Новости компаний
184 280

ПВЗ восстают против Ozon после введения нового пункта оферты

Новый виток скандалов между маркетплейсами и пунктами выдачи заказов (ПВЗ). На этот раз отличился Ozon. Смотрим какую схему проворачивает маркетплейс и как она ставит ПВЗ на грань банкротства.

Сегодня в центре внимания находится Ozon, который тоже решил знатно оттянуться на ПВЗ. Рассказываем, как именно.

Только e-com сообщество начало потихоньку забывать о забастовках ПВЗ Wildberries, как вдруг Ozon обновил цикл дерзких нападок на своих партнеров.

Как все происходило

Сперва немного контекста. ПВЗ находится в постоянном взаимодействии со складами маркетплейса и работает с двумя потоками:

  1. Прямой – когда идет заказ со склада в ПВЗ.
  2. Возвратный – когда клиент оформляет возврат и товар едет на склад.

Все движение товара через ПВЗ по прямому и возвратному потокам контролировалось бумажным документооборотом, где фиксировались расхождения по перевозкам, недовозы, пломбы на тарных ящиках возвратного потока.

Как говорят сами владельцы точек выдачи, что до мая-июня были обычные рабочие процессы. Что произошло дальше, кроме как жестью описать невозможно.

Бумажный документооборот отменили – типа отдавайте просто курьерам и все. Хотя многие как печатали документы, так и печатают на всякий пожарный. После этой отмены в июне-июле начались массовые недовозы в ПВЗ и потери на складах возвратов.

Работать можно, но уже попахивало жареным. Куда девается товар? ПВЗшники стали перестраховываться на возвратном потоке – с одной стороны тары пломба, с другой – стяжка.

Две-три недели назад Ozon объявил, что с 1.11.2023 вносят новый пункт в оферту. Он гласит, что по всем спорным ситуациям с заказами, ПВЗ должны быть готовы предоставить видеозаписи приема-передачи заказа за последние 3 года.

С этого момента всплыло все, что склады недовозили или теряли на возвратном потоке. А оплату за весь банкет перекинули на владельцев ПВЗ. Они должны теперь оплатить претензии за товары, которых на ПВЗ в глаза не видели, или которые ПВЗ добросовестно отправили на склад возвратов.

ПВЗ восстают против Ozon после введения нового пункта оферты

Историю заказов Ozon благополучно скрыл. То есть пункты выдачи не видят, как заказ передвигался и где его сканировали.

Можно как-то доказать свою непричастность?

Ozon устраивает только видеозаписи от ПВЗ, бумажные доки уже не имеют силы.

На прямом потоке нужно как-то доказать, что вы не принимали товар. А на возвратном нужно, чтобы при передаче товара чётко просматривался сам товар и его ШТРИХКОД! Штрихкод, Карл! Это с обычной камеры с микро sd.

Причем, склад Ozon так доказывает свою отправку на ПВЗ:

ПВЗ восстают против Ozon после введения нового пункта оферты

Или прикладывают короткие видео, на которых товар не различить. Мол:

«Видите курьер положил какую-то непонятную хрень в тару – это ваш товар»

Претензии прилетают задним числом за полгода и более. Поэтому Ozon может запросить видео за последние 3 года.

ПВЗ восстают против Ozon после введения нового пункта оферты

Оборудование, которым пользуются ПВЗ хранит информацию 3 месяца. А оборудование, которое обеспечит требование Ozon стоит сотни тысяч.

Это при том, что многие предприниматели брали кредиты на открытие пункта выдачи, в надежде доход получить. У многих чистый доход с ПВЗ не превышает 30 тысяч российских рублей, что составляет 330 долларов или 1 тысячу белорусских рублей.

В общем, хотели заработать, а в итоге остаются должниками. Неделю владельцы ПВЗ пишут в чате Ozon — руководство молчит.

ПВЗ восстают против Ozon после введения нового пункта оферты

Спланированная акция?

Наверное, сложнее будет доказать, что это все случайность, а не последовательные спланированные действия.

Судите сами, массовые недовозы и потери на складе. Сразу после этого, отмена бумажного документооборота, чтобы нельзя было складу Ozon предъявить. Затем – массовые претензии к ПВЗ, новый пункт в оферте, как по счастливой случайности. Документы в качестве доказательства уже не принимаются, а видео с ПВЗ не подходят критериям Ozon. О чем маркетплейс не мог не знать. И доказывай, что ты не вор. Другими словами «виновен, пока не доказано обратное».

На складе сотрудники тоже периодически жалуются на условия хранения на складе – товара много, места мало. И, похоже, что черная дыра именно там. Гляньте. В таком виде доставляют товары со склада. Ни пломб, ни стяжек – все открыто.

ПВЗ восстают против Ozon после введения нового пункта оферты

Каков шанс, что товар не вытащат из тары по пути в ПВЗ?

Чего хотят владельцы ПВЗ

Вся информация представлена сотрудниками ПВЗ на условиях анонимности. Они боятся, что, засветившись, могут остаться без ПВЗ. Поэтому они озвучивают свои жалобы через эту статью. Призываем представителей маркетплейса решать проблемы, а не игнорировать, и идти на контакт с партнерами.

Как говорили ранее, многие и так открывали ПВЗ в кредит, а сейчас еще и стоимость всех потерянных заказов на них повесили. Многие на грани банкротства.

Вот, чего ждут от Ozon сами владельцы ПВЗ:

  1. Обозначить срок предъявления претензий не более 3-х месяцев. При выставлении претензий предоставлять видео доказательства того, что отправление, обозначенное в перевозке, там было фактически. И что при вскрытии ТЯ возвратного потока, которые мы со своей стороны пломбируем, предоставлять видео доказательства того, что отправления в ТЯ не оказалось.
  2. Вернуть бумажный документооборот на прямом и возвратном потоке с подписями представителей склада и курьеров.
  3. Изменения в оферту вносить по согласованию с большинством владельцев ПВЗ.
  4. Вернуть охранные зоны вокруг ПВЗ. Хотя бы в диаметре 300 метров.

Автор материала: Максим Старовойтов – ecommerce-аналитик агенства Hooglink.

После публикации материала с редакцией MediaBrest связалось коммуникационное агентство IPR, которое сотрудничает с маркетплейсом Ozon в Беларуси, чтобы внести некоторую ясность по тексту.

«Компания Ozon сотрудничает с владельцами пунктов выдачи заказов в Беларуси на условиях, отличающихся от российской оферты, это закреплено в договорах с владельцами пунктов. Опубликованный материал был написан автором про российский рынок и не соответствует действительности для Беларуси в целом и Бреста в частности. Так, оговоренные изменения в оферте в Республике Беларусь не вводились», – звучит заявление.

Таким образом, информация, содержащаяся в тексте, корректна только для российского рынка.