Меморандум Карстенса: внедрение цифровых валют

Мнения
20:23
165 690 просмотров

27 сентября 2023 года в швейцарском Базеле генеральный директор Банка международных расчетов (БМР) Агустин Карстенс выступил с приветственным докладом «Легитимность, конфиденциальность, целостность, выбор: на пути к правовой базе для цифровых валют центральных банков» на конференции BIS Innovation Hub-Financial Stability Institute, посвященной правовым аспектам цифровых валют центральных банков.

Поясним, что Агустин Гильермо Карстенс Карстенс – мексиканский экономист, который с 1 декабря 2017 года занимал пост генерального менеджера Банка международных расчетов (BIS). Занимал пост управляющего Банка Мексики с 1 января 2010 года по 30 ноября 2017 года. В 2011 году Карстенс вместе с Кристин Лагард был одним из двух окончательных кандидатов на пост директора-распорядителя Международного валютного фонда. Занимал пост министра финансов Мексики, заместителя директора-распорядителя Международного валютного фонда (2003-2006) и казначея Банка Мексики. В 2011 году он был включен в рейтинг 50 самых влиятельных людей по версии журнала Bloomberg Markets. Карстенс вступил в должность генерального менеджера в BIS в Базеле, Швейцария.

Выступление интересно, в частности, тем, что Карстенс осознанно или нет озвучил и страхи центральных банков. Прежде всего речь шла о доверии:

«…центральные банки играют ключевую роль в обеспечении доверия общественности к деньгам. Именно это доверие делает деньги коммерческих банков полезными в качестве платежного средства в наших обществах.

…И, соответственно, центральные банки гарантируют окончательность расчетов деньгами центрального банка, обеспечивая уверенность в том, что транзакции являются окончательными и безотзывными, даже если стороны сделки обанкротятся или потерпят неудачу».

Доверие – это ключевой момент для необеспеченных валют вне зависимости от их формы. Проблема в том, что доверие и к нынешним центральным банкам, и тем более к их валютам поддерживается исключительно путём принуждения со стороны государства. А с учётом нынешнего положения дел в финансовой сфере доверия как к нынешним валютам, так и к центральным банкам становится всё меньше и меньше. Затем Карстенс признаёт:

«Нынешняя денежная система, основанная на наличных деньгах и деньгах коммерческих банков, продолжает хорошо служить обществу. – И тут же выдает желаемое за действительное, традиционно перекладывая ответственность за появление ЦВЦБ с больной головы на здоровую. – Но она должна развиваться. Использование наличных денег сокращается. Пользователи все чаще требуют новых форм денег».

Ещё забавнее звучал следующий пассаж:

«Люди хотят, чтобы их деньги были цифровыми и программируемыми».

Вот оказывается, кто хочет программируемые по срокам, месту и направлениям использования цифровые валюты. Это сами люди! Это всё и сразу объясняет, хотя Карстенс и не стал уточнять, что это конкретно за люди. А как же центральные банки в этом процессе? О них тоже не забыли:

«Центральные банки несут ответственность за удовлетворение потребностей общественности и стимулирование инноваций в деньгах и финансовой системе в более широком смысле. Но они не могут сделать это в одиночку. Они должны работать в тесном контакте с другими заинтересованными сторонами, включая частный сектор».

Вот и капитализм «заинтересованных сторон» Карстенс вспомнил и продолжил:

«Центральные банки по всему миру все чаще изучают, как ЦВЦБ могут удовлетворить эти требования. Согласно опросу CPMI, в 2022 году 93% центральных банков были вовлечены в ту или иную форму работы с ЦВЦБ. Из них более половины проводили конкретные эксперименты или работали над пилотами».

Некоторые центральные банки работают над оптовыми ЦВЦБ, но эта тема для БМР и «элит» не столь интересна и была упомянута походя:

«Другие центральные банки изучают розничные ЦВЦБ, и это находится в центре внимания сегодняшней конференции. Розничная ЦВЦБ обладает большим потенциалом для удовлетворения растущих потребностей населения».

В общем, БМР, центральные банки и власти делают всё исключительно ради людей, буквально требующих эту новую форму денег, но это какие-то совершенно другие по сравнению с обычным населением люди. Однако у ЦВЦБ есть серьёзная проблема – вопрос об их легитимности. Как отметил Карстенс:

«Правовая база также должна развиваться, если мы хотим, чтобы ЦВЦБ реализовала свой потенциал.

Деньги – это социальный конструкт. Люди верят в это сегодня, потому что они знают, что другие будут доверять этому завтра. Правовая база является ключевой основой легитимности денег и доверия, которое люди возлагают на деньги. Без закона деньги не могут функционировать. Правовая база должна идти в ногу со временем.

По сути, легитимность ЦВЦБ будет вытекать из юридических полномочий центрального банка на ее выпуск. Эти полномочия должны быть прочно закреплены в законе.

Центральные банки имеют юридически определенные мандаты, в которых изложены функции и задачи, которые они должны выполнять, а также полномочия, которые они имеют для их выполнения.

…Согласно документу МВФ, опубликованному в 2021 году, около 80% центральных банков либо не имеют права выпускать цифровую валюту в соответствии с существующими законами, либо правовая база неясна.

Это нужно исправлять. Общественность справедливо требует форм денег, которые отвечают их потребностям и ожиданиям. Центральные банки имеют мандат на удовлетворение этих требований и вложили значительные средства в удовлетворение технических и операционных требований к ЦВЦБ. Просто недопустимо, чтобы неясные или устаревшие правовые рамки препятствовали их развертыванию. Работа по решению этих проблем должна начаться всерьез. И это должно идти в темпе.

ЦВЦБ также должна функционировать в рамках четко определенных прав и обязанностей»

Карстенс также сказал:

«На мой взгляд, задача, стоящая перед нами, состоит в том, чтобы обновить и модернизировать существующую правовую базу таким образом, чтобы обеспечить легитимность, конфиденциальность, целостность и выбор в цифровом контексте.

Каждая юрисдикция должна решить, выпускать ли ЦВЦБ и как сбалансировать права и обязанности своих пользователей на национальном уровне. Ответ на эти вопросы часто будет зависеть от местной правовой базы, а также от культуры и традиций. Многие страны с радостью переходят на безналичный расчет. Для других наличные деньги по-прежнему являются королем.

В то же время международная координация и сотрудничество имеют решающее значение. Было бы прискорбно, если бы мы получили фрагментированную систему и правовую базу, в которой различные цифровые валюты не взаимодействуют».

Слова Карстенса наглядно демонстрируют тот простой факт, о котором я уже говорил не раз, что без законодательной основы и последующего принуждения к его выполнению реализовать проект цифровых валют не удастся. Обычным людям, на потребности которых так много ссылался глава БМР, цифровые валюты не нужны. Совсем. Их практическое внедрение в экономическую жизнь возможно только силовыми методами, для обоснования которых и нужны новые законы.

Но не всё так просто. Хотя подавляющее большинство центральных банков изучает цифровые валюты или уже работает над ними в прикладном плане, у БМР нет полной уверенности в том, что все страны захотят или будут готовы реализовывать продвигаемый транснациональной финансовой олигархией проект.

Исходя из сказанного выше, складывается впечатление, что на фоне отстающих зарубежных коллег Банк России и Государственная Дума РФ бегут впереди паровоза. Похоже, им надо срочно обеспечить успех по внедрению ЦВЦБ на вверенной им территории, чтобы не лишиться обещанных им за это тридцати сребренников. Ведь они уже могут отчитаться об успешном и правильном выполнении этих требований БМР. Закон о цифровом рубле и необходимые изменения в кодексы и другие законы не только были внесены, но уже приняты высшим законодательным органом Российской Федерации. Теперь дело в практической реализации цифрового рубля стоит исключительно за нынешним руководством Банка России.

Ранее стало известно, как будут вводить цифровой рубль в Беларуси.

Автор: Александр Лежава