В России могут ввести компенсации для жертв мошенничества с карточками

Наши соседи
12:25
24 707 просмотров

ЦБ предложил возвращать жертвам мошенников фиксированную сумму, которая покрывала бы типичный ущерб, и давать время одуматься клиентам, поддавшимся «разводу».

Банк России разослал банкам письмо об изменениях в 161-ФЗ «О национальной платежной системе» в части возврата средств в упрощенном порядке клиентам-физлицам, ставшим жертвами мошенников, пишет РБК. Директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров на недавнем форуме AntiFraud Russia назвал одной из предпосылок «наблюдаемую картину по доле возврата денежных средств клиентам», сообщает The Bell.

ЦБ предложил возвращать жертвам фиксированную сумму, которую определит «исходя из целевого возврата денежных средств гражданам в среднем в 80-90% всех случаев социальной инженерии». Для этого клиент должен уведомить банк о мошенничестве не позднее следующего дня после получения уведомления об операции. В 2020 году, по расчетам «Тинькофф», средний чек мошеннической операции составил 13,9 тысячи рублей.

Если у банка недостаточный уровень систем антифрода, возвращать придется всю сумму. Среди прочего, это случаи, когда банк получил от ЦБ информацию о мошеннической транзакции (по системе «Фид-АнтиФрод»), но ее не остановил. ЦБ даст банкам право списывать деньги по операциям с признаками мошенничества только по истечении одного-двух рабочих дней, даже при согласии клиента.

«Как правило, за два дня клиент осознает, что деньги перечисляются мошеннику, у него появляется возможность отклонить перевод», – объясняет регулятор.

Если получатель попал в базу «антифрода», банки получат право блокировать расходные операции на пять рабочих дней. Предполагается, что за это время потерпевший обратится в правоохранительные органы и счет заблокируют на законном основании из-за возбуждения уголовного дела.

Банк России будет обсуждать инициативу с отраслью и обещает учесть ее предложения.

Почему это важно

Жертвам мошенничества возвращается не более 8% средств, или меньше 250 млн рублей из 3,2 млрд рублей, похищенных в третьем квартале этого года. Главная причина в том, что почти все карточное мошенничество сейчас – это социальная инженерия, а по закону банк не обязан возвращать средства, если кража произошла по вине клиента. Как с этим соотносится идея ЦБ, рынок пока не понимает, замечает РБК.

Банк и так может заморозить подозрительный перевод на два дня, но за это время клиент обычно не успевает опомниться – более того, сам подтверждает операцию, сказали изданию участники рынка.

Пяти дней заморозки расходных операций по счету, на который переведены деньги, он может добиться и сейчас, но опять-таки если быстро опомнится и сам сообщит о мошенничестве. Этого недостаточно, чтобы клиент обратился в правоохранительные органы, сказал изданию директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов – он считает, что этот срок нужно увеличить до 30 дней. ЦБ подобные предложения не поддерживает.

Банки настораживает постановка вопроса о качестве антифрода, разъяснений по которому в документе нет. Не исключено, что именно по этому признаку предложение ЦБ разделит отрасль на две группы: банки с хорошими антифрод-системами и низкой долей ошибочных блокировок и все остальные, которые ждет вал жалоб и обращений.

Что мне с этого?

Фиксированное возмещение сложно назвать плохой новостью для жертв мошенничества, а вот вероятность внезапной блокировки переводов для большинства клиентов – потенциально можно вполне. Рост мошенничества это едва ли серьезно замедлит: по данным того же «Тинькофф», в прошлом году случаев фрода стало больше на 60%, сумма похищенного выросла на 70%.

Автор: Сергей Смирнов