Герберт Уэллс: американский доллар как бог, который должен уйти

Мнения
09:30
293 882 просмотра

В предыдущей статье, посвященной творчеству известного английского писателя Герберта Уэллса, я остановился на его мало известной российскому читателю книге «Guide To The New World: A Handbook Of Constructive World Revolution».

Она была издана в Англии в 1941 году. Перевод на русский: «Путеводитель по новому миру. Руководство по конструктивной всемирной революции». Книга небольшая, но очень многоплановая, насыщенная интересными фактами и мыслями автора о возможном ближайшем будущем мира, состоит из 42 разделов (главок).

Я успел в предыдущей статье разобрать лишь одну главку, которая называется «The Harsh Side of America» («Неприглядная сторона Америки»). Как следует из ее названия, она посвящена Соединенным Штатам Америки. Тема Америки, как я отмечал ранее, присутствует и в ряде других главок книги. Особенно в главке 32 «The Dollar as God» - «Доллар как бог».

Немного отвлекусь от упомянутой главы книги и отмечу, что Герберт Уэллс, не будучи экономистом, всегда интересовался вопросом денег. Но не техническими тонкостями создания денег и организации их обращения, а также конкретными видами денежных операций, а ролью денег в истории человечества, отношением человека к деньгам, местом денег в системе ценностей общества и т.п.

Знатокам и почитателям творчества Уэллса известна трилогия писателя, являющаяся своеобразной энциклопедией разных отраслей знаний. Первый том называется «Краткая история человечества» (A Short History of Mankind), которая вышла в 1925 году. Другой том – «Наука жизни» (The Science of Life), вышел в 1932 году. Третий том – «Труд, богатство и счастье рода человеческого» (The Work, Wealth, and Happiness of Mankind), увидел свет в 1933 году.  Последний том трилогии посвящен экономике. В нем изложены история освоения человеком природы, вопросы сельского хозяйства, домашнего хозяйства, торговли и распределения продуктов труда, роли государства в экономической жизни. Особое внимание уделяется тому, что мы сегодня называем менеджментом. Но в центре всего – вопросы денежного обращения и финансов.

Любопытно, что воспоминания о подготовке Уэллсом третьего тома трилогии мы находим в «Автобиографии» знаменитого киноактера Чарли Чаплина, с которым дружил английский писатель. Чаплин отмечает, что рабочим названием книги было «Анатомия денег». Писать книгу Уэллсу помогало несколько человек. Сыграло свою роль общение писателя с известным английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883-1946), от которого Уэллс напитывался экономическими знаниями.

Писатель констатирует в экономическом томе трилогии, что ростовщический капитализм донельзя искажает природу денег, которые не только для ростовщиков, но и для большинства остальных людей из средства превратились в цель:

«…мы должны еще раз напомнить, что деньги – это средство, а не цель. У мира будет достаточно материальных и рабочих ресурсов, необходимых для повсеместного восстановления его жизни. И все они просто взывают о том, чтобы их использовали. Функция современной денежно-кредитной системы состоит или, во всяком случае, состояла в том, чтобы свести рабочих с материалом и стимулировать их объединение. Эта система всегда оправдывала свое существование тем, что без неё здесь не обойтись, и если она существует не для этой цели, то для чего она тогда существует и какая в ней тогда надобность?»

Извращенную ростовщиками денежную систему, по мнению Уэллса, следует как можно быстрее уничтожить, восстановив прежнюю систему, которая существовала на ранних стадиях истории человечества. Систему, в которой деньги являются лишь средством соединения основных факторов производства – рабочей силы, орудий производства и исходных материалов для создания нужных обществу продуктов. Но не средством бессмысленного накопления и закрепощения одних людей другими. 

В работах Уэллса содержится жёсткая критика банков, биржи, спекуляций. И он призывает как можно быстрее их упразднить: «Фондовая биржа и банковский кредит, а также навыки заимствования, ростовщичества и игры на опережение (видимо, имеются в виду фьючерсные сделки. – В.К.), несомненно, все до одного исчезнут, когда установится Мировой порядок… Они будут выброшены, как яичная скорлупа или оболочка плода».

А теперь возвращусь к главе «Доллар как бог». Неоднократно поднимая вопрос о том, что деньги из средства превращаются в цель, Уэллс стал постепенно приходить к мысли, что такое отношение к деньгам следует назвать религиозным. И у язычников были свои боги, и у иудеев – был и есть Иегова, и у христиан – Бог-Троица и т.д. Люди верили в спасительную миссию своих богов или своего Бога. Рассчитывали на божественную благодать и божественную помощь. Но в Новое время все большее число людей стало верить в деньги и их магическую силу. Появилась религия денег, которая стала затмевать и вытеснять традиционные религии. Я этой темой занимался, мои размышления на эту тему вылились в книгу, которая так и называется: «Религия денег. Духовно-религиозные основы капитализма» (М.: «Кислород», 2013).

О религии денег Уэллс пишет следующее: «У меня практический склад ума, и я сужу о религии человека по его поступкам. Если, например, он непрерывно пьянствует, если ради выпивки он готов на что угодно и забывает обо всем, что есть хорошего на свете, мне безразлично, какой из затасканных религиозных ярлыков к нему приклеен – ярлык баптиста, суннита, индуиста, буддиста, православного, сторонника христианской науки или атеиста, потому что настоящий его бог – это пьянство. Если же все жизненные ценности он выражает в долларах; если потерять доллары для него означает полный провал, а потратить их с выгодой и напоказ называется у него «творить добро», то мне безразлично, какую веру он исповедует, потому что доллар и есть его истинный бог». 

Примечательно, что Уэллс говорит о религиозном поклонении не вообще деньгам, а именно доллару США. Вероятно, потому, что поклонение доллару приобрело черты наибольшего за всю историю человечества религиозного фанатизма. Уэллс допускает, что человек может исповедовать какую-то официальную религию, но если он при этом поклоняется деньгам, то истинным богом являются деньги, а официальная религиозная принадлежность является формализмом. Невольно приходят на память слова Христа из Евангелия: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24).

По мере развития капитализма могущество бога по имени «Мамона» все более усиливалось. Этот бог был добрым для очень немногих, «избранных». Для большинства он превращался в могущественного и безжалостного деспота: «В расцвете своих сил это был поистине могущественный бог. Он мог вязать и разрешать от уз. Ни одно дело нельзя было предпринять, если он не обеспечивал его капиталом. К вашим услугам могли быть свободные рабочие руки и груды неиспользованного материала, но если материал этот не был оплачен, то как бы велик ни был спрос, ничего у вас не могло получиться, пока бог не смилостивится. Главной заботой каждого, кто стремился служить людям, отдавая себя научным исследованиям, или помогал им, занимаясь какого-либо рода благотворительностью, было «добывание средств». Постепенно это божество завоевало весь мир. Со всей земли собирало оно дань, все золото мира стекалось к нему в одну огромную сокровищницу (мало того, оно требовало платить ему больше, чем было в человеческих силах)».

Причинами многих волнений, бунтов, революций, войны зачастую оказываются те самые деньги, которые из средства превратились в цель. И многим богачам (таким как царь Крез с его золотыми сокровищами) их денежный бог не помог в критический момент жизни: «С тех пор как появились деньги, история человечества – это история таких бунтов, освобождения от долговых обязательств и ликования. Напрасно сопротивлялись ростовщики и кредиторы, сделавшие из фишки фетиш. Напрасно занимались они мелочной арифметикой. Крез был одним из величайших поклонников Золота в древнем мире. Дерзкие нечестивцы восстали против него, расплавили его золотое божество и влили ему в глотку».

Уэллс, как известно, по своим взглядам тяготел к социализму. А стало быть, был непримиримым критиком религии денег. Но писатель не был сторонником социализма Маркса, он был приверженцем фабианской разновидности социализма, которая была распространена в Англии с конца 19 века. Это социализм, который, по мнению сторонников фабианства, возникает в результате не революции, а эволюции буржуазного общества. А эволюция происходит в результате воспитания и просвещения людей, их сближения на общих идеях (в том числе идее того, что деньги должны быть средством, а не целью). А социализм Маркса писатель не принимал, поскольку тот проповедовал классовую борьбу, т.е. разъединение людей.

Еще раз акцентирую внимание на том, что Уэллс говорит не о деньгах вообще, а о долларе США и о поклонниках доллара: «Много поклонников доллара жило и умирало, изнывало от зависти и трепетало от благоговения, но осмелюсь признаться, я не очень-то высокого мнения об их божестве. С ним происходит в наши дни то же, что со многими другими ложными богами. Сомневаюсь, чтобы господь Доллар мог спасти своих почитателей. Сомневаюсь, чтобы он и сам мог спастись».  

В этих и других подобных словах раздела «Доллар как бог» просматривается пророческое предсказание о судьбе доллара в будущем. Писал книгу «Путеводитель по новому миру» Уэллс в конце 1940 года. На тот момент времени доллар США не был еще гегемоном в валютном мире. Напомню, что доллар США стал известен в мире лишь после таких событий, как учреждение Федеральной Резервной Системы США в декабре 1913 года и после первой мировой войны, на которой Америка сильно обогатилась.

До этого почти целый век гегемоном в мире валют был британский фунт стерлингов. В период между двумя мировыми войнами между долларом США и британским фунтом установился некий паритет, существовало валютное двоевластие. Лишь в 1944 году на международной конференции в Бреттон-Вудсе (США) было принято решение о том, что в послевоенном мире будет действовать золотодолларовый стандарт. Т.е. доллар США станет также хорош как золото и станет мировой валютой. Фунт стерлингов был отодвинут на второй план. Как об этом мог знать английский писатель в 1940 году?

Примечательно, что в последнем фрагменте он рисует картину как бы из будущего, используя глаголы прошлого времени.  Такое ощущение, что это описание истории с конца второй мировой войны вплоть до нашего времени. Фраза «С ним (долларом США – В.К.) происходит в наши дни то же, что со многими другими ложными богами…» может и должна быть применена именно к нашим дням (2023 году или всему нынешнему десятилетию). Доллар США как очередной «ложный бог» должен уйти в небытие. Удивительны пророческие слова, сказанные писателем 83 года назад, насчет того, что доллар США уже не способен спасти своих почитателей. И что он уже не может спасти и самого себя.

Источник: ТГ-канал Шарапов

Главные новости Бреста за неделю