FA: новое решение США по Украине принесет пользу России

Мнения
19:53
182 957 просмотров

В начале февраля представитель США Мэтт Гетц, республиканец от Флориды, представил резолюцию о прекращении всей военной и финансовой помощи США Украине. Позже в том же месяце республиканцы в Комитете по надзору Палаты представителей решили отметить годовщину ввода войск России в Украину, начав расследование помощи Вашингтона Киеву, утверждая, что «Белому дому пора передать квитанции, чтобы гарантировать, что доллары налогоплательщиков не тратятся на растрату, мошенничество или злоупотребление». Гетц назвал свое законодательное решение резолюцией об «усталости от Украины», а республиканцы в Комитете по надзору Палаты представителей весело поддерживают представление о том, что такая усталость широко распространена среди американцев.

Об этом пишут Нина Янкович и Том Саузерн в статье для издания Foreign Affairs. Они считают, что не американские налогоплательщики выиграют от этих усилий республиканцев по обузданию поддержки Украины. На их взгляд, с самого начала военных действий в 2022 году Россия рассчитывала на то, что Запад устанет помогать украинцам в их борьбе. Признают они это или нет, но члены антиукраинской фракции Республиканской партии помогают России в реализации ее целей.

Вскоре после вторжения в Украину некоторые лица из ближайшего окружения президента России Владимира Путина признались The Washington Post, что российский лидер просто выжидал, «закапываясь в затяжную войну на истощение» против Украины. Российские официальные лица также стали заявлять, что западные санкции в отношении российской экономики, а не решение Путина ввести войска в Украину, вызовут глобальный продовольственный и энергетический кризис, а население Запада устанет от поддержки Киева правительствами, требуя разрешения конфликта, которое избавило бы их от дальнейших материальных страданий. То, что эти рассказы появились так быстро, не было случайностью. У Кремля есть опыт попыток создать и использовать реальные разногласия внутри общества – в данном случае, поощряя так называемую усталость от сострадания к Украине – для достижения благоприятных политических результатов.

Благодаря умелым коммуникациям Киева и естественной привязанности Запада к Украине, Россия не добилась больших успехов в этих усилиях. Западная общественность в целом сумела предотвратить усталость от сострадания и по-прежнему привержена делу помощи Украине в отражении российских войск. Но это обязательство не будет длиться вечно и, возможно, уже начинает колебаться в некоторых странах. Западные правительства не могут позволить себе быть самодовольными, чтобы их общественность не начала раздражаться против военных действий. Лидеры должны признать реальную цену, которую война нанесла их населению, но, тем не менее, напомнить своим гражданам обо всем, что поставлено на карту на полях сражений в Украине.

Трудная симпатия

Понятно, что люди могут изо всех сил пытаться сохранить сострадание, которое они испытывают к бедственному положению других. Население устало переваривать душераздирающие фотографии. Они устают от перегрузки мрачной информацией. Они начинают ломаться под тяжестью принятия беженцев и опасаются, что больше не могут позволить себе помогать страдающим незнакомцам или компенсировать возросшие расходы, связанные с кризисами. Правительства и институциональные инвесторы, со своей стороны, начинают возмущаться обязательством добавлять нули в итоговые строки соглашений о предоставлении грантов. Москва признает эту тенденцию. Как и в случае с предыдущими операциями влияния в других местах, Кремль стремился разжечь усталость от сострадания во многих западных обществах, пытаясь повлиять на общественное мнение и политику.

Хотя поддержка Украины остается решительной в Европе и Северной Америке, есть небольшие признаки того, что вскоре она может начать колебаться. Опрос, проведенный в начале 2023 года британской некоммерческой организацией Center for Information Resilience, показал, что общественная поддержка финансовой помощи Украине несколько снизилась в Центральной и Восточной Европе, даже в странах, близких к Украине, которые имеют большой опыт противодействия дезинформации из России. В Болгарии и Словакии, например, 43% и 39% респондентов соответственно считают, что их правительства делают «слишком много» для Украины. Хотя трудно определить, являются ли эти настроения прямым результатом сообщений из России, ключевые российские нарративы, в том числе представления о том, что украинцы являются неонацистами и что НАТО несет ответственность за войну, получили поддержку в этих обществах.

Аналогичные тенденции появляются в Соединенных Штатах. Согласно опросу Pew Research Center, опубликованному в феврале, четверть американцев считают, что США слишком сильно поддерживают Киев. После разлива химикатов в штате Огайо в феврале некоторые консерваторы задались вопросом, почему президент США Джо Байден посещает Киев, а не пострадавшее население дома.

Более того, с начала года известные американские консервативные влиятельные лица пытались дискредитировать изображения страданий украинцев в социальных сетях как фальшивку, настаивая на том, что предполагаемая нехватка кадров боевых действий на Украине предполагает, что конфликт является сфабрикованным заговором. Эта теория особенно абсурдна, учитывая десятки тысяч проверенных видео и фотографий, размещенных в Интернете как гражданскими лицами, так и комбатантами.

Ложь пускает корни

Россия давно надеялась на подобные разногласия в общественном мнении других стран и несколько раз работала над их расширением, стремясь усилить усталость от сострадания Украине. Например, в 2016 году, в разгар кризиса с беженцами в Европе, контролируемый государством телеканал «Первый канал» и другие российские пропагандистские организации распространили выдуманную историю об изнасиловании этнической русской девочки-подростка в Германии арабским мигрантом. Хотя немецкая полиция в конце концов подтвердила, что такого изнасилования не было, фальсификация зажила собственной жизнью. Эту историю освещали российская государственная телекомпания, а также кремлевские иностранные новостные сети, включая RT, Sputnik и RT Deutsch. Затем их освещение было распространено в Интернете правыми группами, некоторые из которых участвовали в реальных демонстрациях, организованных на Facebook. Эту историю упоминали даже высокопоставленные российские чиновники, такие как министр иностранных дел Сергей Лавров. Сфабрикованное изнасилование преобладало в заголовках газет в Германии в течение двух недель, подорвав общественное сочувствие к беженцам и усугубив серьезную политическую проблему для правительства канцлера Германии Ангелы Меркель.

После неудачного вывода американских войск из Афганистана в 2021 году российские агентства применили аналогичную тактику. В твите, который позже был удален, RT поделился фотографией афганской семьи с оружием в рюкзаках. Подпись и текст изображения гласили:

«Некоторых террористов бесплатно вывозят из Афганистана? До 100 эвакуированных афганцев в списках разведки».

В других твитах RT афганские беженцы охарактеризованы как «волки в овечьей шкуре» и распространены нарративы со ссылкой на неэффективное управление выводом войск США и их общие военные действия в стране.

Россия пытается повторить эту тактику в отношении Украины. Нарративы, распространяемые Москвой и ее марионетками, варьируются от заявлений о том, что НАТО «провоцирует» Россию на вторжение, до идеи, которую сейчас выдвигают некоторые республиканцы в Конгрессе США, о том, что деньги, направляемые Украине, используются для незаконных целей.

Иностранные СМИ подхватывают российские нарративы, скрывая их происхождение. Бывший ведущий Fox News Такер Карлсон, например, был видным распространителем теорий, в том числе обвинений в том, что украинцы обычно злоупотребляют помощью США, и заговора о том, что американские лаборатории биологического оружия в Украине являются причиной поддержки Киева США.

Москва также продвигает через свои каналы и связанные с ней социальные сети крайне негативный контент об украинских беженцах в странах Европы, утверждая, что они являются неблагодарными или преступными «социальными туристами», ищущими выгоды от жизни в западных обществах.

До недавнего времени сообщения российских источников пользовались очень небольшим успехом у западной аудитории, особенно по сравнению с предыдущими попытками России подорвать сочувствие на Западе. Несколько факторов помогли сохранить устойчивую общественную поддержку Украины. Во-первых, неудобная и неопровержимая истина: европейцы и американцы почувствовали большую близость и близость – как культурную, так и географическую – к Украине, украинцам и их борьбе за свободу, чем к другим странам и людям, находящимся в кризисе.

Украинские беженцы, несомненно, получили более радушный прием в Европе, чем бегущие от конфликтов на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Южной Азии. Отчасти это связано с тем, что Украина – в основном белая христианская страна, и она вызывает больше сочувствия среди преимущественно белой христианской общественности, чем страны, вовлеченные в конфликты на глобальном Юге.

Проще говоря: украинцам не приходится бороться с расизмом, с которым обычно сталкиваются другие беженцы. Многие европейцы также считают Украину защитой от дальнейшего российского вторжения в Европу.

Во-вторых, коммуникации президента Украины Владимира Зеленского были невероятно эффективными на протяжении всей войны, регулярно напоминая Западу об ужасах войны.

Поле коммуникационной битвы

Конечно, зрители могут переутомиться, устать или привыкнуть к этим фото и видео – и действительно, похоже, что это происходит все чаще по мере того, как война затягивается. Кампании России по обмену сообщениями еще больше разожгли опасения по поводу напряженности, связанной с поддержкой военных усилий Украины. Сюда входят Гетц и представитель Республиканской партии Джеймс Комер из Кентукки, председатель Комитета по надзору Палаты представителей, которые стремятся решить эти проблемы с помощью перформативных резолюций и расследований, которые фактически превращают бедственное положение Украины в политический футбол.

Кремль, какими бы ни были его ошибки в начале войны, заметил эти действия Конгресса и доводит их до сведения как российской, так и мировой аудитории. Тем не менее Соединенным Штатам и их союзникам не следует игнорировать опасения своих граждан. Они должны встречать их лицом к лицу, предоставляя прозрачные отчеты о помощи Украине, регулярно информируя граждан о поддержке военных действий и настаивая на том, что восстановление суверенной Украины – лучшая защита свободы от авторитарных правительств во всем мире.

Вместо того, чтобы оставить дезинформацию Гетца в силе, администрация Байдена и члены Конгресса, которые поддерживают Киев, должны продолжать подчеркивать то, что общего между американцами и украинцами – храбрость, изобретательность, стойкость и яростную любовь к стране – в то же время признавая, что еженедельные закупки продуктов и поездки на заправку все глубже и глубже погружаются в кошельки людей.

Американцы должны признать, что, хотя усталость от Украины понятна, Кремль, некоторые реакционные республиканцы и другие поставщики дезинформации стремятся усугубить ее для собственной выгоды. Сторонники Украины должны провести связь между влиянием войны на инфляцию. Терпеть рост цен на продукты или газ – значит выразить солидарность с украинским народом.

Без согласованных усилий по противодействию онлайн-наступлению России Запад позволит Кремлю закрепиться в информационной войне, в которой изначально побеждали сторонники Украины. Россия знает, что коммуникационное поле боя так же важно, как и реальное. Западу не мешало бы помнить и об этом.

Ранее президент Молдовы Майя Санду подписала закон о запрете трансляции новостей из России.