Культура
184 574

Герберт Уэллс: «Мировой мозг» - средство построения «дивного нового мира»

Продолжу разговор о творчестве Герберта Уэллса. И еще раз повторю: английский писатель, известный нам по многим романам в жанре научной фантастики («Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» и др.), работал также в других жанрах. Писал романы на бытовые (текущие) темы, повести и рассказы для детей, научно-популярные книги, сценарии для фильмов, автобиографии и другое.

У Герберта Уэллса также большое количество трактатов на философские, политические и социальные темы, в которых анализировал несовершенство тогдашнего общества, грозящих человечеству кризисах, размышлял о моделях более совершенного общества и путях его построения. Первые работы подобного жанра стали появляться из-под пера Уэллса еще в конце XIX – начале XX вв. Например:

  • «Мораль и цивилизация» (Morals and Civilisation, 1897);
  • «Современная Утопия» (A Modern Utopia, 1905);
  • «Новый мир для старого» (New Worlds for old, 1908);
  • «Англичанин смотрит на мир» (An Englishman Looks at the World, 1914);
  • «Война, которая покончит с войнами» (The War That Will End War, 1914).

После первой мировой войны художественная литература начинает отходить у писателя на второй план. Война потрясла писателя, он понял, насколько хрупок мир и насколько высок риск гибели всего человечества. Поэтому приоритетом его творчества становятся работы, в которых он размышляет об устройстве общества и выдвигает свои предложения по переустройству мира на более прочных и разумных основаниях. Г. Уэллс не оставил полностью художественную литературу, но его романы, повести и рассказы стали лишь способом донесения до читателя идей писателя о переустройстве мира.

Среди работ Уэллса по философии, политике и социологии, появившихся после первой мировой войны, наиболее значимыми являются следующие:

  • «Вашингтон и надежда мира» (Washington and the Hope of Peace, 1922);
  • «Открытый заговор» (The Open Conspiracy, 1928);
  • «Труд, богатство и счастье рода человеческого» (The Work, Wealth, and Happiness of Mankind, 1932);
  • «После демократии» (After Democracy);
  • «Мировой мозг» (World Brain, 1938);
  • «Судьба Homo Sapiens» (The Fate of Homo Sapiens, 1939);
  • «Новый мировой порядок» (The New World Order, 1940);
  • «Путеводитель по новому миру» (Guide To The New World, 1941);
  • «Перспективы для Homo Sapiens» (The Outlook for Homo Sapiens, 1942);
  • «Покорение времени» (The Conquest of Time, 1942);
  • «Новые права человека» (The New Rights of Man, 1942);
  • «Разум на привязи» (Mind at the End of Its Tether, 1945).

Большинство этих работ на русский язык не переводились, и нашему читателю они не известны. Недавно по моей инициативе был сделан перевод на русский язык трех произведений Герберта Уэллса из приведенного выше списка. Это «Открытый заговор», «Новый мировой порядок» и «Разум на краю своей натянутой узды». При желании читатель может познакомиться с этими произведениями, которые были изданы в России два года назад:

  • Герберт Уэллс. Открытый заговор. С предисловием проф. В.Ю. Катасонова. – М.: «Кислород», 2021;
  • Герберт Уэллс. Будущее нашего мира: процветание или гибель? – С предисловием проф. В.Ю. Катасонова. – М.: «Кислород», 2021.

В предыдущих двух статьях я сделал разбор двух глав из книги «Путеводитель по новому миру» (книга до сих пор на русский язык не переведена и ждет своего издателя). Прочитать материалы вы можете по этим ссылкам:

А сейчас я хотел бы остановиться на книге «World Brain», что можно перевести как «Мировой мозг», или «Всемирный мозг». Это сборник эссе и статей Уэллса, который, по моим данным, даже на английском языке был издан лишь один раз – в 1938 году.

К этому времени Уэллс уже в основном сформировал представление о том, как должен выглядеть «дивный новый мир» (идеальная модель человечества). В нем не должно быть национальных государств – носителей националистического духа, питающего войны и межгосударственные конфликты. То есть человечество должно проживать в едином мировом государстве. Управлять этим государством должно мировое правительство. Состоять оно должно из интеллектуальной элиты общества, то есть ученых. Очень похоже на греческого мыслителя Платона, который в своих диалогах «Государство» писал, что во главе идеального государства должны стоять философы и философствующие цари.

Уэллс допускал, что к управлению мировым государством могут быть допущены представители некоторых других сословий. В первую очередь, банкиры, которые, по мнению писателя, имеют более широкий кругозор, чем промышленники или торговые капиталисты. Мировое правительство должно управлять всеми сторонами жизни человека. Даже такой стороной, как деторождение. Уэллс – откровенный неомальтузианец, он считает, что демографический рост надо сдерживать и контролировать. Деторождение следует планировать и лимитировать на уровне каждого отдельного человека.

Общественный строй «дивного нового мира» Уэллс называет социализмом. Но он категорически не разделяет социалистических идей Карла Маркса, который призывал двигаться к социализму через классовую борьбу и революцию. Герберт Уэллс придерживается фабианских взглядов на социализм.

Социализм Уэллса должен базироваться не на идеологии марксизма, а на религии, причем мировой. Но сам Уэллс является атеистом. Фактически под мировой религией он имеет в виду не христианство или какую-то иную традиционную религию. А новую религию, созданную человеком на основе науки.

По Уэллсу капитализм должен постепенно трансформироваться, эволюционировать в социализм. И для такой трансформации необходимо, во-первых, создание такой новой «научной» религии. Во-вторых, просвещение на основе «научной» религии человечества, причем во всемирном масштабе.

Знакомство с философскими трактатами Уэллса подводит к мысли, что писатель считал себя первым «апостолом» новой религии, а высшим Божеством в этой религии и должен стать «Мировой мозг». В традиционных религиях Бог творит мир и человека. А у Герберта Уэллса, наоборот, человек должен сотворить бога, называемого «Мировым мозгом».

Итак, для построения «дивного нового мира», по мнению Уэллса, необходим «Мировой мозг». Суть проекта «Мирового мозга» можно выразить в нескольких словах: создание мирового центра сбора, верификации, классификации, интеграции и аккумуляции самых передовых и надежных знаний из всех возможных сфер науки и последующего доведения этих знаний до каждого человека на планете.

Нельзя сказать, что идея «Мирового мозга» Уэллса родилась на пустом месте. Писатель шотландского происхождения Эндрю Майкл Рамзи писал в первой половине XVIII века о зарождающемся в Европе масонстве как о позитивном явлении (жил во Франции и считается одним из основоположников французского масонства). Он полагал, что одна из целей масонства – «... предоставить материалы для Универсального словаря ... Таким образом, свет всех народов будет объединен в одно произведение, которое будет универсальной библиотекой всего прекрасного, великого, светящегося, прочного и полезного. во всех науках и во всех благородных искусствах. Эта работа будет увеличиваться в каждом столетии по мере увеличения знаний

Движение энциклопедистов во Франции в середине восемнадцатого века было ярким проявлением практической реализации этих планов. Однако французские энциклопедисты захлебнулись, поскольку объем информации и знаний в мире расширялся в геометрической прогрессии.

О Мировом мозге незадолго до Уэллса размышлял Никола Тесла. Он полагал, что быстрое развитие беспроводной связи может ускорить создание Мирового мозга. В 1926 году он писал:

«Когда беспроводная связь будет идеально применена, вся земля превратится в огромный мозг… Не только это, но и через телевидение и телефонию мы будем видеть и слышать друг друга так же прекрасно, как если бы мы были лицом к лицу, несмотря на разделяющие расстояния в тысячи миль; и инструменты, с помощью которых мы сможем это сделать, будут удивительно просты по сравнению с нашим нынешним телефоном. Мужчина сможет носить его в кармане жилета», – удивительное предвидение насчет современного мобильного телефона.

Параллельно с Уэллсом проект Мирового мозга продвигал Пол Отлет, бельгийский писатель и предприниматель, пионер информатики. Он, между прочим, еще перед первой мировой войной предсказал появление интернета. Отлет писал в 1935 году:

«Человек больше не нуждался бы в документации, если бы он был ассимилирован в существо, которое стало всеведущим, подобно самому Богу».

Таким высшим существом, подобным Богу, и был Мировой мозг. У Герберта Уэллса синонимом Мирового мозга была Всемирная энциклопедия.

Впервые развернутое представление о Всемирной энциклопедии писатель изложил в лекции, прочитанной в Королевском институте Великобритании на Еженедельном вечернем собрании 20 ноября 1936 года. Эта лекция вошла в состав сборника «World Brain». Всемирная энциклопедия, по определению писателя – «своего рода ментальная расчетная палата для ума, депо, где знания и идеи принимаются, сортируются, обобщаются, перевариваются, уточняются и сравниваются».

В упомянутой лекции писатель сетует на раздробленность, фрагментарность, несогласованность человеческого знания. Ученый в одной стране может не знать, что делает ученый, занимающийся подобными вопросами, в другой стране. Знания из одной научной дисциплины не увязываются со знаниями из других. Между отдельными научными дисциплинами выстраиваются «китайские стены». Необходима координация познавательной деятельности, а, главное, синтез знаний, создание целостной картины мира. Если этого удастся достичь, тогда исчезнет значительная часть непониманий между людьми, которые нередко приобретают форму конфликтов и мешают единению людей в рамках единой религии, единого общества и единого мирового государства. «Апостол» новой религии даже заявлял, что «Всемирная энциклопедия» заменит со временем Библию. Г. Уэллс разъяснял суть проекта:

«Эта «Всемирная энциклопедия» станет ментальным фоном каждого разумного человека в мире. Он [ментальный фон] будет жить, расти и постоянно меняться, постоянно подвергаясь пересмотру, расширяясь и заменяясь оригинальными мыслителями во всем мире. Каждый университет и научно-исследовательское учреждение должны его подпитывать. Каждый свежий ум должен быть приведен в контакт с его постоянной редакционной организацией. А с другой стороны, его содержание было бы стандартным источником материала для учебной стороны школьной и университетской работы, для проверки фактов и проверки утверждений – повсюду в мире. Даже журналисты соизволили бы им воспользоваться; даже владельцев газет можно заставить уважать это».

В сборнике «World Brain» любопытна лекция, прочитанная писателем в 1937 году в Америке. Он обращает внимание на резко усилившиеся взаимосвязи между странами в силу развития разных коммуникаций – транспортных, телеграфных, телефонных и радио. Это значительно облегчает реализацию проекта. С другой стороны, ситуация в мире крайне напряженная. Пахнет большой войной. Предотвратить ее не в состоянии ни христианство, ни марксистский социализм. Единственное средство – срочный запуск проекта «Мирового мозга», который позволит людям открыть глаза и понять, что происходит и как надо действовать.

В своей американкой лекции Уэллс упоминает Международный комитет по интеллектуальному сотрудничеству (консультативное отделение Лиги Наций), а также Всемирный конгресс универсальной документации 1937 года (писатель принял участие в работе конгресса). Именно они могли бы дать старт проекту «Мирового мозга».

Размышляя о том, как сделать Мировую энциклопедию доступной для всех, Уэллс предлагал, чтобы она издавалась на английском языке, который к концу 1930-х гг. был уже самым распространенным. А те страны, которые не перешли на массовое использование английского языка, должны наладить обучение ему в школах. Доступность материалов энциклопедии предлагалось увеличить за счет микрофильмирования и повсеместного применения проекторов.

Заканчиваю пересказ сборника «World Brain». Отмечу, что целый ряд идей писателя, высказанных на страницах сборника, были воплощены в жизнь. Так, известный английский ученый, писатель и футуролог Артур Кларк вспоминал об идее Мирового мозга Г. Уэллса и в 1962 году в своей книге «Профили будущего» высказал предположение, что доступ к такому мозгу можно будет получить через компьютерные терминалы, связанные с мировым компьютером.

Сегодня мир опутан паутиной Интернета, который доставляет громадные массивы информации каждому через персональные компьютеры, планшеты, мобильные телефоны и другие устройства. Нынешнюю систему Мировой паутины (World Wide Web, WWW) считают воплощением проекта Герберта Уэллса по созданию Мирового мозга. Практически реализована и идея Мировой энциклопедии Уэллса в виде «Википедии», или «Свободной энциклопедии».

Многие называют идеи сборника «World Brain» «пророческими». Опять возникает вопрос: каков источник этого пророческого дара писателя? Вариантов два:

  1. источник «свыше» (мистическая версия);
  2. источник «изнутри» (конспирологическая версия).

Я склоняюсь ко второму варианту. Т.е. Герберт Уэллс входил в круг «посвященной» британской элиты и был в курсе ее долгосрочных и сверхдолгосрочных планов по переустройству мира.

Читайте также: «Ядерное оружие и камеры слежения: пророчества Джорджа Оруэлла сбываются?»