Мегаобвал уже начался…
Пока экономисты гадают когда же начнётся мегаобвал, он уже начался.
Прогнозирую мегаобвал, как часть Второй Тридцатилетней войны примерно лет пятнадцать. Что такое мегаобвал? В самой простой и самой общей формулировке это резкое падение экономики, социальной, культурной и технологической сферы.
С этой точки зрения, мегаобвал идёт полным ходом. Сначала медным тазом накрылось восстановление мировой экономики в этом году, а спустя пару месяцев и восстановление экономики с выходом на показатели далеко не лучшего в экономическом плане 2019 года откладывается на неопределённое время. О времени восстановления перестали говорить даже штатные оптимисты вроде МВФ и ФРС. Только поводом к мегаобвалу стало не лопание финансового пузыря, не начало военных действий и не внутренний распад одной и бывших развитых стран, а пандемия. Только следует понимать, что это поводы, а не причины.
Насколько это состояние уникально? Да ни насколько. Для обычной цивилизационной смуты это обычное состояние. Это мягкая аналогия состоянию итальянской смуты с чумой 1630-32 годов. ИМХО, именно эта чума стала главной в череде поводов к перемещению центра Европы из Италии на север континента. Не изгнание евреев и морисков, не господство Порты на Средиземном море и даже не Реформация, а огромные людские потери во время чумы.
Например, Милан потерял от эпидемии до 40% населения, а Верона до 60%. Т.е. сейчас мы наблюдаем, во-первых сравнительно мягкий вариант развития событий, а во-вторых её самое начало. По нашим постсоветским меркам, в мире сейчас конец 1992 – начало 1993 года. Время инфляции, разрыва производственной кооперации и хозяйственных связей и резкого роста государственных дефицитов. И тогда, и сейчас! Это не просто аналогия, а слишком очевидное сходство, чтобы говорить о чем-то уникальном. Это один и тот же циклический процесс разнесённый во времени.
При этом следует понимать, что сейчас ситуация в мире гораздо хуже, чем весной-летом 2020 года. Тогда размер эпидемии был в разы меньше, экономика гораздо крепче, а государственные финансы, а, следовательно и возможности для социально поддержки населения и бизнеса гораздо больше. В качестве борьбы с пандемией было предложено три тактики:
- Тотальная вакцинация по западному примеру;
- Тотальный контроль по-китайски;
- Тотальная изоляция по-австралийски и ново-зеландски.
Две из трех тактик так УЖЕ себя не оправдали. Вакцины оказались не в состоянии не только избавится от вируса. Да, вакцины снижают смертность, но из-за того, что каждая следующая волна эпидемии является более мощной, чем предыдущая, это снижение смертности в абсолютном плане практически полностью перекрывается ростом числа заболевших.
Среднее число ежедневно заболевающих в США составляет устойчиво выше 100 тыс. человек. Число активных носителей вируса приближается к рекордному, а число умерших составляет больше тысячи человек в день. И это в начале осени. Что будет в ноябре-декабре при таких темпах распространения эпидемии, даже представить страшно.
Австралийско-Новозеландская тактика закрытия стран также приказала долго жить – там эпидемия тоже вышла из-под контроля. Из трёх тактик пока держится только одна – китайская тактика тотального контроля. Сколько она ещё продержится – неизвестно. Но, судя по Тайваню и Вьетнаму, не очень долго.
А возможности у государств близки к исчерпанию. Мало того, что давят пузыри надутые до начала смуты, так и всё больше угрожает захлестнуть мировую финансовую систему безумная эмиссия 2020 года. ИМХО, от финансового мегаобвала финансовую систему сейчас спасает только… очередная волна эпидемии, которая охлаждает и снижает инфляцию. С другой стороны, у государств уже практически не осталось средств для поддержки бизнеса и населения во время новой, более мощной волны пандемии. Когда США даже не уходили, а бежали из Афганистан, то все обсуждали Афганистан. А надо было обсуждать США. Убегая из Афганистана, США спасали не Тайвань, не Израиль или кого-то ещё. Бегство было вызвано тем, что США спасали себя! Но резерв экономии на афганских расходах будет быстро исчерпан. В ближайшее время мы увидим запуск новых экстренных резервов. Это не иной мир – это обыкновенная смута, простая по логике и прогнозируемая как монета в пять копеек, выведенная из оборота.
При этом следует понимать, что сейчас ситуация в мире гораздо хуже, чем на постсоветском пространстве в конце 1992 – начале 1993 года. Как я писал давным-давно постсоветская смута была смягчена:
- ростом спроса на ресурсы, прежде всего энергоносители;
- спросом на носителей бывших советских научно-технологических разработок;
- сравнительно либеральным режимом миграции;
- поставками западного продовольствия. Те самые ножки Буша, которые Путин тогда поставлял в Питер.
Кризис 2008 года, который я тогда назвал прелюдией к смутному времени, в значительной мере была смягчен… Китаем. Именно Китай был главным локомотивом мировой экономики в 2009-2012 годах. Сейчас этого уже нет.
Поэтому смягчать начавшуюся смуту сейчас некому. Да, несколько стран сейчас вышли из своей фазы смуты, но их мало и они сейчас лежат обескровленные на своём дне, и пока мало как смягчить аналогичную смуту, начавшуюся у других. В итоге, по разным направлениям наблюдается ситуация идеального шторма или по-другому говоря, «нашла коса на камень».
После эмиссионного безумия 2020 года, сейчас следует резко ужесточать денежно-кредитную политику. Иначе получим финансовый мегаобвал. А в условиях вышедшей из-под контроля пандемии сейчас следует продлить эмиссионные программы поддержки населения и корпоративного сектора. Иначе получим обвал реальной экономики и социальный взрыв.
В условиях резкого обострения бюджетных дефицитов следует резко сократить военные расходы и вывести свои войска откуда только возможно. Всё равно они там долго не продержаться из-за нехватки финансирования. А в условиях резкого обострения всевозможных противоречий между странами, критически важно сохранить свое военное (геополитическое) присутствие в ключевых точках.
В условиях, когда существующая модель глобализации перестала быть выгодной ряду бывших развитых стран с неблагоприятными внешними условиями/перспективами, следует до конца использовать шанс установления нового глобального порядка, как альтернативы ВТО, под видом всеобщей борьбы с потеплением климата. А в условиях рекордных цен на энергоносители, которое обедневшее население физически не тянет и снижения потребления энергоносителей, следует отбросить все разговоры о борьбе за климат и начать существенную либерализацию экологических стандартов.
В условиях резкого роста дефицитов госбюджетов следует начать существенное сокращение финансирования науки. А в условиях сохранения веры в науку и сохранение ставки на кардинальные научно-технические инновации, как выход из кризиса, следует ещё больше увеличить финансирование науки.
Это только некоторые противоречия, ставшие в полный рост. Да, по каждому заранее был опубликован мой прогноз. Но сейчас в целом, ситуацию не просто не удержать – мегаобвал уже идёт, если не по одному направлению, то по-другому, не менее важному. Поскольку я изначально прогнозировал не рецессию и даже не депрессию, а полноценную цивилизационную смуту в виде Второй Тридцатилетней войны, то и мегаобвал наблюдается не только и не столько в финансовой сфере.
Как это, спросят не только финансисты? А как в 90-е годы на постсоветском пространстве. И, между прочим, по той же цивилизационной причине. С другой стороны, то что сейчас обвал начался не с финансовой сферы, не означает, что финансовой составляющей цивилизационного мегаобвала не будет – прогнозировавшие его экономисты таки дождутся своего. Свой древний прогноз о том, что доллар станет таким же деревянным, как когда-то советский рубль, который напомню оставался в обращении на территории России до сентября 1993 года. И снова мы возвращаемся к 1993 году. Нам проще – чтобы узнать мировое будущее достаточно вспомнить своё сравнительно недавнее прошлое.
Что-то слишком много я написал – пойду сделаю прививку от коронавируса. Понимать ограниченную эффективность прививок и идти их делать – в этом и состоит логика смуты, как символ нашего времени. В качестве другого символа предлагаю гимн нашего времени:
Автор: Владимир Стус
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии