Образование
55 138

Кабинет первого класса для сохранения здоровья детей

Новополоцкая гимназия. Помещение первого класса, оборудованное по максимуму технологиями профессора Владимира Филипповича Базарного по сбережению здоровья детей. Это первый класс в Беларуси такого уровня.

Справка: Владимир Филиппович Базарный (родился 4 мая 1942 г.) — учёный, врач, отличник здравоохранения, хирург высшей категории, доктор медицинских наук, педагог-новатор, академик Российской академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации, Человек года в образовании 2000 г., Почётный профессор и член Международной академии общественных наук.

С 1977-91 гг. являлся руководителем единственной в России лабораторией сенсорных систем (органов чувств) в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР. В 1991 году по приглашению руководства Московской области возглавил Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области (г. Сергиев Посад).

Член Высшего координационного совета и научный руководитель проектов ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей», Член Центрального Совета общероссийского движения «Образование – для всех». С 2014 года и по сей день является советником Министра образования республики Азербайджан.

В.Ф. Базарный около 40 лет своей жизни посвятил научному и практическому решению проблемы гармоничного развития ребёнка в системе образования. Он является основоположником и разработчиком нового направления в науке и практике - здоровьесберегающая личностно-ориентированная педагогика.

Базарный

Начнем с технологии воспитания «Киноуроки в школах мира», потому что я считаю это более важным, чем даже развитие творческих способностей у ребенка. Я не буду на этом останавливаться. В интернете можно посмотреть, что за проект, что за технология. Я хочу только показать, что в этом классе для того, чтобы проводить киноуроки. Все есть: огромная большая плазменная панель с хорошим звуком. Есть все возможности эту технологию в данном классе проводить.

Конторки и парты для динамической смены поз. Ребенок работает 10-12 минут сидя, 10-12 минут стоя. Не буду объяснять, почему нельзя усаживать детей. Об этом уже много сказано. Сделали мы так, что по периметру стоят конторки, а внутри класса стоят парты, чтобы не загораживали стоящие дети обзор сидящим.

К сожалению, в этой школе не прошло раздельное образование девочек и мальчиков в разных классах. Поэтому мы предлагаем учителю хотя бы разделить на девочек и мальчиков в самом классе. С этой стороны мальчики, чтобы относительно мальчиков девочки были с правой стороны. Хотя бы так разделить. И, конечно, нельзя обращаться к ним "дети". Не надо усреднять: "мальчики" и "девочки".

Массажный коврик под ноги и вот массажный мячик. Массаж стоп оказывает оздоровительный эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов, а так же является прекрасным средством от плоскостопия. Кроме того, при работе в режиме динамических поз с применением массажных ковриков улучшается общее физическое состояние детей во время уроков, так как регулярное массирование ступней ног стимулирует находящиеся на них биологически активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма способствует улучшению соматического состояния ребёнка.

Важная часть технологий Базарнова – это каллиграфия. Каллиграфия – это очень длинный проект, чтобы обучиться ему, поэтому здесь ограничились чистописанием по советским учебникам. Что в него входит? Вот доска. Дети не могут сразу писать мелкие элементы, поэтому на доске будет писаться мелом. Здесь косая линейка, здесь клетка. Дальше переходим к тетрадям, причем с автоматическим карандашом с грифелем 0,5 мм мягким. Они будут им писать до тех пор, пока не перестанут его ломать.

Потом перейдут к перу. Обычное перо пятёрочка, как было в СССР, чернильница и тетрадки. Самая разлинейка, где будут писаться буквы большого формата. Потом дети переходят к более сложной линейке, где уже нет второй линии. Дальше косая линейка уже через какое-то расстояние, не на каждую букву, только чтобы был наклон виден. Дальше уже без косой линейки, но еще для маленьких букв есть расстояние, а для прописной уже нету. И обычная уже разлинейка, где ребенок должен уже и наклон, и всё оистальное соблюдать сам. И тетрадка в клетку. Бумага очень хорошая у этих тетрадок, это российские тетрадки, поэтому чернила расплываются не будут.

На потолке офтальмологический тренажер. Дети должны поднять голову, поднять руки и водить взгляд по специальным траекториям: крест, восьмерка и т.д. Это чрезвычайно важная штука. И я бы всем родителям посоветовал, чтобы они детей заставляли прямо на улицах, не под ноги в основном смотреть, а поверх голов прохожих. Это такой медицинский термин, гордо посаженная голова.

Кабинет первого класса для сохранения здоровья детей

Следующий тренажер - вспыхивающие огни. Ребенок должен уметь отреагировать и развернуться в нужную сторону. Их четыре штуки. Кресты будут висеть в проходе. На них будет развешиваться дидактический материал. Он немножко будет двигаться, что уберет статику глаза – это очень хорошо. Глаз, смотрящая в одну точку, это атрофирование глазных мышц, которое впоследствии приводит к очкам. Мы же видим, что в очках детей очень много.

Также в кабинете есть логическое панно. В чем его смысл? Если мы посмотрим за окно любой школы, то мы увидим очень убогий пейзаж, даже не пейзаж, не знаю, как это назвать, который ограничен домами. Это проблема. У ребенка в голове складывается впечатление, что это и есть зона его обитания. А это неправильно. Правильно ребенок должен видеть горизонт, понимая, что планета огромна: должен быть виден горизонт, где слияние неба с поверхностью. Дальше лес – это уже какая-то тайна скрыта, океан – неизведанное пространство. Ну и, конечно, космос обязательно. Космос как мечта.

Эти окна – это логическое панно, оно не навсегда повешено, будут меняться картинки. Это как бы материал, с которым дети могут работать. Очень нежелательно, чтобы ребенок видел такие прямые углы, как углы в любых стенах, смыкание потолка со стеннами. Поэтому во всех четырех углах здесь, здесь и здесь будут как бы или нарисованные, или скорее прямо из живой древесины стоять стволы и крона будет заходить на потолок и по стенам, это будет сглаживать глазу эти прямые линии.

Кроме того. в классе есть шведские лестницы и маты. Мало их, конечно, надо будет добавлять и лестницы две, потому что здесь будет очередь, дети любят висеть на турнике и лазить по лестнице.

Базовые принципы программы 

Здоровьесберегающие технологии не затрагивают содержание учебнообразовательных программ. В их основе находятся научно обоснованные принципы, позволяющие исключить негативное влияние на учащихся факторов среды в образовательном процессе. 

Эффективность их использования достигается за счёт практической реализации законов эргономики учитывающих психофизиологические особенности развития мальчиков и девочек в условиях учебной деятельности. 

Учебный процесс организован в режиме телесной вертикали и ориентировочно – поисковой моторной активности, достигается с помощью: 

  • конторок в школах и специализированных рабочих мест в детских садах;
  • динамических поз;
  • использования специализированных энергоёмких зрительно – вестибулярных тренажей.

Результат применения здоровьесберегающих технологий (программы) – впервые за 200 лет эпохи всеобуча из практики учебного процесса исчезли традиционные признанные во всём мире школьные формы патологии (близорукость, нарушения развития позвоночника, сердечно – сосудистые нарушения, нервно – психические расстройства и другие). Это подтверждено официальными заключениями НИИ РАН, РАМН, а так же Минздрава РФ. 

Отмечается положительное влияние на сохранение и укрепление здоровья детей, а именно: 

  • в 2-4 раза снижается заболеваемость учащихся и болезни косно мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, репродуктивной системы, желудочно-кишечного тракта, нервно-психической сферы и других систем ребёнка;
  • проявления нервно-психических срывов, различных форм агрессии у детей уменьшается в 5-6 раз;
  • жизнестойкость организма ребёнка увеличивается в 2-3 раза; 
  • плотность двигательной активности на уроке возрастает в 5-8 раз; 

Предложенные принципы не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников.

В советские годы программа прошла широкую апробацию в образовательных учреждениях практически всех союзных республик и была утверждена на государственном уровне. 

В настоящее время данная программа в различной степени реализуется в более чем 1000 детских садах и школах России, Беларуси, Украины и др. республиках постсоветского пространства для сохранения и укрепления здоровья детей в воспитательно-образовательном процессе. 

С недавних пор в республике Азербайджан данная система стала основой национальной государственной программы «Здоровое Образование – Здоровая Нация». При этом В.Ф. Базарный назначен научным руководителем этого направления и является советником Министра образования республики. 

Благодаря выступлениям В.Ф. Базарного, на более ранних этапах в Канаде, Америке, на Комитете по науке, культуре и образованию Парламентской Ассамблее Совета Европы, к данному направлению стали проявлять интерес в различных странах мира.