Какие права имеет пассажир такси и от чего зависит стоимость перевозки?

icon 11:30
icon3 498 просмотров
Какие права имеет пассажир такси и от чего зависит стоимость перевозки?
Фото из интернета

Буквально несколько дней назад (22 ноября) мы давали материал о проблемах такси в Бресте. Комментарий дал Кивай Дмитрий Валерьевич - начальник отдела транспорта, связи и бытового обслуживания управления экономики Брестского горисполкома. Однако, не на все наши вопросы в этот день удалось получить ответы.

За информацией мы обратились в Минск. И спустя некоторое время нас пригласили на интервью с Юрием Костюком. Заместитель начальника Брестской областной Транспортной инспекции - Юрий Константинович Костюк - согласился детально ответить на наши вопросы.

Наш первый вопрос звучал так: почему бывает, что проезд в одну сторону стоит определенную сумму, а этот же маршрут назад (в такси этой же компании) стоит гораздо больше или меньше? Как такое возможно, если тариф за километраж один?

Юрий Костюк:

«Сейчас фиксирование государством цен на услуги по перевозкам пассажиров автомобилями такси не осуществляется. Данный вопрос регулируется рынком. При этом, законодательством предусмотрено, что тарифы за все предоставляемые услуги при перевозке пассажиров авто такси (км пробега, минута ожидания, стоимость посадки…) должны размещаться в авто такси на видном для пассажира месте, которыми являются панели прибора, крышка вещевого ящика. Указанная обязанность предусмотрена, чтобы пассажир, при посадке, мог узнать все тарифы и принять решение: согласен он на них или нет. В соответствии с законодательством РБ, услуги по перевозке пассажиров автомобилями такси заключаются на основании публичного договора. Это значит, что его условия не фиксируются на бумажном носителе, а предусмотрены законодательством в виде прав и обязанностей всех участников перевозки. При этом обе стороны, в соответствии с законодательством РБ, должны самостоятельно прийти к согласию по стоимости перевозки, исходя из протяженности маршрута, выбранного пассажиром, и применяемых перевозчиком тарифов.»

То есть, если пассажир сел в определенное такси и перевозка началась, он уже автоматически считается лицом, согласившимся с тарифами и условиями компании. При этом таксометр является средством, фиксирующим фактический пробег такси при перевозке пассажира, и как следствие - фактическую стоимость предоставляемых услуг.» 

Чтобы не попасть впросак, и не получить заоблачный счет, Юрий рекомендует внимательно изучать ценник выбранного такси. Причем, стоит обращать внимание, как на стоимость километража, так и на стоимость самой посадки и простоя.

Стоит отметить, что таксист обязан выдать чек с таксометра по окончании поездки.

«Но не все так просто… Таксометр – полезное изобретение. Но водитель может по собственной инициативе вводить разные тарифы за километр пробега и другие услуги. Важно, чтобы при перевозке таксометром был использован тот тариф, с которым мог ознакомиться пассажир путем ознакомления с информацией на видных местах такси (панель прибора, крышка вещевого ящика.) 

Наш следующий вопрос: в праве ли ИП таксисты сами устанавливать стоимость проезда? Ведь бывает, что водитель подбирает приезжего человека, например, на вокзале, а в конце поездки выдает ему заоблачный счет. Обязан ли в таком случае водитель сразу сообщать пассажиру, сколько стоит один километр и посадка?

«Единственное, что хотелось бы сообщить пассажирам - это внимательнее изучать табличку выбранного такси, где указаны тарифы. Потому что таксометры предполагают введение нескольких тарифов. Устройство считает только те цифры, что введены человеком. Можно ввести четыре тарифа… Таксист сам выбирает, какой именно тариф задать. Часто он задает его в зависимости от своих внутренних убеждений о платежеспособности пассажира.»

Например, есть тариф, который среди таксистов называется «Праздничный» (повышенная цена). Бывают и не самые добросовестные перевозчики, которые лично задают нужную им цену километра, не исходя из собственных затрат и разумной прибыли.

«Сегодня мы столкнулись с ситуацией, когда систему использования таксометра пытаются опорочить заинтересованные лица. Так, например, существует ряд мобильных приложений, которые являются несертифицированными ресурсами для определения расстояния. И многие перевозчики стараются очернить эту систему. Любое средство фиксации заинтересованный человек может использовать в своих целях. Поэтому сегодня таксометр стал предметом нападок, а сам по себе прибор хороший. Любой пассажир, к которому будут не применены тарифы, указанные на видном месте, может считаться введенным в заблуждение. Так как клиенту изначально предлагались одни тарифы, а вышло по-другому. Это тоже самое, если в магазине цена за килограмм колбасы указана одна, а на кассе она другая. В случае не соблюдения договоренностей, а также – не соблюдения тарифов, с которыми был предварительно ознакомлен пассажир, клиент считается введенным в заблуждение недобросовестными действиями перевозчика. Такая же ситуация, если таксометр каким-то странным образом учел услуги, с возможностью оказания которых, данный пассажир не был ознакомлен.»

«Пассажир вправе не оплачивать проезд. Справедливость будет устанавливаться через суд. О стоимости вас обязаны заранее проинформировать. Если вас предупреждали об одной цене, а оказалось по-другому, вы имеете полное право не платить.»

Еще один вопрос, который нас волновал: почему во многих крупных городах (Киев, Москва, Санкт-Петербург) при вызове такси клиенту сразу приходит смс на телефон с точной стоимостью поездки. Причем, не важно, каким именно путем (более длинным или коротким) водитель доставит пассажира к месту назначения. Нам стало интересно, почему такой удобной опции в Бресте нет? И возможно ли ее появление?

«Я считаю, что сам по себе таксометр – это лишь средство измерения. В процессе жизнедеятельности у общества меняются подходы. В том числе и к средствам измерения. Я считаю, что назрело время, чтобы в таксометр была внесена функция, которая бы говорила предварительную стоимость поездки. Но при этом, сегодня просчитать предварительную стоимость может самостоятельно каждый пассажир, у которого есть мобильный телефон и нужное приложение. Маршрут между двумя точками приложение проложит очень точно. Мы же движемся вперед, и я понимаю, что это приложение нужно закладывать в тот же таксометр.»

Из полученной информации итог один. Выбор фирмы такси, контроль стоимости поездки, цен посадки и простоя остается на контроле у самого пассажира и его внимательности. Ведь именно в интересах пассажира – не переплачивать за проезд, а обращаться к честным, проверенным компаниям такси.