Политика
81 952

Саммит ЕС одобрил Украине кредит на 90 млрд евро без схемы с российскими активами

Саммит ЕС одобрил Украине кредит на 90 млрд евро без схемы с российскими активами

ЕС не смог согласовать схему финансирования Украины за счет российских активов, но одобрил новый пакет помощи в 90 млрд евро.

Русская служба Би-би-си сообщила, что саммит лидеров Европейского союза завершился без прорыва по самому сложному вопросу: участникам не удалось договориться о механизме использования замороженных российских активов для финансирования Украины. Вместо этого, после 16 часов интенсивных переговоров, был одобрен резервный план – пакет финансовой поддержки Киева на 90 миллиардов евро.

Председатель саммита, премьер-министр Португалии Антонио Коста, сообщил, что средства будут выделены в течение 2026-2027 годов. Согласно проекту итогового документа, ознакомиться с которым удалось агентству Reuters, эти деньги будут привлечены путем заимствований на финансовых рынках, а обеспечением выступит бюджет самого Евросоюза.

Европа остается единственным крупным спонсором Украины после того, как президент США Дональд Трамп заблокировал американскую помощь. Общая потребность Киева в финансировании на ближайшие два года оценивается в 135 млрд евро.

Отказ от рискованного плана

Первоначальный замысел предполагал более амбициозную схему: предоставить Украине кредит, обеспеченный непосредственно доходами от замороженных российских активов. Возврат средств Киевом предполагался только после того, как Россия выплатит репарации за ущерб от вторжения, который уже оценивается в сотни миллиардов долларов.

Однако этот план оказался политически и технически несостоятельным. Как пояснили Reuters несколько европейских дипломатов, вопрос оказался «слишком сложным» для консенсуса. Немногим ранее была информация, что вопрос изъятия российских активов и вовсе снят с повестки саммита.

Главным скептиком выступила Бельгия, на территории которой находится депозитарий Euroclear, хранящий львиную долю (около 193 из 210 млрд евро) замороженных российских средств.

Бельгийские власти потребовали от других стран ЕС предоставить «масштабные гарантии» для покрытия любых возможных финансовых и юридических рисков, связанных с таким кредитом.

К их позиции присоединились несколько других государств, включая Венгрию, Словакию, Чехию и Италию, что сделало принятие единогласного решения невозможным. Как заявил Reuters один из дипломатов, это можно считать победой премьер-министра Венгрии Виктора Орбана: «Орбан получил то, что хотел: никакого репарационного кредита. И действия ЕС без участия Венгрии, Чехии и Словакии».

Еще один из европейских дипломатов отметил, что итог саммита можно описать как переход «от спасения Украины к сохранению лица» тех лидеров, которые настаивали на использовании замороженных активов.

Россия неоднократно предупреждала о жестких ответных мерах в случае конфискации ее активов. Однако возможности Москвы ограничены: хотя она может конфисковать оставшиеся в России европейские частные активы, их ценность невелика, а перспективы успешных судебных исков против ЕС на международном уровне крайне туманны.

Однако Брюсселю удалось найти временное решение для поддержки Украины, но ключевой вопрос о легитимном использовании российских активов остается открытым и отложен до лучших политических времен.