Общество
16 053

В Бресте нет моря, но научиться управлять яхтой можно!

Брестчанка Ирина Бурблис решила, что деньги, отложенные на отпуск в Бельгии, она все равно потратит на море. Только в наших новых условиях – на Минское море. Но девушка мечтала не просто о пляже и загаре, а об управлении яхтой, которая дарит невероятное чувство свободы. О том, как научиться управлять парусом и идти к своим целям, даже если для этого тебе нужно каждые выходные ездить в Минск.

- Ирина, расскажите немного о себе, где вы работаете и чем занимаетесь?

Мне почти 34 года и я очень люблю пробовать что-то новое, делать это и смотреть, что у меня получится. Поэтому за свою жизнь я поменяла очень много работ. По образованию я педагог, начинала с работы в школе, потом нашла себя в рекламном агентстве, затем я была сервисным инженером, работала в кондитерской, в хостеле в Копенгагене, в отеле в Болгарии и сейчас я библиотекарь.

- Как вы пришли к идее научиться управлять яхтой?

- Мои хобби так же достаточно разнообразны, как и моя работа: я занимаюсь карате, путешествую, танцую исторические, ирландские и классические танцы, занимаюсь верховой ездой. Я очень люблю активный отдых, хожу в походы, сплавляюсь на байдарках. В какой-то момент в байдарке мне стало тесно, и я решила, что надо попробовать что-то больше.

Тогда я и нашла сайт «Дарога да мора» и увидела на нем информацию о том, что минские ребята проводят обучение яхтингу. Они проводят бесплатные лекции для всех желающих по воскресеньям, где рассказывают теорию яхтинга. Я решила, что Минск находится не так далеко, но все-таки постоянно туда не наездишься. Мне было очень жаль, что я упускаю такую возможность, но тут, можно сказать, благодаря коронавирусу, ребята перенесли этот теоритический курс в форму онлайн-лекций на YouTube.

- Получается, сама судьба навела вас на нужное направление?

- Да, меня эти лекции захватили, я стала смотреть, внимательно слушала, завела специальный блокнотик, где записывала термины. Завела специальную веревочку, где я училась вязать узлы. Мне очень импонировал и сам лектор Евгений Барышников, и тот факт, что он читал лекции на белорусском языке. В какой-то момент я поняла, что в мае у меня отпуск, и я планировала провести его в Бельгии, но так как границы закрыты, выехать я

не могу, а деньги и время, отложенные на поездку, у меня есть. Теперь я могу свободно ездить в Минск. Я записалась к ребятам на практический курс на группу выходного дня.

- Итак, весь май, каждые выходные, вы ездите в Минск заниматься?

- Да, в субботу утром я выезжаю из Бреста, еду на занятия, два часа там занимаюсь, ночую у друзей, продолжаю обучение в воскресенье и возвращаюсь домой. В принципе, это доступно человеку даже без отпуска.

- Как проходят занятия, чем вы там занимаетесь?

Первое занятие мы были пришвартованы к берегу и никуда не выходили, просто потрогали на яхте все, что можно, проверили, как все работает, завели двигатель, подергали все веревочки, разобрались, как они взаимосвязаны и познакомились друг с другом. В группе 4 человека и еще инструктор. Мне сразу понравились практические занятия по яхтингу ещё и потому, что мой инструктор Тимофей – прекрасный педагог, который умеет объяснить сложные вещи просто и наглядно.

- Когда начались выходы в море?

Уже начиная со второго занятия, мы пошли в море, точнее Заславское водохранилище, но его называют Минское море. Там вполне сильный ветер, нормальные волны, и иногда даже не учебная неходовая погода. У нас была ситуация, когда занятие отменили, потому что погода не позволяла.

- Что было самым сложным?

Самое сложное было управлять яхтой, то есть держать курс, держать румпель правильно, чтобы яхта шла туда, куда нужно. Поначалу это делал преподаватель, а мы работали с парусами. Он объяснял, как правильно ловить ветер в разных положениях. Тут очень здорово вспомнилась та теория, которую я смотрела в интернете. Она очень легко легла на практику, стало понятнее, как все работает. Оказалось, что даже при полном отсутствии ветра на Минском море можно двигаться, причем достаточно быстро.

- Что дает мотивацию продолжать обучения, несмотря на сложности?

- Мне было сложновато первые три занятия, но сильной мотивацией было понимание того, что я научусь и смогу управлять яхтой. В какой-то момент у тебя что-то не получается, лодка стоит и никуда не движется, но мы поговорили ребятами, приняли какое-то решение, капитан молчит, значит одобряет. Мы что-то делаем и при этом кажущемся отсутствии ветра, лодка пошла! И мы действительно движемся туда, куда нужно, просто поменяв угол натяжения паруса, немножко подвинув руль, просто сделав какие-то мелочи, – получаем новый результат.

- В яхтинге важна математика?

- Вообще это физика, воздушные потоки. Но это такая физика, которую ты чувствуешь руками, через свое собственное тело. Ты берешь такелаж – это все те веревочки, которые есть на борту, – и ты понимаешь, что одна из веревочек болтается, значит с тем парусом, к которому она крепится, тоже ничего не происходит. Потом ты меняешь положение этой веревки, начинаешь чувствовать напряжение в мышцах и тут же видишь, что парус начинает вести себя по-другому. Он уже не просто болтается по ветру, а он натянут, ловит ветер и тянет за собой всю яхту. Вот это управление стихией дает очень мощные внутренние переживания и эмоции.

- Насколько тебя коснулась известная поговорка про женщину на борту, нет ли к тебе некого «ты же девочка» и тебе не место на яхте?

- Девочек на занятиях действительно не очень много, но, к счастью, все ребята умные и понимают, что женщина на борту ни разу не к несчастью, а наоборот дисциплинирует всех окружающих. В своей группе я единственная девушка, там три молодых человека и инструктор, помимо меня. Мы всегда работаем на равных, и никакого пренебрежения ко мне никогда не было.

Есть одна функция – поднимать киль, которую мне сложно делать чисто физически. Он весит примерно столько же, сколько и вся остальная яхта. Я, разумеется, могу это сделать, но быстрее это получается у парней.

- Сколько человек нужно, чтобы управлять яхтой?

- Два человека могут управлять яхтой вообще без вопросов. Одному, скорее всего, будет тяжело, просто физически на все не хватает рук. Когда нас четверо курсантов, всегда есть момент, когда кто-то просто сидит на носу и наслаждается на большой скорости прекрасными видами Минского моря. Но на это вакантное место мы меняемся по очереди.

- Можно ли после этой практики участвовать в международных регатах?

Есть международные программы, вот этот теоритический курс и практика на Минском море начало еще одного курса для продолжающих, где они

готовятся к регатам. В Беларуси, на том же Минском море, проводятся регаты, соревнования. Можно заявляться экипажами и плыть.

Это все подготовка к отдыху за границей, в Средиземном и Балтийском море. У ребят обычно ежегодно бывают выезды в Хорватию, Грецию, Италию, Норвегию, страны Прибалтики. К ним можно присоединяться самостоятельно, либо собрав свою команду и выйти на яхте в порт.

- Вы планируете подобное приключение?

- Мои планы пойти в более длительный поход, я очень хочу на Сицилию. Поэтому я решила вначале потренироваться на Минском море, понять нравится мне это или нет. Но оказалось, что мне это очень нравится, я убедилась в своем решении – я хочу серьезное морское путешествие, хочу в открытое море.

- Мечтаете ли вы о своей собственной яхте?

- Нет, свою яхту я не хочу. Яхта как машина, постоянно требует денег. Даже когда ты ей не пользуешься. У ребят из проекта «Дарога да мора» есть своя собственная яхта, она стоит где-то в Прибалтике, они на ней ходят в походы, водят группы, проводят занятия. Но для них это работа и это оправдано, а для человека, который будет проводить в море две-три недели гораздо проще яхту просто арендовать.

Автор: Татьяна Гендель. Фото: Дмитрий Стабровский