Директор мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» — о встречах с легендарными офицерами, «суде истории» и воспитании настоящих мужчин
Он впервые услышал о войне еще ребенком. Тогда же увидел силу ее разрушительного действия — на примере национальной реликвии — Брестской крепости-героя. За свою жизнь он повстречал не одного защитника цитадели, услышал десятки историй и теперь благоговейно хранит их память. Об удивительных событиях своей жизни и значении Победы для потомков рассказал Григорий Бысюк, директор мемориального комплекса «Брестская крепость-герой».
— О войне мне впервые рассказали родители. В годы Великой Отечественной они были еще детьми: отец родился в 1929-м, мама — в 1930-м. Папа вспоминал, как рано утром 22 июня услышал страшный грохот и вся семья спряталась в сарае. Бомбежки в районе Бреста не прекращались ни на минуту, и люди осознали: началась война.
Недалеко от деревни Шумаки, что в Брестской области, находилась пограничная застава. Папа рассказывал, как стал свидетелем страшного боя между нашими военными и наступающими немцами — произошло это на восточном берегу реки Лесная. Местные жители захоронили героев прямо на месте трагедии, а спустя время перенесли их останки в другую деревню. Говорил отец и о том, как в 1944 году рядом с деревней, где он жил, разбился самолет. Будучи мальчишкой, я особого значения этому не придал, но, повзрослев, решил узнать, что же случилось в тот день. Обратился к ребятам из общественного объединения «Авиапоиск» во главе с Владимиром Бухтой. Им удалось собрать целую группу, которая подняла останки пятерых погибших летчиков и части самолета, им оказался бомбардировщик Mitchell, который был на вооружении Красной Армии. Поисковики установили все фамилии погибших и с почестями захоронили останки на нашем гарнизонном кладбище — так смогли увековечить память членов экипажа.
С трепетом вспоминаю, как впервые увидел Петра Гаврилова — нашу легенду, офицера, защищавшего Брестскую крепость. Я тогда был юношей, участвовал в финале Всесоюзной военно-спортивной игры «Зарница», где присутствовал и Петр Михайлович. Он был скромным, — никогда бы не подумал, что это тот самый герой, который с бойцами держал оборону крепости. Его рассказы меня впечатлили, но в детстве было сложно по-настоящему прочувствовать трагедию и боль, которые пронизывали эти истории. На людей летели сотни снарядов и мин, но они не прекращали сражаться и до последнего остались верны долгу. Доводилось мне встречаться и с Петром Котельниковым, еще одним защитником нашей крепости. Он живой свидетель и пример мужества, героизма наших солдат.
К сожалению, в разные периоды времени находятся желающие переписать историю Великой Отечественной войны. Не понимаю, что движет людьми, которые говорят, что в развязывании войны одинаковую роль сыграл и Советский Союз, и нацистская Германия. Чтобы это мнение имело право на жизнь, нужно полностью переписать протокол Нюрнбергского процесса. Именно он расставил все точки над событиями, начатыми в 1939 году. Не зря он назван «судом истории»: страны-победители дали оценку, кто начал войну и кто в ней виноват. Международный трибунал признал, что нацистская Германия проявила агрессию против иностранных государств, напала на Польшу, Францию, Великобританию. Признал агрессивную войну против мира и вторжение на территорию СССР. Те 216 судебных слушаний, которые состоялись в течение года на процессе, вынесли обвинительный приговор главным нацистским преступникам. Здравомыслящие люди не могут закрыть глаза на эти факты и неправильно трактовать историю.
Я был на месте расстрела 53 маленьких детей — воспитанников Домачевской школы-интерната. Они никому не мешали, ни о чем не просили, но в один из дней немцы вывезли их в лес и уничтожили. Это ли не свидетельство самого кощунственного, что делали фашисты на нашей земле? Такое никогда не должно повториться. Наши народы пострадали сильнее всех, но нашли в себе силы сплотиться и бороться ради Победы. Я каждый день подхожу к плитам захоронения Брестской крепости, к Вечному огню, кланяюсь и мысленно говорю спасибо за мирное небо. Мой покойный дедушка помнил и Первую мировую, и Великую Отечественную, и всегда говорил: «Тяжелую я жизнь прожил, но самое главное, чтобы не было войны». Да, бывают трудные моменты, но война — это самое страшное. Надо делать все, чтобы такого не повторялось, и обязательно рассказывать о тех временах подрастающему поколению.
У меня четверо внуков — трое мальчишек и девочка. Я сам жил и учился на примере Брестской крепости, так же стараюсь воспитывать своих близких. Рад, что мои внуки несли Вахту памяти у Вечного огня крепости, часто в ней бывают, мы прошли с ними по всем экспозициям.
Источник: СБ Беларусь сегодня
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии