресурсах у тех, или иных претендентов. Она разная не только в силу того, что они все на разных позициях – от занимаемых территорий до возможности игнорировать внешнее участие (в разных степенях), но и в силу сложившихся исторических факторов развития стран. Весьма условно – кому-то не хватает населения, а кто-то стремится его сократить не только "у чужих", но и у себя, кто-то обладает лидирующим ресурсом в области финансов (доллар и его банковская система), а кто-то озабочен тем как этот ресурс угробить вообще, а не обладать им. Ну и т.д.

К таким ресурсам конечно надо отнести:

  1. природно-сырьевые запасы (и не только в виде добытых, но и запасы);
  2. люди (человеческий капитал, включая и рабочую силу и "творческую" составляющую, а-ля "мозги – головы");
  3. кредитно-денежный ресурс (вообще как таковой, а не только мировые резервные валюты – и это первый момент, на который крепко повлияла СВО, ибо некоторые не резервные валюты "внезапно" становятся нужным ресурсом);
  4. контролируемые территории (или подконтрольные, или вассальные – определений много, а суть +\- одна);
  5. силовой ресурс (и вопрос даже не в том, "… сколько у него дивизий", а скорее в расширении возможностей применения не только собственного, но и чужого силового ресурса (понятно при распределении: "по принуждению" – заставляя чужой ресурс выступать на твоей стороне; либо  чужой силовой ресурс и его интересы совпадают с твоими, либо пересекаются.

Где и как сработал пресловутый пылесос в указанных выше позициях, и в чью пользу.

1. СВО позволила миру осознать, что любые активы в виде природных ресурсов, на сегодня являются дефицитом. Не то чтоб мир ранее этого не понимал, но многие в нём были уверены – "нам достанется точно, ибо мы то ого-го", а многие напротив – "ну у нас то отберут точно, или купят за фантики".

И в этой позиции мы можем отметить, что при всеобщем желании включить свои пылесосы – получилось это далеко не у всех, и второй характерный момент – у тех, у кого получилось вышло это, как правило, либо по доброй воле поставщика сырья, либо под воздействием "пистолета у виска".

И если первое – явило миру яркий пример, а как может идти распределение мировых ресурсов, по миру – без диктата доллара, то второй момент, кроме повального отказа подставлять свои виски под кольт или браунинг, пока ничего не показало. (Про развитие сценария силового захвата – нефтяных, например, месторождений интересантами говорить видимо рано, хотя ирако-сирийская эпопея Турции и США напрашивается).

Промежуточный итог (не вдаваясь в детали условий запуска и процесса) – ресурсный пылесос смогли запустить Индия, КНР, частично США, частично РФ (и далеко не во всех нужных моментах), очень частично страны БРИКС и ШОС, глобально переплачивая и всё одно – весьма частично Япония, часть стран ЕС, страны бывшие британскими колониями.

Без пылесоса осталось большинство стран – испытывающих проблемы с сырьём, им просто нечего включать. Многим некуда было включить – им отказано (прежде всего политически) либо в доступе к "розетке", либо к тем "местам, где собирались пылесосить".

При этом создать необходимые запасы сырья не удалось никому. Наверное, это и невозможно было, хотя многие при описании кризиса делали на этом упор. Но, видимо, важнейший тут момент – необходимо обладать своим сырьём и закупать (отбирать) чужое. Чем больше своего, тем больше гарантий на удачное прохождение кризиса. Простая тема – но мир только сейчас, уже летом, когда СВО идёт уже не два-три месяца, начал это с ужасом осознавать. Эффект по миру очень разный – кто-то закрывается, кто-то истерит. Даже Китай, который задолго до СВО, сгребал всё необходимое, до чего мог дотянуться – по многим позициям не закрыл даже свои годичные потребности, при том, что жёстко регулирует вывоз и ввоз – любыми, даже недоступными (с точки зрения западной) инструментами.

2. СВО дала возможность РФ увеличить свой человеческий ресурс. Нюансов тут много – кто сбежал, кто прибыл, но суть не меняется, хотя рассматривать этот вопрос надо отдельно, ибо он весьма объёмен.

Под СВО многие стали "наводить порядок" и в своих социумах (странах) – и это не только Китай (одних в приказном порядке возвращающий, других выгоняющий, да ещё и с усилением жесточайшим миграционной политики, нелегалов стали отлавливать пачками и выдворять), или Индия (неудачные попытки и в сплочении социума, и в постройке барьеров от беженцев из соседних нищих стран, и в "утечке мозгов". Но меры ужесточают и ищут экстренно решения), но и как ни странно страны Африки.

Всё чаще африканские государства (особенно те, что выходят постепенно из-под контроля Запада) стремятся к сохранению своего населения, особенно обученного и знающего. Это и страны БВ, внезапно с началом СВО осознавшие, что на гастрарбайтерах выехать в кризис будет весьма сложно, отсюда и послабления на женский труд, и поднятие "трудового патриотизма" (пусть и в сферах далёких от черновых работ), и т.п.

Европа, нехотя ковырявшаяся в претендентах, запрашивающих у неё убежища, и закрывая глаза на сотни тысяч нелегалов, после начала СВО устроила политические игры вокруг данного ресурса – упрощаю: "Отказать грузину-хирургу, в пользу доярки из Украины" ну и т.п. При этом только в Британии дефицит врачей свыше 150 000 (в госздравоохранении). В целом – тенденция крайних десяти лет, когда Европа стремилась прирастать миграцией, с началом СВО преобразовалась в нечто не совсем внятное. Ни Брюссель, ни госдеп похоже не имели "сводного плана" миграционной политики при таком развитии ситуации.

Сам факт того, что Европа погружается в кризис почти с такой же скоростью, как и беднейшие страны ЮВА, приводит к тому, что ни у неё нет сил (и средств) бороться с нелегалами, ни у тех, кто востребован в Европе (и кого она вытягивала со всего почти мира), нет теперь ажиотажного желания в неё попасть. Вкупе с беженцами из Украины это приводит к тому, что "миграционную политику Европы, заспамили", и хотя и ЕС, и ведущие страны – Германия, Италия, Франция – хорохорятся и пытаются "выбрать нужных" из массового потока, оплачивать (по политическим причинам) они вынуждены гораздо большее. Возможно ЕС удастся это устаканить, ибо распределение ближневосточных и африканских нелегалов идёт неравномерно, впрочем как и беженцев из незалежной.

При этом Европа уже фактически не справляется с криминальной составляющей беженцев, мало того, ситуация сложилась так, что сама Европа и провоцирует скорейшую криминализацию, всё большего числа прибывших. Североафриканские преступные группировки уже открыто объявляют набор в туры "пограбить Европу", а с учётом того, что въехавшие за пять-семь предыдущих лет создали и анклавы и базис для развития, в том числе и преступного, ситуация грозит выйти из-под контроля полностью.

США времён Трампа и его стены ушло в прошлое, теперь, не столько в силу "демократического либерализма", а исходя из изменившейся ситуации, они превращают борьбу с нелегальной миграцией в фиктивное занятие по распилу бюджета. При этом

Легальную миграцию, штатники всячески пытаются развивать, причём чаще всего за счёт ТНК и структур внегосударственных, подчеркивая свои приорететы – нам нужны спецы и "головы". Удерживать при этом под полным контролем всех проникающих в США им не удаётся и хотя многие в штатах очень желали бы ограничить въезд только для нужных – способностей таких у государства на сегодня нет. Похоже и нет в этом интереса, хотя это и парадоксально с точки зрения той политики, что пропагандирует Белый дом.

Промежуточный итог: как таковой включить пылесос с целью сбора данного ресурса, практически ни у кого не получилось (вопрос – а хотел ли кто? Выборочно – безусловно, да, и многие. Вопрос в критериях выборки видимо). Тут скорее можно говорить, о том, что кризис и СВО – спровоцировали глобальные сквозняки по миру, и вот этими самыми ветрами – бесконтрольно, а чаще и в противовес желаний государств – к ним надувает мигрантов, либо сдувает их собственное население.

Пока просматриваются небольшие плюсы у РФ и Африки (частично сохраняют нужных, закрывая глаза на иных – облегчая себе жизнь). Скорее по нулям – Китай и США с Канадой. Все остальные в минусе. Понятно минусы разные – у кого-то приехали не те, кто нужен, у кого-то – уехали нужные и не только.

3. СВО фактически перевернул с ног на голову главный вопрос в аспекте долларового пылесоса. Американцы, конечно с удовольствием его врубили (такое ощущение, что загодя, а не с 24 февраля), с удовольствием констатировали довольно стремительное удорожание доллара, но при этом с ужасом осознали, что внутренняя инфляция почему-то никак не желает перетекать во внешнюю – "экспорт инфляции" внезапно стал давать сбои – и собранное пылесосом бабло, мало того, что принесло + в "бытовую инфляцию", так и сформировало массу вопросов с общим началом "И чё дальше теперь делать с этим...???"

Но настоящим кошмаром явилось для них следующее открытие – дорогой и дефицитный доллар отнюдь не даёт гарантий, что ему готовы продаться, что и кто угодно. Шаблон не затрещал, он просто лопнул. За всё время, что идёт СВО – НИ ОДИН эксперт-аналитик, ни один надзорный орган, ни одно СМИ – вообще НИКТО, даже не попытался рассмотреть и описать эту тему в вновь открывшихся реалиях.

Они безусловно не ослепли, но как минимум онемели. Они в состоянии осознать, что краеугольная основа их видения кризиса – "доллар всё купит, что нам надо", фактически уже распалась на фрагменты, а от того, чтоб она рассыпалась в прах, её отделяют никому неведомые кардинальные решения. Которых не только нет ни у кого на Западе – нет даже формулировок, хотя бы приблизительных – каковыми могут быть эти решения.

Промежуточный итог: включенный долларовой пылесос, сработал, но принёс штатникам не ожидаемые гарантии, а напротив – он вверг их в транс и панику.

СВО убила теорию "выгодности долларового пылесоса", расшатала мировой финансово-кредитный рынок, и обнажила все несуразности "долларового всевластия". Осознание этого постепенно приходит к многим странам, и не только тем, что владеют резервными мировыми валютами. Пока доллар держится (и позволяет держаться США), не за счёт того, что сработал долларовый пылесос, а прежде всего за счёт двух позиций. И если первая – "силовая составляющая" США рассматривалась в любых сценариях кризиса как непременная и безусловная, то вторая – долларовое ценообразование – целиком (в новых реалиях кризиса) базировалась на постулате "дорогой и всем нужный доллар – из вовремя включенного пылесоса – всё купит", что теперь не под сомнением даже, а уже под прямыми отказами от доллара и перехода многих на иные валюты в торговле.

И если доллар – оказывается не так то уж и нужен, то напрашивается вывод: далее очередь обрушения долларового ценообразования.

4. Самый сложный для анализа вопрос – территориальные активы-ресурсы, просто в силу того, что краткосрочные оценки здесь весьма затруднены. Можно отметить одно – стран пытающихся наращивать этот ресурс, по сути, две-три, а все остальные либо участвуют частично в разборках этих трёх, либо пытаются сохранить свой контроль над территориями, либо сменить подконтрольность своей территории пользуясь моментом.

Промежуточный итог: прямое увеличение территориального ресурса осуществляет, при помощи СВО, Россия. Помимо этого, в силу новых м\н отношений в современном их развитии Россия активно проводит политику расширения влияния (подконтрольности) фактически во всём мире. И как правило, это политика наступления, чему способствуют все предпосылки созданные в том числе и СВО.

Вторая страна, пытающаяся нарастить этот ресурс – США. Они как правило в обороне, причём не только от действий России. Но есть и территории, где США пробуют укрепиться или развить предыдущие успехи – особенно на европейском континенте. Говорить о их прямых потерях, слишком рано, но если госдеп официально озабочен "проблемой потери влияния", можно констатировать – как минимум потери есть.

Третья страна, пытающаяся воспользоваться моментом – Китай. У него до прямого увеличения полка не дошло, но ресурсов и желания, увеличить своё влияние по миру – в избытке, чем он и пытается, с разной степенью успеха воспользоваться, прежде всего в ЮВА и Африке.

5. Силовой ресурс, в сегодняшнем мире штука исключительно редкая, если рассматривать его как инструмент глобального влияния. Таковым ресурсом обладают немногие, и только они могут "включить пылесос" в этом аспекте.

Все остальные – имеющие силовой ресурс регионального или местечкового масштаба, вынуждены либо (в силу разных причин – от политики, до экономики) встать на сторону бОльшого игрока (быть в его "пылесосе"), либо стараться сдержать нейтралитет (если условия позволяют), либо затаиться (если никому не интересен), либо пытаться использовать бОльших игроков в своих интересах (изворачиваясь, абы они тебя не использовали), либо отказаться от права владеть силовым ресурсов, как правило, в пользу США, оставив себе декоративные парадно-полицейские уровни.

Промежуточный итог: активнейшая позиция США, в этой области в течении всего периода после ВОВ, и сегодня приносит свои плоды – наращивать свой силовой ресурс, за счёт привлечения (принуждения) других, с момента начала СВО, штаты стали ещё активнее. И это явное и открытое стремление. Тут конкурировать с ними нереально (да особо и цели такой никто не ставил).

Но есть ещё один момент – скрытого переключения ориентирования государств с одной силовой составляющей на другую. И СВО очень ярко высветила и пожалуй, уже запустила эту тенденцию, и это касается не только стран Африки или Америки. Переориентация в нейтралитет, или склонение к силовой составляющей России, с отказом от "покровительства" США – ещё пять-десять лет назад казавшаяся фантастикой, сегодня становится реальностью. И СВО тут явно сыграла (и в дальнейшем ещё будет сказываться) свою роль.

В околонулевой позиции оказался Китай, и не только в силу его собственного менталитета и невозможности развития своей опции "силовое прикрытие других – при их участии", но и в силу ограниченности зон развития. Одно дело пытаться закрепиться в данном аспекте на близлежащих островных государствах, совсем иное – в любой иной точке мира. Это не продажа оружия, в это надо не только уметь, но и иметь определённый и имидж, и опыт, и т.п.

Главное, что мифы о всесильности "долларового ресурсного пылесоса" СВО успешно похоронила. Всё идёт совсем по иным сценариям развития. И кризис приобретает главную свою характеристику – непредсказуемость.

Ранее сообщалось, что война в Украине может выйти из-под контроля.