Закон
5
282

В Бресте процветает нелегальная добыча и продажа песка. Кто остановит "чёрных копателей"?

На фоне масштабного частного строительства в Бресте расцвёл подпольный промысел по добыче и продаже песка. Нелегалы варварски выгребают его экскаваторами, вывозят грузовиками из зон строительства автодорог и продают тоннами. Предприятия, законно занимающиеся песочным бизнесом, терпят огромные убытки. Не пугают «копателей» даже внушительные штрафы. Ведь доказать их вину очень непросто.

Мародёры сконцентрировались в бывшем урочище Красный Двор на окраине Бреста.

Варвары облюбовали пару десятков километров вдоль реки Мухавец, а совсем недавно и вовсе вторглись в водоохранную зону. Местные рыбаки заметили длинные траншеи со сваленными в них деревьями, вырванными с корнями. Сообщили в службу охраны природы. Сотрудники Брестской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира застали там технику, только приступавшую к незаконным раскопкам. Оштрафовали её владельцев за нарушение режима содержания водоохранной зоны реки. Нелегалов спасло только то, что песка они накопать не успели. К примеру, если бы ущерб от незаконной добычи земли и песка составил более 80 базовых величин, вместо штрафа им грозила бы уголовная ответственность.

Беда в том, что поймать за руку нелегалов непросто. Работать они могут в любое время суток. А в межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира всего несколько сотрудников на два, три, а то и шесть районов. Они ловят и браконьеров-охотников, и рыбаков с сетями, и лесных вандалов. Инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды - тоже служба не оперативная, не всегда есть возможность мгновенно выехать на место происшествия по звонку очевидцев. Этим нелегалы и пользуются.
Штрафов они не боятся. В прошлом году одного копателя всё-таки удалось поймать. По решению суда ему было назначено 90 рублей штрафа, которые он компенсирует двумя–тремя самосвалами вновь украденного песка.

Копатели к делу подходят профессионально, не хуже контрабандистов на границе. На подъездах к карьеру выставляют наблюдателей, так называемых фишкарей - с виду обычных грибников. Они следят за обстановкой вокруг места добычи песка и в случае появления инспекторов тут же сигнализируют об этом соучастникам.

Вред экологии нелегалы наносят колоссальный. Начальник Брестской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Пётр Брыш говорит, что грунт в урочище Красный Двор сняли так, что теперь впору завозить туда новую землю. Меняется ландшафт, нарушается почвенный покров, разрушается экосистема реки и леса.

Впрочем, причиняется и немалый экономический урон. За 10 тонн песка нелегалы получают от 60 рублей с доставкой. Легальные поставщики, безусловно, теряют на этом значительные суммы. В Бресте самым крупным из них является речной порт. Его директор Пётр Кравец сообщил, что в прошлом году населению было продано 4.300 тонн песка, а в этом - только 1.600. Нелегалы бьют по рукам тех, кто работает в правовом поле. Ведь одно дело украсть, и совсем другое - с каждой проданной тонны оплатить земельный налог, содержание инфраструктуры, выплатить зарплаты.

Страдает, впрочем, не только дикая природа. Пётр Брыш приводит примеры недавнего хищения плодородной почвы с поля сельхозорганизации и даже с частного земельного участка. Найти тех, кто украл землю, сложно даже милиции. А ведь плодородный грунт в индивидуальном строительстве пользуется не меньшим спросом, чем песок. Но далеко не все покупатели добросовестно интересуются его происхождением, чем и пользуются проворные копатели.

По информации зарубежных СМИ, украинцы столкнулись с такой же бедой. Украинские экологи сообщают, что каждый год только в Киевской области нелегально добывается около 7 миллионов тонн песка на сумму до 15 миллионов долларов. В этом году полиция возбудила 29 уголовных дел, несколько дел открыла прокуратура. Работает несколько  схем незаконной добычи песка. Первая - когда у предприятия есть все документы на разработку одного карьера в одном месте, но на самом деле выработка песка идет на территории в 10 раз больше. Вторая схема - это «чёрная» выработка материала. Третья -  намыв речного песка земснарядами.

Самое сложное для нелегалов - вывезти грунт из зоны добычи. Дальше можно вздохнуть спокойно. На улицах города и автодорогах охрана природы машины с песком не остановит - нет полномочий. Кроме того, накладные перевозчику не обязательны, мало ли откуда и куда водитель везёт на своей личной машине груз.

Именно поэтому, по оперативным данным, нелегалы смогли создать полукриминальную схему. Одни на старых грузовичках и тракторах выкапывают песок и плодородный слой и отвозят на подпольные склады, другие - развозят товар. Некоторые регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги грузоперевозок.

В этой схеме разобраться непросто. Например, начальник областной налоговой инспекции Юрий Лилисон рассказал, что раньше о такой проблеме не слышал. Песчаных разработок налоговой не попадалось. Главная проблема - выявить несанкционированно разработанный карьер и оценить ущерб. Для этого нужно вести наблюдение, а это больше милицейский вопрос. Впрочем, и милиции за всем не уследить. Пост ГАИ или патрульный взвод на левых карьерах не выставишь. Здесь нужен комплексный подход, с участием сразу нескольких служб: ДПС, транспортной инспекции, подразделения борьбы с экономической преступностью. А еще неплохо было бы подумать о создании отдельной силовой структуры вроде экологической полиции.

Источник: http://www.sb.by/