О конце капитализма и мировой истории

Мнения
21:00
210 151 просмотр

Марксизм-ленинизм о «конце капитализма» и Фрэнсис Фукуяма о «вечности капитализма».

Часть 1

10 лет назад увидела свет моя книга «Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации»» (издательство Института русской цивилизации). Несмотря на внушительный объем (по этому показателю она может конкурировать с «Капиталом» Карла Маркса), работа, к моему удивлению, оказалась очень востребованной читателями. В 2015 году в том же Институте русской цивилизации уже вышло 4-е, исправленное и дополненное издание с предисловием академика С.Ю. Глазьева. А в 2022 году книга вышла в издательстве «Наше завтра» в варианте трехтомника. 

В указанной работе я предложил взглянуть на капитализм не как на общественно-экономическую формацию (по Марксу), а как на цивилизацию, ядром которой является определенная религия. Я назвал ее «религией денег» (поклонение мамоне). Кстати, я провел достаточно подробный разбор этой универсальной религии, которая оказывается вне поля зрения большинства богословов (теологов). При таком подходе оказывается, что капитализм насчитывает историю, измеряющуюся не несколькими столетиями, а несколькими тысячелетиями (кстати, подобный взгляд на капитализм просматривается в работах ряда немецких историков 19-20 вв.). Отсчет истории такого капитализма можно вести как минимум от древнего Вавилона. Не менее яркие его проявления можно при желании увидеть и в Древнем Риме.

Когда я писал эту книгу, то внимание (как свое, так и читателя) концентрировал на истории капитализма, или «денежной цивилизации».  О будущем капитализма я говорил лишь вскользь. Хотя с момента написания работы прошло лишь одно десятилетие, однако в мире многое изменилось.  Это был непростой отрезок времени, мы увидели, что человечество находится на революционном переломе.  Появилась признаки того, что капитализм может уйти с мировой сцены не когда-то в неопределенном будущем, а уже при нынешнем поколении людей.

В последние несколько лет появилось большое количество работ (статей и книг) – как отечественных, так и зарубежных, в которых обосновывается почти фатально неизбежное исчезновение той модели общества, которую мы привыкли называть «капитализмом» (частная собственность на средства производства, прибыль как цель экономической деятельности, эксплуатация наемной рабочей силы и др.). В качестве примера можно привести книгу «Пост-капитализм: путеводитель по нашему будущему» (Postcapitalism: A Guide to Our Future). Это труд британского экономиста и журналиста левого толка Пола Мэйсона (Paul Mason) об угрозах капитализму со стороны цифровой революции. Книга вышла из печати в 2015 году в Великобритании.

Но, пожалуй, наиболее резонансной книгой на эту тему можно считать работу президента Всемирного экономического форума (ВЭФ) Клауса Шваба «Капитализм стейкхолдеров: Глобальная экономика, которая работает на прогресс, для людей и планеты» («Stakeholder Capitalism: A Global Economy that Works for Progress, People and Planet»), которая увидела свет в 2021 году. Хотя Клаус Шваб называет общество, которое должно прийти на смену современному капитализму, также капитализмом (правда с добавлением, что это «капитализм стейкхолдеров»), на самом деле речь идет уже о модели, радикально отличающейся от классического капитализма.   

Хотелось бы разобраться в том, насколько действительно капитализм исчерпал себя, сколько ему еще осталось жить, а, главное, ответить на вопрос: что может прийти на смену капитализму? И может ли человек как-то влиять на все эти изменения? Или переход диктуется некими железными законами либо чьей-то железной волей. Тема очень обширная. Поэтому, скорее всего она одной этой статьей исчерпана не будет.

Часть 2

Сейчас хотел бы остановиться на представлениях марксизма-ленинизма по вопросу о конечности капитализма.  О том, что капитализм не вечен, говорил и писал еще в середине позапрошлого века классик марксизма Карл Маркс вместе со своим соавтором Фридрихом Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии». Фундаментальное обоснование конечности капитализма классиком было дано в его «Капитале».

Для обоснования неизбежности гибели (умирания) капитализма классик использовал разные подходы. В одних случаях он в качестве главного аргумента называл сформулированный им закон тенденции нормы прибыли к понижению («Капитал», том 3, отдел 3). Речь идет о том, что рабочая сила, за счет которой капиталист получает прибавочную стоимость, постепенно вытесняется машинами. На языке Маркса это называется повышением «технического» (а также «стоимостного» и «органического») строения капитала. В результате понижается прибавочная стоимость и норма прибыли (превращенная форма прибавочной стоимости), а при этом сжимается подобно шагреневой коже платежеспособный спрос со стороны людей. Ведь они, становясь безработными, лишаются средств для покупки товаров и услуг. В общем, капитализм заходит в полный тупик.  Во времена Маркса, вероятно, эти рассуждения классика были многим не очень понятны. Но сегодня, когда роботы грозят заменить живых людей в разных сферах экономической жизни, что такое «техническое строение капитала» и как оно повышается,  становится понятным даже неискушенному обывателю.

В других случаях классик акцентирует внимание на том, что капиталистические производственные отношения, которые в свое время (в XVI-XIX вв.) дали толчок бурному развитию производительных сил, со временем станут тормозом такого развития. И даже могут останавливать и разрушать эти производительные силы (ярким примером чего стали начавшиеся в XIX веке циклические кризисы «перепроизводства»). 

Также Маркс видел «кощееву иглу», которая станет причиной гибели капитализма, в социальных противоречиях в буржуазном обществе. По мере относительного (а, может быть, и абсолютного) обнищания пролетариат (наемные работники) активизирует свою классовую борьбу против капитала. И, в ходе революции в конце концов свергает власть буржуазии и переходит к строительству принципиально иного общества, называемого социалистическим. Первый раздел «Манифеста коммунистической партии» (1848) заканчивается следующими словами:

«Основным условием существования и господства класса буржуазии является накопление богатства в руках частных лиц, образование и увеличение капитала. Условием существования капитала является наемный труд. Наемный труд держится исключительно на конкуренции рабочих между собой. Прогресс промышленности, невольным носителем которого является буржуазия, бессильная ему сопротивляться, ставит на место разъединения рабочих конкуренцией революционное объединение их посредством ассоциации. Таким образом, с развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты. Она производит, прежде всего, своих собственных могильщиков. Ее гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны».

Подобные выводы Маркса находились в прямом противоречии с представлениями о капитализме доминировавшей на Западе общественной науки. Еще со времен английского философа Джона Локка (основоположника современного либерализма) среди историков, философов, социологов сложилось устойчивое представление о том капитализм – «естественная» форма организации общества, к которой человечество шло на протяжении тысячелетий через разного рода испытания. И человечество от такого своего завоевания не откажется. Капитализм – «естественное» состояние человечества, которое будет существовать вечно. По крайней мере, столько же, сколько будет существовать Земля.

Часть 3

А вот критику капитализма Маркса как эстафету принял В.И. Ленин, который продолжил углублять и конкретизировать вывод классика марксизма о неизбежной гибели капитализма. Это углубление и эту конкретизацию мы видим в работе Ленина «Развитие капитализма в России» (1899). Но еще более развернутое объяснение неизбежности гибели капитализма мы находим в работе Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма», увидевшей свет в 1916 году. В заключительном, десятом разделе работы, называемом «Историческое место империализма», Ленин прямо пишет: «Из всего сказанного выше об экономической сущности империализма вытекает, что его приходится характеризовать, как переходный или, вернее, умирающий капитализм». Отсылаю любознательного читателя к моей книге «Империализм: метаморфозы века. Взгляд на работу В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» из XXI века» (Изд. 2-е. М.: Издательство «Родная страна», 2019).

Итак, классики марксизма-ленинизма не сомневались в том, что капитализм закатится или падет в результате социалистической революции. Но это не будет конец истории, на смену обязательно придет коммунизм с его двумя фазами – социализмом и собственно коммунизмом. И вроде бы они оказались правы. После октябрьской революции 1917 года в России под идейным и политическим руководством большевиков началось строительство социализма как первой фазы коммунизма. Ставший официальной идеологией советского государства марксизм-ленинизм еще продолжал развивать и углублять тезис о скором конце капитализма. В третьей программе КПСС, принятой на XXII съезде партии в 1961 году, были сформулированы основные положения об общем кризисе капитализма (ОКК).  Как отмечалось в программе, ОКК прошел три этапа. Первый начался после октябрьской революции 1917 года. Второй начался в годы второй мировой войны и продолжился в ходе создания лагеря социалистических государств. Третий начался в конце 1950-х годов и, как отмечалось в партийной программе, должен был закончиться окончательным крахом капитализма.

Однако, советским коммунистам так и не удалось дождаться желанного окончательного краха капитализма. Вместо этого более трех десятилетий назад нежданно-негаданно произошел стремительный крах социализма в СССР и других странах так называемого социалистического лагеря.   У многих тогда возникла иллюзия, что капитализм «эффективен» и «конкурентоспособен» и будет существовать необозримо долго. Наверное, наиболее ярко эта точка зрения была выражена в вышедшей в 1992 году книге «Конец истории и последний человек» (The End of History and the Last Man) американского философа и политолога Фрэнсиса Фукуямы (Francis Fukuyama). Экономику этого «вечного» капитализма автор характеризовал как «рыночную», а политику - как «либеральную демократию». 

Такому представлению о капитализме как последней и вечной фазе существования человечества способствовали средства массовой информации, образование и культура Запада. Известный словенский философ и культуролог Славой Жижек в девяностые и нулевые годы анализировал идеологические коды голливудской «фабрики грез». И он обратил внимание на то, что сформированное этими кодами сознание человека легче себе представляет конец мира, чем конец капитализма. 

Часть 4

Однако эйфория капиталистических победителей в «холодной войне» длилась не очень долго. Она закончилась в 2008-2009 гг., когда мир накрыл глобальный финансовый кризис. Он напомнил знающим людям о том самом общем кризисе капитализма, который постулировали марксистско-ленинские обществоведы ХХ века.  Противоречия капитализма достигли такой остроты, что даже наиболее оптимистически настроенные приверженцы этого строя стали выражать свои опасения по поводу ближайшего будущего капитализма.

Итак, иллюзия «вечности капитализма» продержалась недолго. Сам Фрэнсис Фукуяма впоследствии признавал ошибочность своих упований на жизнеспособность капитализма. В октябре 2018 года он заявил, что «социализму нужно вернуться» и признал правоту Маркса в некоторых вопросах: «На данном этапе мне кажется, что некоторые вещи, о которых говорил Карл Маркс, оказываются правдой. Он говорил о кризисе перепроизводства… о том, что рабочие обнищают, а спрос будет недостаточным». Но всё же единственным государственным устройством, способным на равных соперничать с либеральной демократией, Фукуяма считает не социализм, а капитализм по типу современного Китая.

Впрочем, некоторые внимательные наблюдатели еще три десятилетия назад скептически отнеслись к заявлениям Фрэнсиса Фукуямы и некоторых других представителей академических кругов о наступлении «вечного капитализма». Скептики заявили, что это не более чем дешевая пропаганда. Сразу же после того, как была зафиксирована победа Запада в «холодной войне» над СССР и другими социалистическими государствами, началась подготовка к радикальному реформированию всего мирового порядка. Просто она тщательно камуфлировалась. Но во втором десятилетии XXI века эта подготовка была в основном завершена.  Она велась по двум основным направлениям:

1) разработка концепции и плана реформирования;

2) подготовка и расстановка кадров, которые в час «Ч» должны приступить к практической реализации упомянутого плана.

Источник: тг-канал Шарапов