Мнения
112 201

ВВП неадекватно отражает результат работы экономики

Я затрагивал острые вопросы, касающиеся главного на сегодняшний день и в России, и в мире макроэкономического показателя – валового внутреннего продукта (ВВП).

Главное, что показатель ВВП неадекватно отражает результаты экономической деятельности страны. Имеет место завышение этих результатов за счет включения в показатель большого количества так называемой «пены». Причем степень завышения сильно варьирует от страны к стране.

В большинстве стран, которые мы привыкли называть «экономически развитыми» (США, страны Европы, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия) доля «пены» составляет половину ВВП и даже более того. Если ее вычесть из суммарного значения ВВП, то оказывается, что они не такие уж и «экономически развитые). Ядром экономики является реальный сектор, включающий отрасли, производящие жизненно важные блага: добывающую и обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, строительство и еще кое-что.

Приведу данные по доле «ядра» экономики (добывающая и обрабатывающая промышленность, энерго- и водоснабжение, ликвидация твердых отходов, охрана окружающей среды, сельское и лесное хозяйство, рыбоводство и рыболовство, строительство) в создании ВВП в отдельных странах (2021 г., %):

  • США – 19,2;
  • Великобритания – 20,3;
  • Германия – 30,4;
  • Швейцария – 25,9; Нидерланды – 22,0;
  • Франция – 23,3;
  • Люксембург – 12,6;
  • Австралия – 33,2;
  • Канада – 28,3;
  • Новая Зеландия – 28,5.

Итак, в группе так называемых «экономически развитых стран» самый высокий удельный вес реального сектора экономики в ВВП у Австралии (33,2%), а самый низкий у Люксембурга (12,6%). На их фоне Российская Федерация смотрится действительно как экономически развитая страны, доля реального сектора в ее ВВП в 2021 году равнялась 41,2%.

Что касается «пены» ВВП, то в так называемых «экономически развитых странах» основная часть ее производится в секторе, охватывающем финансовые услуги, операции с недвижимостью, административные и бизнес-услуги. В ВВП отдельных стран на этот сектор в 2021 году приходилось (%):

  • США – 32,8;
  • Великобритания – 34,4;
  • Бельгия – 31,3;
  • Франция – 30,6;
  • Люксембург – 48,4.

К счастью, Россия от этих стран сильно отстает. У нее эта доля в 2021 году составила 20,8%. Хотя есть немало стран с существенно более низким показателем. Например, у Индонезии он равнялся 8,4%; у Турции – 14,1%; у Таиланда – также 14,1%.

ВВП неадекватно отражает результат работы экономики

Между странами идет незримая борьба за повышение своего экономического рейтинга в мире, который измеряется величиной ВВП. Иногда эта борьба подпитывается просто политическими амбициями. Иногда это необходимо для разного рода рейтингов, от которых зависит благополучие страны. Например, в ЕС есть рейтинги относительного уровня государственного долга стран-членов. Чем ниже относительный уровень долга, тем больше преференций у страны в Европейском союзе. Понижать уровень можно не только сокращая абсолютную величину долга, но также увеличивая значения показателя ВВП.

Многие страны давно уже сообразили, что наращивать величину ВВП можно не только за счет развития промышленности или других отраслей реального сектора экономики, но также за счет «пены». Т.е. путем надувания «пузыря» ВВП. Статистические службы стран Запада демонстрируют незаурядные способности по такому «совершенствованию» методологии статического учета, которые позволяют одним росчерком пера увеличивать ВВП на миллиарды долларов, евро и других денежных единиц.

Так, в 1999 году Бюро экономического анализа Минторга США (BEA) подготовило новую методологию расчета ВВП, согласно которой траты компаний на разработку программного обеспечения начали учитывать как инвестиции, следовательно увеличивать американский ВВП. А самая радикальная реформа статистического учета ВВП в США была проведена в 2013 году.  В результате этот макроэкономический показатель одним росчерком пера (или нажатием клавиши компьютера) был увеличен на 400 млрд. долл.  ВВП США в июле 2013 года стал сразу больше на 3%.

ВВП неадекватно отражает результат работы экономики

Это результат самого масштабного в XXI веке пересмотра системы подсчета экономических показателей. В новой методике учтены нематериальные активы: исследования, разработки, авторские права и творчество — театр, кино, телешоу. Теперь исследования и разработки стали подсчитываться как инвестиции, что увеличило размер экономики США на 2%. Творческая деятельность добавила еще 0,5% к общему размеру ВВП. При этом примерно треть обеспечит кинематограф, треть ТВ-шоу и еще треть книги, музыка и театр. Задним числом пересчитан ВВП до 1929 года. «Мы перепишем экономическую историю», — сказали авторы методики.

Важным трендом в деле «совершенствования» расчета ВВП – учет той деятельности, которую принято относить к «теневой». Тем более, что многие страны Запада уже легализовали целый ряд «теневых» видов бизнеса. А те, кто этого еще не сделал, отражают в показателе ВВП оценочные значения таких видов бизнеса. А раз отражают, то, следовательно, признают эти виды «теневого» бизнеса полезными для общества.

В частности, статистики пришли к мнению, что для обеспечения «экономического роста» следует привлечь наркобизнес и работников той сферы, которая называется «проституция». В целом ряде стран Запада эти два вида бизнеса частично или полностью легализованы. Поэтому там вообще нет проблем с учетом производимых этими бизнесами «товаров» и «услуг». Они должны предоставлять необходимую финансовую отчетность в соответствующие государственные органы.

Но есть еще на Западе «отсталые» страны, которые почему-то до сих держат эти два вида бизнеса в подполье. В этом случае, статистические службы в кооперации с другими компетентными государственными организациями должны делать экспертные оценки возможных доходов и соответствующие цифры должны учитываться в показателе ВВП. В 2014 году Европейский союз постановил, что все страны-члены ЕС должны с 1 сентября указанного года перейти на новую методологию расчета ВВП – «ESA 2010» (вместо устаревшей «ESA 1995»). В рамках нового стандарта в классификации индивидуального потребления появилась и проституция: она фигурирует в подразделе «Прочие товары и услуги», наравне с личной гигиеной, страхованием и финансовыми услугами.

ВВП неадекватно отражает результат работы экономики

Весной 2014 года британское правительство одним из первых в Европе объявило о переходе на новую систему отчетности. Пересчитав ВВП страны за 2009 год, Национальная служба статистики (ONS) заявила, что по принципам ESA 2010 он был бы на 2,3% больше объявленного. В числовом выражении эта разница составила бы 33 млрд фунтов стерлингов (55 млрд долл. США). Из этой суммы около 11 млрд фунтов стерлингов приходилось на неучтенный противоправный бизнес – 5,3 млрд на проституцию, 4,4 млрд на наркоторговлю и свыше 1 млрд фунтов стерлингов – на прочее, включая контрабанду. Соответственно, доля секс-услуг в британском ВВП составила около 0,4%, наркобизнеса – около 0,3%.

Многие страны незамедлительно исполнили директиву Брюсселя. ЕС с гордостью сообщил в начале 2015 года, что совокупный прирост ВВП за истекший год в интеграционной группировке составил 1,4%, что лучше показателя предыдущего года. Мол, экономика Евросоюза пошла в рост! Действительно, задействованы были большие дополнительные ресурсы Европы. Взять, к примеру, Германию. Там, с 2002 года проституция легализована. Но более десятка лет никакого вклада секс-индустрия в экономический рост не делала. Теперь все по-другому. Армия занятых в немецкой отрасли «проституция» насчитывает 400 тысяч человек (из них 20 тысяч мужчин). Как отметили немецкие СМИ, валовой доход отрасли в 2014 году составил 14,6 млрд. евро, а чистый (за вычетом издержек) — половину от этой суммы. Между прочим, прирост ВВП Германии в указанном году с учетом статистический новаций составил 1,5%.

Получив от стран ЕС новые данные, европейское агентство Eurostat, пересчитало поквартальный рост европейских экономик с 1997 года. Правительства не во всех случаях предоставили необходимый объем данных, нехватку данных заполнили анализом показателей по старой системе. В итоге за последние 17 лет среднее расхождение в подсчетах ВВП по старой (ESA 1995) и новой (ESA 2010) методике составило 3,4% в пользу новой. В 2010 году, когда была утверждена новая методика, это расхождение равнялось 2,3%. Основной вклад внес учет расходов на НИОКР как инвестиций – 1,9%.  Дополнительный вклад дали оборонная промышленность и «нелегальная деятельность».

Но это все про «них». А что у нас в России? Росстат желает быть «в тренде», не отставать от Запада и заимствовать методы надувания «пузыря» ВВП. Еще в прошлом году Росстат, не афишируя, стал готовить предложения по «совершенствованию» учета ВВП и включения в них секс-индустрии. До сих пор она работала «вхолостую» с точки зрения выполнения задач, которые были поставлены Президентом РФ и правительством в части, касающейся экономического роста («удвоение ВВП», переход России на пятое место в рейтинге стран по показателю ВВП и др.).

ВВП неадекватно отражает результат работы экономики

Правовой статус секс-индустрии в России весьма мутный. Публичные дома запрещены. А вот «индивидуальная предпринимательская деятельность» по оказанию секс-услуг не запрещена. Но оно остается в «серой зоне», потому что «индивидуальные предприниматели» данной «отрасли» платить налогов в казну категорически не желают (правда, некоторые эксперты говорят, что просто стесняются). При всем этом в России есть организация под названием «Серебряная Роза», которая печется о работниках секс-индустрии. Что-то наподобие профсоюза или правозащитной организации, защищающей интересы работников (точнее работниц) отрасли.  По данным «Серебряной розы», в отрасли заняты 3 млн человек. Примерно столько же, сколько занято в сфере жилищно-коммунального хозяйства.  Годовой оборот на рынке секс-услуг оценивается в 800 млрд — 1 трлн рублей. Можно было бы собрать налог (НДФЛ) в размере примерно 130 млрд рублей.  Но, как я уже отметил, государственную казну работники секс-индустрии не жалуют.

Какой может быть прибыток ВВП от учета торговли наркотиками, сказать сложнее. Оценки российского черного рынка этого зелья сильно варьируют. В 2017 году тогдашний глава Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов сказал, что ежегодный объем расходов на наркотики в целом по России составляет 1,5 трлн руб., что сравнимо с объемом годового бюджета Министерства обороны РФ.

Михаил Сергеев в статье «Социально порицаемые расходы россиян вписались в мировые стандарты» отмечает: «…по самым грубым прикидкам, на запрещенные вещества и секс-услуги тратят более 2,5 трлн руб. в год. Текущие данные Росстата позволяют предположить, что общие расходы домохозяйств в 2022 году составят около 74 трлн руб. То есть более 3% всех своих расходов домохозяйства потратят на запрещенные вещества и покупку интим-услуг».

Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев следующим образом прокомментировал инициативу Росстата: ««Социально порицаемые» расходы семей на оплату интим-услуг и покупку наркотиков потребовал учитывать в расчетах Росстат. Для этих статей издержек домохозяйств даже установили специальные коды». Разуваев дает даже более высокую оценку «порицаемых расходов семей», чем Михаил Сергеев: «Интересно, что, по мнению ведомства [Росстата – В.К.], оплата наркотиков и жриц любви в структуре расходов семей занимает 4–5%, что соответствует их тратам на бытовую технику».

Отдельный учет расходов россиян на наркотики и проституцию установлен приказом Росстата. В нем оплата проституции включена составной частью в общий раздел «оплата услуг» под кодом 451 наряду с услугами образования (коды 429–433) и услугами дошкольных учреждений (код 464). А покупка наркотиков включена в раздел «непродовольственных товаров» с кодом «157» наряду с расходами на верхнюю одежду и белье (коды 162–188) или на покупку строительных материалов для ремонта (коды 225–233).

ВВП неадекватно отражает результат работы экономики

Опыт западных стран показывает: сначала какая-то запрещенная деятельность получает стоимостную оценку с помощью разного рода методик, и эта оценка учитывается при расчете показателя ВВП. А через некоторое время эта учитываемая, но запрещенная деятельность легализуется, становится нормой жизни. В качестве примера можно назвать так называемые «легкие наркотики», в том числе марихуану.

Торговля такими наркотиками учитывается в ВВП многих стран.  При этом постепенно снимаются запреты на торговлю этим зельем, она выводится из «серого» сектора экономики, становится объектом налогообложения. Более того, как отмечает Александр Разуваев, «некоторые международные финансовые компании полагают, что в ближайшие 10–20 лет легализация марихуаны состоится почти во всех крупнейших экономиках мира и, делая на это ставку, рекомендуют покупать акции соответствующих производителей. Деньги, понятное дело, не пахнут». А все начинается с «невинного» учета запрещенных видов деятельности в показателе ВВП. Полностью согласен с упомянутым экспертом, который заявил: «С проституцией и наркотиками надо бороться, а не учитывать в ВВП».

Источник: тг-канал Шарапов