Герберт Уэллс об Америке, которая погружается во «мглу»
Английский писатель Герберт Уэллс хорошо известен российскому читателю по романам «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров», «Первые люди на Луне», «Остров доктора Моро», «Война в воздухе» и т.д. Эти и многие другие произведения Уэллса относят к жанру научной фантастики (в общей сложности научно-фантастических романов у Герберта Уэллса насчитывается около двух десятков). Они многократно издавались на постсоветском пространстве.
Но Уэллс оставил после себя громадное количество произведений иных жанров и направлений. Это романы реалистические (или бытовые), рассказы и повести, киносценарии, произведения для детей и научно-популярные, автобиографические произведения. От научной фантастики писатель стал переходить к жанру социальной фантастики, социальной утопии, проектированию будущего.
После первой мировой войны писатель начал проявлять повышенный интерес к естественным наукам, антропологии, психологии, истории, социологии, экономике. Писатель стал полагать, что его миссия – не просто развлекать читателя, а образовывать и через такое образование менять человека и, в конечном счете, улучшать мир.
К сожалению, значительная часть произведений Уэллса, не относящихся к жанру научной фантастики, на русский язык не переводилась и соответственно у нас не издавалась. Напомню, что не так давно по моей инициативе был сделан перевод на русский язык таких произведений Герберта Уэллса, как «The Open Conspiracy» («Открытый заговор»), «The New World Order» («Новый мировой порядок»), «Mind at the End of Its Tether» («Разум на краю своей натянутой узды»).
При желании читатель может познакомиться с этими произведениями, которые были изданы в России два года назад:
- Герберт Уэллс. Открытый заговор. С предисловием проф. В.Ю. Катасонова. – М.: «Кислород», 2021;
- Герберт Уэллс. Будущее нашего мира: процветание или гибель? – С предисловием проф. В.Ю. Катасонова. – М.: «Кислород», 2021.
Многие из таких неизвестных или мало известных произведений английского писателя содержат мысли, которые могут быть полезными для понимания сегодняшней ситуации в мире. Герберта Уэллса некоторые называют «прозорливцем», так как многие его предсказания сбылись или сбываются на наших глазах.
Идут споры по поводу того, каковы причины такой прозорливости. Одни считают, что это проявление какой-то сверхъестественной мистической способности писателя, «пророческий дар». Другие говорят, что это результат его посвященности в долгосрочные и сверхдолгосрочные планы мировой элиты, ибо писатель был частью британской элиты. Я склоняюсь ко второй версии.
Из того, что следовало бы издать из неизвестного российскому читателю наследия писателя, я бы на первое место поставил работу «Guide To The New World: A Handbook Of Constructive World Revolution». Она была издана в Англии в 1941 году. Перевод на русский: «Путеводитель по новому миру. Руководство по конструктивной всемирной революции». Книга небольшая, состоит из 42 разделов (главок), дает картину всего мира на момент, когда начала разворачиваться вторая мировая война. И дает картину будущего. При этом не всегда даже понятно, где у Уэллса речь идет о настоящем, а где – о будущем. Пересказать книгу даже бегло не смогу.
Остановлюсь только на одной теме книги – Соединенных Штатах. Их писатель упоминает почти во многих главках, но одну главку (23-ю) он посвящает исключительно Америке. Она называется «The Harsh Side of America» («Неприглядная сторона Америки»). Главка интересна тем, что она написана по горячим следам путешествия писателя по Америке в период с сентября по декабрь 1940 года (чуть больше трех месяцев). Он проделал по стране путь в двадцать четыре тысячи миль, читал лекции и дискутировал в самых различных аудиториях от Алабамы до Далласа, Денвера, Аризоны, Техаса, Лос-Анжелеса и Сан-Франциско, от Флориды до Коннектикута и Нью-Йорка.
Уэллс много раз до этого бывал в этой стране, но признается, что только на этот раз по-настоящему «открыл Америку»:
«В течение более чем тридцати лет время от времени я посещал отдельные уголки Америки, но никогда прежде не видел ее так ясно и всю целиком, как увидел за эти такие богатые событиями месяцы».
Писатель свои первые впечатления от Америки изложил еще в 1906 году в своей книге «Будущее в Америке» («The Future in America: A Search After Realities»). В 1935 году вышла еще одна книга писателя на тему Америки: «Новая Америка, Новый мир» («The New America, the New World»).
Но вот в «Путеводителе по новому миру» Уэллс признается, что увидел совсем другую Америку. Его путешествие пришлось на время предвыборной президентской кампании, которая высветила некоторые малозаметные стороны жизни Нового света. «Выигрыш любой ценой» – так он воспринял ту кампанию.
«Президентские выборы поразили меня своей абсолютной безнравственностью, – пишет Уэллс. – Я не могу применить другого слова. Нападки на семейную жизнь президента, скандальные сделки между рабочими лидерами и штрейкбрехерами, вроде сделок Люиса и Вильке, безрассудство республиканцев, которым совершенно все равно, как сказался бы провал Рузвельта на положении в Европе, каждодневные наглые фальсификации прессы, почти единодушно настроенной против Рузвельта, – все выглядело отвратительно. Сейчас на какое-то время все это стихло, но таится под поверхностью и снова вынырнет, когда снова вспыхнет нарастающий социальный конфликт».
И вот сегодня мы видим, как вся эта абсолютная безнравственность в ходе последних президентских выборов вновь «вынырнула». Впрочем, в настоящее время безнравственность в Америке уже не «выныривает», она постоянно на поверхности и у всех на виду. Сейчас новая волна безнравственность набирает обороты в преддверии президентских выборов 2024 года.
Уэллс задумался, что для большинства американцев принцип «выигрыш любой ценой» вообще является главным принципом жизни. Выигрыш на выборах – это частный случай. А вот выигрыш денежный, имущественной – императив, который действует 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Уэллс пишет:
«Больше всего поражает грубая прямота действий, исключающая всякие последующие сомнения. Основная цель – играть ради выигрыша, а не ради какого-то воображаемого «интереса к игре» и делать все, что возможно в пределах правил. Национальная игра американца – покер – построена на безжалостном обмане, а ее цель – куча монет. Да и в бридж он не «играет» – игру заменила система шулерских приемов. В драке типичный американец бьет не просто, как приходится бить, а изо всех сил. В делах он ставит на выигрыш, для него тут не может быть компромисса, и он почти лишен гордости созидателя. Созидатель для него не тот, кто создает прекрасные вещи, а делец, скопивший большие деньги».
Итак, Уэллс характеризует американский капитализм как в первую очередь «денежный», а не «созидательный». Многие разделяют такую точку зрения английского писателя, но считают, что капитализм США перестал быть «созидательным» лишь в 70-е годы прошлого столетия, когда золотодолларовый стандарт был заменен на бумажно-долларовый стандарт. А вот Уэллс уже в 1940 году увидел то, чего другие не видели: американский капитализм утратил свою созидательность. И причина этого – в национальной особенности американцев.
Уэллс не рисует американца исключительно черной краской. В нем много положительных качеств. Но в какой-то момент времени они вдруг куда-то исчезают. Это происходит в тот момент, когда американец превращается в игрока. И не только на фондовой бирже или в ходе предвыборной кампании, но и в геополитических играх:
«Однако во всех остальных случаях он такой же славный малый, как и любой другой; под влиянием момента он будет и щедр, и добр и только отчасти будет делать это напоказ, но все это до тех лишь пор, пока не запахнет соперничеством. И тогда от Атлантики до Тихого океана не найдется более ожесточенного конкурента».
Сегодня в 2023 году мы очень хорошо видим Америку как азартного и даже безрассудного игрока на мировой геополитической арене. А ведь кому-то в России еще недавно Америка казалась «славным малым», с которым можно договориться. Или, например, предложить закончить игру «вничью». Америка как азартный игрок никогда и ни с кем «вничью» не играла и играть не собирается. Герберт Уэллс как бы дает подсказку сегодняшним руководителям России: с Америкой «договориться» невозможно.
Америкой, как считает Уэллс, правит большой бизнес. Он использует президентов в своих целях. Яркий тому пример – Вудро Вильсон. Он сыграл роковую роль в подготовке и развязывании первой мировой войны. Нельзя умалять его роли в подготовке условий для следующей мировой войны. Уэллс пишет:
«Президент Вильсон подорвал Лигу Наций, исходя из партийных интересов… Это была игра, а положение в Европе было лишь фишкой в этой игре. Американцы вели игру со всем присущим им упорством, но до тех пор, пока валютный крах в Германии не вызвал всемирную финансовую бурю, они все еще твердо верили, что могут по свободному выбору вмешиваться в дела других континентов или отгораживаться от них, оберегая свое достояние».
Наглость американцев (точнее американского большого бизнеса) обусловлена тем, что Америка находится в другом полушарии, и она надежно отделена от того хаоса, который она создает в Европе и других частях мира. Но вот экономический кризис, начавшийся в 1929 году с обвала на фондовой бирже Нью-Йорка, показал, что Америка также не застрахована от хаоса. Паника охватила большой бизнес, и он вынужден был согласиться на то, что президентом США станет Франклин Рузвельт с его достаточно радикальной (по американским представлениям) программой:
«В 1933 году по Америке прокатилась волна финансового и промышленного кризиса, и вот, ошеломленная и напуганная, она приняла как спасителя президента откровенного социалиста, и его огромный запоздалый вклад в социализацию под смягченным названием «Новый курс».
В сущности «Новый курс» был революцией. От не имеющих существенной социальной значимости столкновений двух партий политика шагнула к острому социальному конфликту между всем, что стоит в обществе за могущественными стяжателями и монополистами и растущим непокорством разобщенной массы обездоленных».
Некоторая стабилизация социально-экономической ситуации в Америке в конце 1930-х годов сделало проблематичной победу Рузвельта на президентских выборах 1940 года. Несмотря на все интриги он с большим трудом победил. Но Франклин Рузвельт очень ограничен в своих возможностях что-то изменить к лучшему.
«Президент удерживает страну только своей внешней политикой», – отмечает писатель. А внутри страны президент не хозяин. Уэллс пишет, что большой бизнес «будет бороться не только против обездоленных, но и против самой судьбы, которая ставит человечество перед выбором: перестройка мира или катастрофа. А когда придет время, они не остановятся перед тем, чтобы стрелять. Ведь они узколобы, свирепы и энергичны. В Америке сияет еще свет либерализма, но вы не увидите его в кабинетах банков, в деловых конторах и помещениях редакций. И куда бы я ни ходил, у меня было такое чувство, будто шторы готовы в любой момент задернуться, двери захлопнуться, основные позиции захвачены».
Оппозиционные политики в Америке сегодня (т.е. спустя более восьмидесяти лет) говорят примерно то же самое: остатки «света либерализма» исчезают на глазах, Америка погружается во мрак.
Более ста лет назад Герберт Уэллс издал книгу «Россия во мгле» (путевые впечатления после посещения Советской России в 1920 году). Проживи писатель дольше, он, наверное, написал бы книгу под названием «Америка во мгле». И нынешняя безумная («узколобая, свирепая и энергичная») Америка готова погрузить во мглу не только саму себя, но и все человечество.
Читайте также: «Ядерное оружие и камеры слежения: пророчества Джорджа Оруэлла сбываются?»
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии