Общество
6 189

Обязательно ли давать таксисту «на чай» и ждать чек?

Вызов такси – казалось бы стандартная процедура: набрал нужный номер, через несколько минут приехала машина и совсем скоро ты уже в назначенном месте. В теории все элементарно, но на практике дела обстоят далеко не так безоблачно.

Один из актуальных для Бреста вопросов: обязан ли таксист выдать чек пассажиру по окончании поездки? Да, непременно, водитель должен выдать чек, в котором прописана точная стоимость и километраж поездки. Статья 28 Закона Республики Беларусь 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» гласит: «Пассажир вправе отказаться от оплаты поездки в случаях оказания услуги по перевозке пассажиров автомобилями-такси с выключенным кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, или без такого кассового суммирующего аппарата, за исключением случаев заказа автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси с использованием электронной информационной системы». Следовательно, если водитель не включил таксометр и отказался выдать чек, вы имеете право не оплачивать поездку.

Еще одна дилемма: обязательно ли в принудительном порядке «давать на чай» водителю? Часто случается, что таксист не может дать сдачу. Что делать? Пример тому одна из недавних поездок в такси известной фирмы Бреста. Проезд стоил 3,50 руб. – пассажир дал 5 руб. Водитель объяснил, что сдачи нет. Пассажир отказался оставлять «чаевые». Тогда таксист пообещал перевести деньги на мобильный телефон. К сожалению, сумма (пусть и не большая) не поступила на баланс клиента. Тут уже дело принципа. Пассажир связался с диспетчером фирмы. И только после не самой приятной беседы, где девушка-диспетчер сетовала, что негоже ее от работы отвлекать, сумма поступила на баланс пассажира.

Другой работник такси объяснил, что в такой ситуации он бы с удовольствием съездил с пассажиром разменять деньги, но, внимание, только за счет самого пассажира. Справедливо, скажите?

В поисках правды мы связались с Отделом транспорта, связи и бытового обслуживания управления экономики Брестского горисполкома.

Кивай Дмитрий Валерьевич - начальник отдела транспорта, связи и бытового обслуживания управления экономики Брестского горисполкома прокомментировал ситуацию: - «Мы курируем работу автобусного и троллейбусного парков. Что касается автомобилей такси, то их деятельность регламентирована законом РБ об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках от 14 августа 2007 года № 278-Z. Статьи 26 и 27 этого закона гласят, что автомобили такси обязаны рассчитывать проезд строго по таксометру, в том числе и по безналу. Водители обязаны выполнять требования закона – все требования. Если они их не выполняют – есть транспортная инспекция, в которую следует обратиться пассажиру.»

На вопрос, что делать, если у таксиста нет сдачи, Дмитрий Валерьевич пояснил: - «Водитель обязан ее обеспечить. Это его проблемы, а не пассажира. А за счет пассажира ездить менять деньги – это неправильно. Водитель должен обеспечить выдачу сдачи. В противном случае – нечего выезжать на смену. Если сдачи нет, нужно найти – он обязан ее выдать.»

Кроме официальных такси есть и, так называемые, «перевозчики». В теории перевозчики – это такие же такси, как и официальные. Но на практике их можно назвать отдельным государством. Они могут не иметь отличительные желтые номера, логотипы и шашечки на авто. Ценник перевозчики устанавливают сами, а клиентов, как и самих водителей, чаще всего ищут через приложения в интернете.

Водителю-перевозчику достаточно лишь иметь права, справку о прохождении водительской комиссии и паспорт. Таксовать можно в любое удобное время. Например, после основной работы или в ночную смену. Личный авто не обязателен. Нету собственной машины – предоставит фирма перевозчика.

Причем, бывает, что водитель работает не от своего имени. Например, путевку на вождение выдали родственнику или знакомому, который официально зарегистрирован в фирме-перевозчике, а другой (неофициальный) водитель может иногда заменять его. Не исключено, что у сменщика может не быть двухлетнего водительского стажа (как того требует закон) или даже временно не быть водительских прав. Достаточно лишь карты таксиста - поделился водитель одной из компаний-перевозчиков Бреста.

Конечно, таксовать без прав или необходимого стажа вождения – риск. Ведь в случае плановой проверки или ДТП, отсутствие необходимых документов грозит внушительным штрафом. Согласно части 1 статьи 18.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, штраф составит от 510 до 1275 бел. руб. Или административный арест, если прав на управление транспортным средством нет вообще и водителя уже наказывали за подобное правонарушение меньше 1 года назад.

К слову, по закону, такому же наказанию подлежит передача транспортного средства в управление лицу, не имеющего прав на управление транспортным средством или не имеющего при себе документов на управление авто.

Интересовали нас и другие вопросы, связанные с работой белорусских такси. Во-первых, почему бывает так, что путь к месту назначения равен одной сумме, а эта же дорога назад на такси той же фирмы стоит дороже или меньше?

Второе – в праве ли таксисты ИП, которых сейчас довольно много, самостоятельно устанавливать тарифы? И обязаны ли они при посадке пассажира называть стоимость поездки?

В-третьих, нам было интересно, почему в крупных городах (Киев, Москва, Санкт-Петербург) при вызове такси, вам на мобильный сразу приходит смс с итоговой суммой поездки, а у нас такой опции нет? Ведь это очень удобно: пассажир заранее знает, сможет ли оплатить проезд, и на его лице не появляется смятение и ужас, когда таксист называет итоговую, нередко, заоблачную цену поездки.

За ответами мы обратились в Транспортную инспекцию Министерства транспорта и коммуникаций РБ. Туров Владимир Иванович - начальник управления профилактики и транспортного контроля – объяснил, что только в случае письменного изложения волнующих вопросов, будет корректно давать ответы: - «Я не знаю, кто дал вам мой телефон, но освятить эти вопросы было бы неправильно с моей стороны. А после письменного обращения на вас выйдет действительно компетентный в этой области специалист».