Байден ввязался в опасную авантюру с возможным безвыходным положением

Мнения
09:40
125 520 просмотров

Большое наступление Украины может поставить президента США Джо Байдена в безвыходное положение.

Об этом пишет обозреватель агентства Bloomberg Хэл Брэндс. На его взгляд, США хотят, чтобы весенний натиск Киева был успешным, но не слишком.

Стратегия США в Украине основана на идее, что война там закончится или активность военных действий резко снизится в текущем году. Что, если этого не произойдет? Администрация президента Джо Байдена до сих пор хорошо справлялась с этим конфликтом. Но чем дольше будет длиться война, тем сложнее будет Байдену управлять ее политикой и тем большее давление она будет оказывать на политику США во всем мире.

Перспективы Украины вращаются вокруг ее долгожданного весеннего наступления. Украинцы в основном выдержали беспорядочное зимнее наступление России, даже держась – едва – за осажденный Бахмут на востоке. Теперь настала очередь Киева нанести удар.

Ведутся подготовительные операции, поскольку Украина смягчает логистику России и проверяет ее оборону. Можно только догадываться, куда будет направлен основной удар – возможно, на Донбасс или, что более вероятно, на юг, чтобы перерезать сухопутный мост России в Крым. В любом случае США надеются, что наступление, изменив ход войны, откроет путь к миру.

Публично и в частном порядке высшие официальные лица США сформулировали теорию победы администрации: идея в том, что в меру успешное украинское наступление приведет к ослаблению хода войны или даже к урегулированию конфликта путем переговоров. Чтобы обеспечить возможность такого контрнаступления, Вашингтон заранее направил военную помощь Киеву, поспешив доставить львиную долю помощи в размере 45 миллиардов долларов, выделенной Конгрессом США в конце прошлого года.

Эта стратегия включает в себя смесь пессимизма и оптимизма. Пессимизм в том, что официальные лица США все больше сомневаются в том, что Украина может освободить всю территорию, взятую под контроль Россией с 2014 года. Оптимизм в том, что Вашингтон надеется, что Киев сможет вернуть себе достаточно территории, чтобы сделать страну экономически жизнеспособной и обороноспособной, а также поставить вооруженные силы президента России Владимира Путина в достаточно напряженное положение, чтобы заставить его просить мира. Что, в свою очередь, уменьшит потребности Украины в помощи США, позволив оборонно-промышленной базе Америки переключиться на другие приоритеты.

Эта стратегия представляет собой разумную попытку примирить противоречивые императивы – необходимость предотвратить поражение Украины, а также избежать более широкой и более опасной войны. Она также сталкивается с реальными и потенциально непреодолимыми проблемами.

Америке нужно, чтобы в Украине дела шли достаточно хорошо, чтобы она могла вести переговоры с позиции силы, но не настолько хорошо, чтобы она считала, что ей вообще не нужно вести переговоры. Одновременно Вашингтону необходимо убедить Путина в том, что он может потерять все свои достижения – и, возможно, свою власть, – если война продолжится. Но США не хотят, чтобы Путин был настолько отчаявшимся, что он яростно использовал все возможное для атак и защиты, или чтобы Китай пришел к выводу, что он должен усилить поддержку союзника, которому грозит сокрушительное поражение. Это идеальное развитие событий может быть воплощено в жизнь, но достичь этого будет непросто.

Появляются и другие сложности. Американская пресса полна сообщений о нехватке боеприпасов в Украине, истощении ПВО и других потенциально серьезных недостатках. Киев стабильно превосходил ожидания, его высшее командование остается весьма оптимистичным. Но никто не может исключить возможность того, что это наступление принесет скромные выгоды большой ценой.

У Путина, со своей стороны, мало стимулов подыгрывать стратегии США. Да, его армия по-прежнему не впечатляет. Если этой весной Украина добьется серьезных успехов, то это произойдет потому, что российские войска истекли кровью в бесплодных зимних атаках.

Но путинская теория победы заключается в том, что он сможет «пережить» Украину и ее друзей, возможно, потому, что внимание Америки в конечном итоге будет приковано к чему-то другому. Чем больше уязвимых мест Украины будет раскрыто, тем сильнее будет укрепляться вера Путина. И чем больше Вашингтон дает понять, насколько ему нужно, чтобы война закончилась, тем больше вероятность того, что Путин ее затянет.

Чем дольше будет продолжаться конфликт, тем более неприятными станут дилеммы Байдена. Финансировать военные действия в Украине станет сложнее: те, кто утверждает, что зашедший в тупик «территориальный спор» просто отвлекает Америку от реальной угрозы, исходящей от Китая, обретут силу и поддержку. Бюрократические споры обострятся, поскольку от Пентагона требуют делать слишком много, используя слишком мало. США могут столкнуться с выбором между сокращением поддержки Украины и принятием мер, которым сопротивлялся Байден, таких как предоставление Киеву кассетных боеприпасов и современных истребителей или применение Закона об оборонном производстве для стимулирования производства на промышленной базе.

До сих пор администрация Байдена действовала так, как будто она может оказать Украине необходимую ей помощь, при этом надлежащим образом подготовившись к надвигающемуся конфликту с Китаем и лишь незначительно увеличив оборонный бюджет.

Эта стратегия всегда была рискованной. Чем дольше будет продолжаться эта война, тем рискованнее она будет. Если Байден хочет выиграть долгую битву в Украине, уменьшив при этом вероятность поражения США в Тихом океане, ему придется начать перевооружение американских вооруженных сил с чем-то вроде срочности военного времени. Если он решит этого не делать, ему, возможно, придется решить, каким геополитическим приоритетом – победой над Россией или сдерживанием Китая – пожертвовать.

Возможно, конфликт в Украине закончится по расписанию Вашингтона. Но Байдену нужно уже сейчас начать планировать, что произойдет, если этого не так и не случится.

Ранее сообщалось, что помощь НАТО по возвращению Крыма Украине может привести к катастрофе.