Роман «1984»: чертеж тоталитарного государства

Мнения
08:30
44 609 просмотров

Продолжу разговор об английском писателе Джордже Оруэлле и его знаменитом романе «1984».

Уверен, что большинство читающих эту статью знакомы с романом. Но освежу его в памяти читателя.

«1984»

Автор романа назвал царящий в обществе «1984» строй «английским социализмом», кратко: «ангсоц». Правящая партия (единственная) также называется «ангсоц». Описывая ангсоц, Оруэлл предупреждает: вот во что может выродиться социалистическое движение в современной Англии (фабианцы, лейбористы и уж, тем более, просоветские коммунисты). Партия двуярусная. Высший уровень – Внутренняя Партия – охватывает элиту общества (высшая каста), членство в ней дает определенные привилегии. Они живут в отдельных домах, имеют прислугу, едят и пьют то, что остальным недоступно.

Для остальных партийцев – Внешняя Партия. Это средняя каста. Это государственные и партийные клерки. Ее материальное положение – почти нищенское. Но требования к их идейному состоянию очень строгие, они не могут допускать даже крамольные мысли, идущие вразрез с линией партии.

За пределами партии – низшая каста. Это пролетариат, создающий все блага в обществе, на него приходится примерно 85% населения государства. Он нищенствует, бесправен, но в то же время он практически не контролируемый партией. По крайней мере, не контролируемый в идейном плане. Ибо находится на уровне скота, а у скота, как известно, нет идеологии, остались лишь животные потребности и рефлексы. Представители низшей касты получили название «пролы». 

Действие романа «1984» происходит в государстве, называемом «Океания». Это сверхдержава, которая охватывает территории некогда независимых государств Англии, США, Австралии, Южной Африки и некоторых других.  В романе фигурируют еще две другие сверхдержавы, называемые «Евразия» (Советский Союз, Европа и Турция) и «Ост-Азия» (Китай, Индия, Монголия, Корея, Япония). Они имеют идеологии, аналогичные английскому социализму и соответствующие партии. В частности, в Евразии это партия необольшевизма.  Руководители всех трёх сверхдержав знают, что их идеологии практически эквивалентны, но по отношению друг к другу они настроены крайне враждебно. Идет борьба за мировую гегемонию.  Согласно некоторым признакам, можно предположить, что в мире уже произошла третья мировой война, результатом которой и стала изображенная в романе геополитическая картина – трехполярный мир.  Разрушения и людские потери были несоизмеримо большими, чем даже в результате второй мировой войны. Страны поняли, что ядерное оружие может положить конец человечеству, поэтому дальнейшее противоборство продолжается с использованием обычных видов оружия (хотя накопление ядерного оружия продолжается). Происходят ли реально военные действия между Океанией и ее геополитическими противниками, сказать трудно. Некоторые герои подозревают, что нет. Что пропаганда партии создает иллюзию войны. Что кровопролитные боевые действия существуют лишь в сознании людей, зомбируемых телекранами и «двухминутками ненависти». 

Оруэлл намекает, что в мире, описанном в антиутопии, реально происходит «холодная война» (может быть, время от времени дополняемая небольшими военными конфликтами, порой искусственно создаваемыми партией, – для того, чтобы поддержать накал «холодной войны»). Кстати, именно Оруэлл первый использовал термин «холодная война» (в уже упомянутой статье «Ты и атомная бомба» в британском еженедельнике «Трибьюн» 19 октября 1945 года).  Считается, что старт «холодной войне» дала речь Уинстона Черчилля в Фултоне (США) 5 марта 1946 года. Но примечательно, что термина «холодная война» английский политик не использовал.  После публикации упомянутой статьи Оруэлла прошло полтора года, когда термин «холодная война» был впервые официально употреблен. Это произошло 16 апреля 1947 года, когда Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна, выступал перед палатой представителей штата Южная Каролина.  

В романе «1984» убедительно показано, что «холодная война» партии Океании жизненно необходима. Во-первых, она консолидирует массы, мобилизует народ на борьбу с внешним врагом, отвлекая его от внутренних проблем. Во-вторых, она становится основанием для гонки вооружений, а военные потребности стимулируют экономику (идея английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, современника Джорджа Оруэлла). Конечно, экономику можно было бы направить на удовлетворение потребностей народа, повышение его жизненного уровня. Однако, с точки зрения партии, это неразумно, даже опасно. Народ надо держать на планке прожиточного минимума. Чтобы у него были постоянные мысли о «хлебе насущном» и чтобы не оставалось времени на размышления о политике и «высших материях».

Важнейшими институтами государственной власти Океании являются Министерство мира, Министерство любви, Министерство изобилия и Министерство правды. Министерство мира ведёт войну, Министерство любви занимается репрессиями и слежкой, Министерство изобилия травит людей голодом, Министерство правды ведёт пропаганду, занимается ежеминутной фальсификацией документов, изменяя прошлое. Основные лозунги: «Свобода – это рабство», «Незнание – сила», «Война – это мир». Оруэллом также введены в оборот термины, которые стали сегодня популярными: «двоемыслие», «мыслепреступление», «новояз», «правоверность», «промывка мозгов», «комната 101», «управление реальностью».  

Большой Брат

Самый главный и одновременно таинственный герой – Большой Брат, также Старший Брат (англ. Big Brother). Непосредственного участия в сюжетных событиях романа он не принимает. В романе Большой Брат является единоличным лидером государства Океания и партии «Ангсоц». Изображается как черноусый мужчина в возрасте около 45 лет, с грубым, но по-мужски привлекательным лицом. Лицо Старшего Брата изображается на многочисленных плакатах, развешанных по всему Лондону. Оруэлл пишет: «На каждой площадке со стены глядело всё то же лицо. Портрет был выполнен так, что, куда бы ты ни стал, глаза тебя не отпускали. СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ — гласила подпись». Большого Брата никто не видел, и который, вероятно вообще не существует в реальности.  Большой Брат никогда не умрёт. Большой Брат действительно постоянно смотрит на всех. 

Имя его сегодня стало нарицательным. Это образ современной закулисы, таинственной мировой элиты, которая сегодня небезуспешно пытается управлять человечеством. Выражение «Большой брат смотрит на тебя» сегодня очень популярно и означает слежку в обществе, включая контроль за мыслями человека. 

Главный из «живых» героев романа – Уинстон Смит, возраст – 39 лет. С молодых лет работает в Министерстве правды в отделе документации: в его обязанности входит внесение изменений в документы, которые содержат факты, противоречащие партийной пропаганде. Член Внешней Партии (т.е. рядовой член в отличие от партийных боссов, принадлежащих к Внутренней Партии). Внешне он делает вид, что является приверженцем партийных идей, тогда как в душе глубоко их ненавидит. 

В группу главных героев входит также Джулия, она работает в Министерстве правды, в отделе литературы. Искусно притворяется яростной сторонницей Партии, в то время как постоянно нарушает партийные законы. 

Еще один главный герой – О’Брайен, он принадлежит к верхушке общества, является высокопоставленным членом Внутренней Партии.

Итак, в государстве Океания выстраивается жесткая социальная и политическая иерархия. На вершине находится Большой Брат. Под ним – партийные боссы, члены Внутренней Партии. Под ними – рядовые партийцы из Внешней Партии. А в самом низу – пролы. Между членами партии и пролами установлена своеобразная «санитарная зона».

Вместе с тем партия обеспечивает полный контроль над всеми гражданами Океании – как членами партии, так и пролами. Это достигается с помощью повсюду находящихся следящих технических средств, полиции мыслей и ее агентов, доносов инициативных и «сознательных» граждан. Немаловажно, что в Океании постоянно переписывается история, так как  считается, «кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее; кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое».

Отречься от себя

Сюжет романа незамысловат. Место событий – Лондон (столица Океании), время – 1984 год (т.е. через 36 лет после написания романа).  Уинстон Смит, как мы отметили, в душе не разделяет партийные лозунги и идеологию, во многом сомневается. На людях же он старается притворяться приверженцем партийных идей. Тайно ведет дневник, в котором излагает свои сомнения (это инакомыслие считается серьезным преступлением). Смит подозревает, что его начальник О’Брайен также не разделяет мнения партии и является подпольным революционером. В то же время ему кажется, что девушка Джулия, работающая в том же министерстве, шпионит за ним и хочет разоблачить его. Однажды Джулия передаёт записку Смиту, в которой она признаётся ему в любви. У них завязывается роман, они несколько раз в месяц устраивают свидания. Согласно законам Океании, это страшное преступление (свободные любовные отношения между мужчиной и женщиной, являющимися членами партии, запрещены).  Они снимают комнатку у некоего старика Чаррингтона, которая становится местом их регулярных встреч. Через некоторое время их арестовывают в комнатке, мистер Чаррингтон оказался сотрудником полиции мыслей. В министерстве любви Уинстона долго обрабатывают. Главным палачом, к удивлению Уинстона, оказывается О’Брайен. Сначала Уинстон пытается бороться и не отрекаться от себя. Однако от постоянных физических и психических мучений он постепенно отрекается от себя, от своих взглядов, надеясь отречься от них разумом, но не душой. Он отрекается от всего, кроме своей любви к Джулии. Однако и эту любовь ломает О’Брайен. Уинстон отрекается, предаёт её, думая, что он предал её на словах, разумом, от страха.  Однако, когда он уже «излечен» от революционных настроений и на свободе, сидя в кафе и попивая джин, он понимает, что в тот момент, когда отрёкся от неё разумом, он отрёкся от неё полностью. Он предал свою любовь. В это время по радио передают сообщение о победе войск Океании над армией Евразии, после чего Уинстон понимает, что теперь он полностью излечился. Теперь он действительно любит партию и Большого Брата.

Роман против социализма?

Многие исследователи творчества Оруэлла полагали, что автор романа «1984» рисовал картину социализма в СССР. При этом биографы признают, что Оруэлл крайне негативно воспринимал социализм в СССР и предрекал, что завтра в стране социализма будет еще хуже.

Сопоставление фактов показывает, что произведение создавалось как элемент антикоммунистической пропаганды в годы «холодной войны». 1947 год (когда Оруэлл сел за написание романа) был крайне важным для судьбы Европы, поскольку к власти во Франции и Италии пришли коммунисты и левые, а в Англии левые (в лице лейбористов) также были близки к установлению своей власти. Думаю, что в конце 40-х годов Оруэлл своим романом целил в социализм.  Примечательно, что роман впервые был опубликован лишь через год после того, как писатель поставил точку на рукописи. Оказывается, издатели увидели в произведении Оруэлла многие детали, которые очень напоминали жизнь Британии и Лондона того времени. Издатели усматривали в романе обличение не только и не столько советского социализма, сколько британской действительности. С большим трудом удалось добиться публикации романа в одном издательстве. 

Название «1984» стало экспромтом. Напомню, что рабочим названием романа было «Последний человек в Европе». Такой вариант отвергался сразу. Тут ведь Советским Союзом и не пахло, он не воспринимался в Британии как «Европа». А надо было подать произведение как антисоветское. Согласно одной из версий, автором было предложено альтернативное название – «1948», но издатель убоялся откровенного натурализма (все узнали бы Лондон образца 1948 года). В конце концов, родился компромиссный вариант – последние две цифры были переставлены местами.

Однако антиутопия Оруэлла, как это ни странно, начинает в полной мере реализовываться, находить свое практическое воплощение именно сегодня, когда уже никакого социализма в помине нет.  

Незадолго до смерти Оруэлл писал, разъясняя свой замысел:

«Мой роман не направлен против социализма или британской лейбористской партии (я за неё голосую), но против тех извращений централизованной экономики, которым она подвержена и которые уже частично реализованы в коммунизме и фашизме. Я не убеждён, что общество такого рода обязательно должно возникнуть, но я убеждён (учитывая, разумеется, что моя книга — сатира), что нечто в этом роде может быть. Я убеждён также, что тоталитарная идея живёт в сознании интеллектуалов везде, и я попытался проследить эту идею до логического конца. Действие книги я поместил в Англию, чтобы подчеркнуть, что англоязычные нации ничем не лучше других и что тоталитаризм, если с ним не бороться, может победить повсюду». (цит. по: «Творчество Дж. Оруэлла. Антиутопия «1984»)

Источник: ТГ-канал Шарапов