Мнения
97 796

Почему Россия надеялась на компактную армию, или История ядерной дубины

Экономист-практик и генеральный директор Череповецкого литейно-механического завода Владимир Николаевич Баглаев рассказал, почему Россия отказалась от большой армии и развития ряда вооружений.

Многие говорят: «Что ты там рассказываешь?! Расскажи лучше сам, чем там занимаешься, похвались своим достижением, а потом будешь других учить». Ну вынужден подчиниться критически настроенной публике и отчитаться о работе завода, которым я руковожу. За прошлый год объем производства и реализации предприятия вырос на 89% – немножко не дотянул до 90%. Численность персонала мы увеличили на 24%. Так что на фоне спада ВВП в России на 1-2%, в целом, показатели предприятия позволяют мне оставаться среди экспертов, которые могут рассказать, как надо жить и работать для того, чтобы не было падения в 2%, а был в рост 89-90%. Так что оставляю за собой это право.

Неумолимо, конечно, летит время, скоро год с того момента, как началась специальная военная операция. Были тогда озвучены официальные цели, потом, правда, они периодически переозвучивались разного уровня высокими руководителями по-разному. Они же потом и по-разному расшифровывались, в том числе и президентом. Так или иначе, населения страны смирилось с тем, что вопрос с целями настолько не определён, а действия и мероприятия настолько в общем-то не соответствует этим самым целям, что, особенно в тылу, люди начали предсказуемо впадать в апатию.

Апатия – это не просто нестроение, это еще и цели наших врагов. Апатия – это плохо, не потому что у вас плохое настроение, а потому, что это целевая установка враждебной нам страны – противоборствующей. Это видно даже по нашим сводкам, по активности, по этому резкому спаду в российском сегменте интернета, которые касаются не только наших сводок, хотя они тоже, если вы видите, очень сильно просели в последнее время – в 2-3 раза. Также и другие материалы, которые касаются специальной военной операции перестали пользоваться интересом. Люди устали и им просто стало все равно.

Если бы это касалась бы только наших сводок, это было не страшно. Но специалисты вам расшифруют, что доведение человека или общества в целом до апатичного состояния или, как говорят в Беларуси, абыякавасці да жыцця – это важный психологический момент в противостоянии, который очень важен. Чтобы сломать человека в бою, сначала его надо сломать морально и психически. И, честно скажу, этот элемент противостояния меня тревожит ничуть не меньше, чем наши военные «достижения» в июле в Херсоне – так аккуратно выражусь. А, похоже, что наш противник почувствовал запах крови и взял курс на максимальную военную эскалацию конфликта по линии современного наступательного вооружения, убедившись, что в России не осталась не одной из красных линий, которую страна еще не сдала.

Наша разведка уже точно знает имена и должности организаторов теракта на Крымском мосту из спецслужб не только Великобритании, но и ряда других союзных им организаций и стран – эти страны называются совсем не Украина.

Война ведется с использованием самых современных средств наблюдения и разведки, в том числе космического базирования стран НАТО. Как-то незаметно для нашего обывателя прошел тот факт, что для Украины ее союзники обеспечили своеобразную беспилотную зону – нет там наших военных самолетов. То есть с той стороны какие-то военно-воздушные силы работают уже, а с нашей не очень – мы не отвечаем.

«Кем-то очень умным когда-то», я так с сарказмом говорю, принималось решение для нашей огромной страны, которая занимает территорию, где находится где-то 20-25% всех природных богатств планеты реальных, на которой при этом проживают чуть более 1,5% населения той самой планеты, что для этой самой страны будет достаточно компактной профессиональной армии и даже кадрирования части, то есть те части, которые в случаи чего, можно оперативно масштабировать при необходимости, но в мирное время они на себя отвлекали очень немного ресурсов были признаны экономическим излишеством. Кто-то принял это решение.

Какие этому были объяснения в свое время? Нам рассказали, что после распада военного блока Варшавского договора России теперь не может обеспечить паритет с западными странами в общих системах вооружения. Да это в принципе уже и не надо, потому что теперь мы союзники. Тем более, что слишком не сопоставим экономический потенциал сторон Запада и России, что, в целом, конечно же, правда. Поэтому мы и не собирались с этими ребятами мериться размерами военных потенциалов в этом самом общевойсковом сегменте. Обозначали, что если что-то случится, то завтра в поход, мы пойдем в этот поход, сядем с дубиной. Танки там всякие, хоть английские, хоть немецкие, до Москвы дойти не успеют, потому что удар будет не по рукам, а по центрам принятия решения с нанесением неприемлемого ущерба противнику и это мы сделать успеем. Все это вроде было логично. Объяснили.

Но вот мы с вами столкнулись на реальном поле боя с тем самым противником, который имеет признаваемое нами преимущество именно в тех видах вооружения, которые мы для себя признали не совсем важными и экономически нецелесообразными. И что теперь? Мы конечно пытались блефануть, но оппоненты поглядели в глаза испуганных от потери комфорта русскоязычных новаришей и поняли: не применят. Почему? Есть разные версии ответов на этот вопрос. В том числе и такой: в случае применения нами этого аргумента США якобы имеют возможность ликвидации руководство России без развязывания ядерной войны. Но такая возможность была бы осуществима только при непосредственном предательстве в самом вверху. Вопрос не в том, верю ли я, возможно предательство или невозможно. Вопрос насколько оценивают эту вероятность чины, которые подлежат плановой ликвидации в случае принятия неприемлемого для США решения. Верят ли они, что их могут предать? И, возвращаясь к тем красным линиям, которые никто из противников наших и не заметил, можно предположить, что к подобной американской угрозе у нас отнеслись более чем серьезно.

А собственно говоря, кого в ответ пугать этой самой ядерной дубиной? Ту страну, которая нам внедрила принципы кредитно-денежной политики? Той стране, которая утвердила Ельцина на пост президента, отодвинув меченного на всю голову лауреата Нобелевской премии, а затем протащила этого самого алкоголика на следующих выборах в президенты при рейтинге поддержки президента в 3% у населения?

МФО и ВТО и другие страшные буквы, которые нельзя произносить в демократическом информационном пространстве, – это все организации, членство в которых и преданность идеалам которых не подвергаются сомнению никем из тех, кто должен вроде бы погрозить метрополии неприемлемым ущербом, но с руки которой они продолжают кормиться ресурсами своей же страны.

Если отбросить в сторону разные розовые иллюзии о безгрешности человека вообще и представителей власти в частности, то будет понятно то, что казалось, возможно, нелогичным на первый взгляд. На второй взгляд, мы увидим логику принимаемых решений или не принимаемых решений.

Логика в этом есть. Проблема нашей элиты, что по этой логике загнали их в угол или вот-вот загонят. Закончились те времена, когда Украина со своим огромным мобилизационным людским ресурсом получала только оборонительные виды вооружения. Сейчас все по взрослому: электронная разведка и соответствующее обучение, поставка просто ожидается широкая река современных, тяжелых танков – это не для обороны. Песков, конечно, не испугался и заявил, что их мы спалим, но сам, по факту, этим заниматься в ближайшее время не планирует.

Можно дальше спорить, если у нас похожие или с такими же характеристиками танки, а также сопоставимые программы управления боя, но то, что у них танков будет много, с этим спорить не приходится. Проходят обучения сегодня украинские летчики на не советских самолетах, «Хаймарсы» тоже оказались не так безобидны, как по началу про них рассказывали, когда их стали поставлять. Оказалась, что это направление тоже будет усиленно и по количеству, и по дальности – это только информация, которую можно получит из открытого доступа.

Да, это сложное вооружение, требующее и обучения, и обслуживания, и сервиса. Это понимают и в Польше сейчас срочно наращивают мощности ремонтных сервисных предприятий. Обслуживание, тех же самых «Леопардов». Работа уже началась, а как у нас обстоят дела?

А у нас вся страна взвыла от информации, что в городе Энгельс ушло с молотка имущество обанкротившегося оборонного завода. Торги состоялись в конце декабря 2022 года. По данным на портале Федресурс, протокол торгов был подписан 26 декабря. Итоговая стоимость завода снизилась до 245 миллионов рублей.

Этот завод работал по оборотным контрактам на ремонт вооружения военной техники и бронетанкового имущества. Причем из наиболее близких из российских заводов к зоне боевых действий. Все это происходит, как мы видим, когда сейчас поставки будут такие техники, в преддверии танковых баталий. Цена вопроса для страны просто смешная 245 миллионов рублей. Тем более основным кредитором этого завода являлось само государство вместе с Ростехом и налоговой инспекцией, которые все равно не могут взыскать с этого предприятия возвращение каких-то серьезных задолженностей.

Может быть этот завод после войны нам действительно будет не нужен. Может, китайцы нам построят более новый, современный завод, но сейчас наши танки тоже надо где-то ремонтировать и обслуживать. Или мы будем наши танки в Польшу на сервис гонять? У нас же международное разделение труда по ВТО: мы им газ, они нам – в глаз.

Так вот линии технологий по ремонту, специальная оснастка для разборки и сборки всех наших бронетанковых полезных сегодня вещей: секретные агрегаты, центры технической документации с обученными специалистами в придачу. Даже если они потом не нужны в будущем экономике, но для войны они сейчас нужны. Нельзя вообще подождать с этим решением до окончания хотя бы СВО? Почему надо именно сейчас это делать?

И тут я в голове вспомнил, что Путин подписал указ о создании Координационного центра при правительстве, который займется обеспечением потребности Вооруженных сил России в ходе проведения специальной военной операции в Украине. Я вспомнил, что многие эксперты тогда говорили, что теперь все эти либеральные регламенты и федеральные законы – все побоку. Теперь все для фронта, все для победы, а кто будет поперек стоять, того не жалко – так ему и надо.

Очень хочется почитать комментарии кого-нибудь из пресс-секретарей того самого Координационного центра с объяснением, почему волонтеры по всей стране деньги собирают, а оборонный завод, который не построить ни за миллиард, ни за 2 и даже ни за 3. Цена вопроса возведения подобного современного производства от 15 миллиардов и выше – это без учета кадров, инжиниринга и оборотных средств. Уйдет сегодня за 245 миллионов рублей.

Уверен, что в рамках действующих регламентов, после этого там разнесут все совершенно по закону и согласно экономической логике либералов. Но не кажется ли нам, что эту логику и регламенты нам просунули совсем не наши партнеры, а ее практически конкуренты. Именно сейчас нам поменяли на них знаки познавательные, может все-таки можно еще успеть сделать по этому заводу и как-то приостановить все, что зафиксировал на торгах специально обученный человек. Ну, как ни крути, кроме денежной логики, в данном вопросе голову ничего без помощи обученного пресс-секретаря не приходит. Хотя и в коммерческих решениях у меня тоже сегодня, когда я читаю новости, возникают вопросы.

Итак. Анкара. 8 января. Заявление ТАСС. Цитирую строчки от президента Турции Эрдогана:

«Господин Путин говорит, что мы готовы отдать зерно бесплатно, а вы отправляете его бедным странам Африки. Мы отвечаем, что готовы брать зерно и перерабатывать его в муку, а затем отправлять в африканские государства».

Также Эрдоган отметил, что от 44 до 46% сельскохозяйственной продукции вывозится из портов Украины в страны Европы, а не в нуждающиеся в ней государства. Далее цитирую:

«Мы будем прилагать активные усилия для поставок продукции по зерновому коридору бедным странам Африки», – заверил турецкий лидер.

И вот, что меня резануло: мы в Турцию зерно отправим на переработку бесплатно, а вот муку они сами определят, по какой цене и для каких нуждающихся африканцев отправят. Ну и кто из нас теперь турки?

Каждый день в прессе появляются все новые и новые строчки о какой-то совсем не доброй воле, если расценивать по факту последствия очередного жеста этой самой «доброй воли». Но логика в этом тоже есть. Просто надо уходить из зомби-пространства, так сказать, и тогда причинно-следственные связи станут более очевидными и даже просто явными.

Читайте продолжение материала: "Импортозамещение в России: как все идет на самом деле?"