Мнения
49 272

Цифровые деньги и боль граждан

В Нигерии, самой густонаселенной стране и крупнейшей экономике Африки, о которой мы уже неоднократно говорили ранее, в минувшие выходные произошел настоящий катаклизм.

Глава Центрального банка Нигерии (ЦБН) Г. Эмефиэле был отстранен от должности новоизбранным президентом страны, и несколько часов спустя взят под стражу тайной полицией Нигерии - Службой государственной безопасности. Эмефиэле стоял у руля ЦБН в течение девяти лет (почти как и нынешняя руководитель Банка России). За это время нигерийская валюта потеряла 65% своей стоимости, а инфляция почти утроилась.

Руководителей центральных банков редко отстраняют от должности и почти никогда не арестовывают. Пока не совсем ясно, почему Эмефиэле был задержан, но причин для этого хватает.

В качестве повода для ареста названы «экономические преступления в масштабах национальной безопасности». Сюда могут быть отнесены и тотальная война с наличными деньгами, когда ЦБН изъял из обращения все банкноты с крупными номиналами, вызвавшая денежный кризис, и ограничения на снятие наличных, введенные ЦБН, и взлетевшая до почти 20-летнего максимума инфляция (в апреле она составила 22,2% (в РФ М2 в апреле находилась на уровне 23,6% г/г)), и снижение экономического роста в первом квартале 2023 года по сравнению с предыдущим кварталом, и нанесение непоправимого ущерба общественному доверию к центральному банку и банковской системе страны. (Где 300 ярдов, Эля?)

В отличие от других центральных банков, стыдливо отводящих глазки, когда речь заходит о конечной цели введения цифровых валют, ЦБН был обезоруживающе откровенен в своем желании покончить с наличными деньгами. В октябре, когда программа демонетизации была впервые обнародована, сам Эмефиэле сказал: «Конечной целью, насколько я понимаю, является достижение 100-процентной безналичной экономики в Нигерии».

Этого не произошло. Наличные деньги по-прежнему являются королем в Нигерии. ЦВЦБ могут быть в моде среди центральных банков, но до тех пор, пока от них мало толку для общества и огромные риски для конфиденциальности, анонимности и других основных свобод обычных людей, они вряд ли получат поддержку в Африке или где-либо еще. И это дает нам определенные надежды. Планы центральных банков по введению своих цифровых валют сталкиваются со все более растущей стеной общественного сопротивления.

Это не означает, что проекты eNaira, цифрового рубля и им подобные уже окончательно похоронены. Хотя ЦВЦБ до сих пор и были фактически полным провалом, но МВФ все еще видит потенциал для их развития и развертывания, и как сегодня отметил замглавы Сбербанка, «Сбер» активно участвует в процессе тестирования цифрового рубля.

Сам факт того, что eNaira оказалась таким провалом за первые полтора года своего существования, а ее главный архитектор Эмефиэле оказался под арестом, может заставить другие центральные банки в Африке и других странах сделать паузу перед запуском своих собственных ЦВЦБ.

Министр финансов Нигерии отметил, что для него в истории с eNaira и выводом из обращения крупных банкнот «единственным горьким моментом является боль, которую он причинил гражданам».

Вероятно, произошедшее в Нигерии вполне можно рассматривать как передовой зарубежный опыт.

Источник: ТГ-канал «Лежава. Деньги и жизнь»