Мины замедленного действия под названием «ЧВК»

Мнения
11:00
88 340 просмотров

Еще в 2015 году, вскоре после того, когда родилась частная военная компания (ЧВК) под красивым названием «Вагнер», я выразил предположение, что под Россию закладывается «мина замедленного действия».

Начало. Приватизация госфункций

С тех пор, когда на обломках Советского Союза на свет появилось государство под названием «Российская Федерация», я говорил и писал, что под видом «рыночных» реформ и «демократизации» общества происходит непрерывный процесс ослабления этого нового государства. Справедливости ради следует сказать, что ослабление государств происходило по всему миру. Это стало универсальным трендом, и за ним скрывался замысел «хозяев денег», стремившихся захватить власть над всей планетой, стать «хозяевами мира». 

Для реализации этого глобального проекта надо было максимально размывать национальные суверенитеты государств. Чтобы в какой-то момент времени их вообще ликвидировать, а на их обломках создать единое мировое государство и единое мировое правительство.

Реализация этого плана в России происходила и происходит на наших глазах.  Это приватизация государственной собственности («чубайсовская приватизация» 90-х годов), дерегулирование экономики, допуск в страну иностранного капитала (добивающего остатки российской экономики), создание так называемого «цифрового правительства», «цифрового рубля» и многие другие меры, предписанные Вашингтонским консенсусом. Особо следует выделить такие меры, как поэтапный отказ государства выполнять свои традиционные (даже не связанные с экономикой) функции.

Так, раньше (до уничтожения Советского Союза) государство оказывало всем гражданам медицинскую помощь, теперь оно предоставляет «медицинские услуги». А чуть позднее чиновники стали заявлять, что, мол, частные структуры эти самые «медицинские услуги» предоставляют «более эффективно», чем государственные учреждения здравоохранения. А потому традиционную функцию государства по оказанию медицинской помощи следует передать частным организациям. О социально-экономических и медицинских последствиях такой метаморфозы здравоохранения сегодня говорят и даже кричат многие. Но я хочу сказать, что конечной целью подобного «реформирования» здравоохранения и медицины является ослабление и уничтожение государства.

Подобная же «приватизация» государственных функций происходит в сфере образования, культуры, спорта, науки.  При этом возможны две основные модели «приватизации» государственных функций:

1) государство отдает свои функции на «аутсорсинг» частным организациям, заключая с последними договоры и оплачивая договоры с помощью бюджетных денег;  

2) частные организации оказывают услуги, идентичные государственным функциям, на коммерческой основе независимо от государства.

Что особенно тревожно и опасно – уже с конца прошлого века в мире стала наблюдаться тенденция к приватизации военной функции государства.  В любом учебнике «Теория государства и права» вы прочитаете, что институт государства начинался именно с функции военной (обороны), а уже потом государство прирастало другими функциями. И вот «хозяева денег» (мировая закулиса) добрались и до этой коренной функции государства.

История ЧВК

Посягательство на государственную монополию в военной сфере выразилось в создании частных военных компаний (ЧВК). «Википедия» дает следующее определение ЧВК: «коммерческое предприятие, предлагающее специализированные услуги, связанные с охраной, защитой (обороной) кого-либо и чего-либо, нередко с участием в военных конфликтах, а также со сбором разведывательной информации, стратегическим планированием, логистикой и консультированием». 

Конечно, в истории были прецеденты использования наёмных частных силовых (военизированных) организаций в вооружённых конфликтах и войнах, привлечения на контрактной основе военных специалистов, советников и инструкторов для подготовки полицейских и вооружённых сил.

Достаточно вспомнить ландскнехтов (в переводе с немецкого – «слуга страны») – германских наёмных солдат позднего Средневековья.  Или, например, гессенских солдат. Это были войска, предоставлявшиеся гессенскими князьями другим властителям стран и государств в 17-18 вв.  Продажа своих подданных иностранному государству или стране (чаще всего Англии) в солдаты, была выгодным промыслом, потому что за солдата платили до 150 талеров, не считая особого вознаграждения за убитых. Один только ландграф гессенский продал 17 тысяч своих подданных, что составляло 4,5 % населения его государства. Но военные наемники всегда могли повернуть свое оружие не против тех, кого им «заказывали», а против других. Иногда даже против «заказчиков».

В истории Европы на протяжении длительного времени (с 14 по 19 вв.) заметную роль играли швейцарские наёмные войска. Никколо Макиавелли в знаменитом трактате «Государь» (1513 г.) критически отзывался о сильно возросшей к началу 16 века зависимости Франции от швейцарских наёмных войск. Во Франции до сих пор известна поговорка «Нет денег — нет и швейцарца». Она родилась во время Итальянских войн, когда швейцарские наёмники армии французского короля Франциска I в разгар боевых действий (1538 г.) дезертировали из-за задержки жалованья.

Говорят, что в годы гражданской войны в России (1918-1922) большое количество иностранных наемников воевало как на стороне «красных», так и «белых». Но чаще всего такие наемники (латыши, венгры, китайцы и др.)  были не обособленными группировками, а частью личного состава регулярных вооруженных сил. «Самостийными» были скорее свои соотечественники, которые собирались в автономные военные соединения. Яркий пример – батька Махно в Украине. Кстати, Махно и другие «независимые» атаманы и батьки, командовавшие «независимыми» армиями (а фактически – бандами) получали морально-политическую поддержу со стороны российских идеологов анархизма, ратовавших за полное или частичное упразднение государства.  

Поветрие создания ЧВК с конца прошлого века захватило целый ряд государств, но далеко не все. Во многих государствах мира в соответствии с их законодательством ЧВК запрещены и признаются наёмниками и незаконными организациями, нарушающими уголовные законодательства конкретных государств. И за это могут подвергнуться уголовному наказанию по решению суда этих государств.

Современные ЧВК 

По состоянию на 2019 год в мире действовало около  3 тысяч ЧВК с совокупным оборотом до 400 млрд долларов в год, основными заказчиками их услуг являются государства, бюджет одной военной кампании может составлять около 20 млн долларов.

Впрочем, имеются ЧВК, которые себя позиционируют «автономными от государства», имеющими иные (как правило, не раскрываемые) источники финансирования.  Таковых особенно много среди ЧВК, зарегистрированных в США. Они очень удобны для Вашингтона, так как официальные власти Америки могут использовать ЧВК для реализации своих геополитических планов в любой точке мира, оставаясь при этом как бы «ни при чем».

Большой вклад в обоснование возможности и целесообразности использования ЧВК во внешней политике англосаксов сыграл английский военный историк и военный теоретик сэр Бэзил Генри Лиддел Гарт - Basil Henry Liddell Hart (1895 – 1970). 

У него есть работа «Стратегия непрямых действий», в которой он утверждает, что во многих случаях государство может достигать своих целей, не прибегая к своей основной мощи и не ведя открыто войн с помощью своих вооруженных сил. Надо проводить стратегию непрямых действий, задачей которых является дестабилизация противника и приведение к власти своих (т.е. лояльных англосаксам) людей.

Сегодня мы видим по всему миру проявления этой стратегии непрямых действий и использование технологий мягкой силы.  ЧВК – важный инструмент такой стратегии.

Первая в современном понимании частная военная компания «Watchguard International» была создана в 1967 году в Великобритании, её основателем был полковник британской армии Дэвид Стирлинг. Британское правительство поощряло развитие отрасли с многомиллиардным оборотом, которая к тому же контролировала себя сама. Расширение деятельности британских ЧВК сопровождалось растущими нарушениями прав человека, развитием торговли оружием и людьми, а также участием этих структур в политической дестабилизации. И при этом правительство Её Величества формально к этим событиям не имело отношения.

В статье «Британские ЧВК причастны к ряду преступлений по всему миру» отмечается: «Частные военные компании Соединенного Королевства не регулируются никаким законодательным актом, что позволяет им совершать преступления в различных частях мира и оставаться практически безнаказанными. Вместо того чтобы ввести правовой контроль за деятельностью ЧВК, британское правительство продолжает расширять их полномочия, негласно одобряя их незаконную деятельность».

Чуть позднее ЧВК стали создаваться в США. Специалисты говорят, что самой крупной ЧВК стала учрежденная в 1997 году ЧВК Blackwater, позднее переименованная в Academi и, в конечном счете, ликвидированная в 2014 году. Основную прибыль получала от участия в военных конфликтах, около 90% выручки составляли правительственные заказы.

Из ныне действующих крупных американских ЧВК можно назвать Military Professional Resources Incorporated – MPRI (одна из старейших в США, создана в 1987 году), Fort Defence Group Corporation - FDG Corp., DynCorp (ранее Dynalectron Corporation).

По мнению американских экспертов, деятельность ЧВК США плохо отрегулирована законами. Правовые «дыры» затыкаются какими-то подзаконными актами. Так, в 1999 году командование армии США приняло нормативно-правовой документ, устанавливающий порядок взаимодействия военнослужащих США и сотрудников частных охранных и военных компаний в зоне боевых действий («Наставление FM 100-21»). Тем не менее, всякого рода «издержек» остается очень много.

Это, в частности, стало причиной ликвидации ЧВК Blackwater. В армии США отношение к использованию ЧВК неоднозначное.

Так, в документе «Ключевая концепция армии США на 2016—2028 годы.  Operational Adaptability» отмечается: «Увеличение использования частных военных компаний может представляться проблематичным из-за потенциально более высокой цены, меньшей стойкости к риску и вопросов, связанных с эффективным интегрированием военных и правительственных операций с деятельностью компании. Проблемы с поддержкой военных операций частными подрядчиками часто включают неясные отношения командования-подчинения, зависимость от возможностей, которые неожиданно могут оказаться недоступными, уменьшенный контроль за ключевыми функциями, этические соображения и юридические вопросы».

«Вагнер»

И вот я возвращаюсь к России и ЧВК «Вагнер». Прошло уже около десяти лет с момента рождения «Вагнера» и более восьми лет со времени озвучивания мною опасений по поводу этой структуры.

Мои оппоненты называли меня «перестраховщиком». А в первые месяцы СВО в Украине, где ЧВК «Вагнер» показал примеры профессионализма и героизма, меня вообще обвинили в «неадекватности». Но вот в субботу на прошлой неделе «мина» все-таки рванула. Никакой особой прозорливости для предсказания такого «взрыва» не требуется. Необходимо лишь скрупулезное изучение зарубежного опыта ЧВК и анализ «взрывов» подобного рода, которые уже происходили.

Было бы неплохо разобраться в истории создания ЧВК «Вагнер», истории ее операций в разных точках мира, порядке формирования личного состава. Особенно интересен вопрос об источниках финансирования компании, ибо мы понимаем: «кто платит, тот и заказывает музыку», точнее «музыкантов». На этот счет полный разнобой в открытых источниках.

Кто-то говорит, что финансирование идет исключительно из федерального бюджета. Кто-то говорит, что деньги идут от (или через) разные бизнес-структуры (и здесь упоминают Ротенбергов). Кто-то говорит, что деньги от африканских президентов (которым «музыканты» оказывали услуги). А сам Евгений Пригожин в одном из интервью заявил, что оплачивает все из собственного кармана. И это притом, что ежемесячные выплаты жалованья «музыкантам» эксперты оценивают в 5 миллиардов рублей (а ведь еще есть расходы на боеприпасы, оружие и многое другое).

Напомню, что «Вагнер» – далеко не единственная ЧВК в России. Можно ещё назвать такие, как «РСБ-Групп» («Российские Системы Безопасности»); «Славянский корпус» (примечательно, что зарегистрирована в Гонконге); «Енот», или «Единые народные общинные товарищества» (вообще действует без регистрации); «Редут»; «Конвой», «Патриот» и др.

Более чем уверен, что в рядах многих таких «неформальных» военных групп действуют наши сограждане, которые являются патриотами России и готовы проливать (и проливают) кровь за Родину. Но при этом мы должны помнить и поговорку: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Нам надо сойти с этой дороги, на которую нас кто-то поставил еще десять лет назад.

Все эти ЧВК, как отмечают специалисты, действуют в «серой» правовой зоне. А, следовательно, каждая из них является «миной замедленного действия».  Пора заняться «разминированием». Самый правильный путь «разминирования» – бойцов ЧВК сделать бойцами регулярных вооруженных сил России. А лучших командиров ЧВК, показавших делом свое умение воевать, сделать командирами подразделений и соединений ВС России.

Источник: ТГ-канал Шарапов