«Хватка смерти», или как устроена современная денежно-кредитная система

Мнения
19:00
141 734 просмотра

Более тридцати лет назад, буквально с момента своего образования Российская Федерация встала на очень опасный путь.

Его можно назвать становлением и развитием «капитализма». Важнейшей часть этой социально-экономической модели является ее денежно-кредитная система (ДКС). К сожалению, за три десятилетия у большинства наших сограждан (даже тех, кто считает себя экономистами) очень смутное (а порой и превратное) понимание устройства ДКС. Учебники по экономике, которые используются в высшей школе РФ, зачастую написаны на деньги Джорджа Сороса (или переписаны с более ранних учебников, проплаченных Соросом), а потому лживы от начала до конца. И это является угрозой для национальной безопасности России – не меньшей, а, скорее всего, большей, чем стратегические силы стран НАТО.

Не те книги

К сожалению, на нашем книжном рынке не очень много книг, раскрывающих подноготную созданной в России ДКС. Время от времени очень интересные работы по вопросам денег, кредита и финансов появляются на книжных рынках других стран. Но, к сожалению, очень незначительная их часть переводится на русский язык и издается в нашей стране. Об одной такой книге хочу поговорить. Она вышла в Великобритании ровно четверть века назад, но, как мне представляется ни в малейшей степени не утратила своей актуальности. И хотя основное внимание в ней уделяется ДКС Великобритании, выводы книги в полной мере применимы и к нынешней денежно-кредитной системе Российской Федерации. 

Книга называется «The Grip of Death: A Study of Modern Money, Debt Slavery, and Destructive Economics» («Хватка смерти. Исследование современных денег, долгового рабства и деструктивной экономической теории»). Автор книги – английский экономист Мишель Роуботам (Michael Rowbotham). К сожалению, никаких сведений об авторе найти не удалось. За исключением того, что в 2000 году вышла в свет еще одна его книга «Goodbye America» («До свидания, Америка»).

В рассматриваемой книге ключевыми понятиями являются те, которые фигурируют в названии работы: «современные деньги», «долги и долговое рабство», «деструктивная экономическая теория». Взаимная связь первых двух понятий выражается в том, что все современные деньги являются долговыми. Раньше деньги были товарными – золото, серебро, иногда зерно или что-то еще из полезных предметов и продуктов. Т.е. то, что имело внутреннюю стоимость. В новое и новейшее время товарные деньги стали замещаться кредитными. Выпуск последних сопровождается образованием долга. С тех пор, когда были уничтожены остатки золотого стандарта (а это произошло в 1970-е годы; окончательную точку поставила Ямайская валютно-финансовая конференция 1976 года, которая упразднила золотодолларовый стандарт), в мире остались только кредитные, или долговые деньги.

Автор пишет о том, что даже тогда, когда кредитные деньги еще не заняли монопольную позицию в экономике, они уже серьезно стали влиять на всю социально-экономическую систему. Влияние это было исключительно негативным. Но на помощь пришла так называемая «экономическая наука», которая пыталась с помощью «деструктивной экономической теории» прикрыть негативные последствия перехода общества на кредитные деньги.

Долговые деньги создаются в результате выдачи банками кредитов разным категориям клиентов – государству, частным компаниям и гражданам. И все они попадают в «долговое рабство», а в роли «рабовладельцев» выступают банкиры-ростовщики. О том, что ростовщичество несет закабаление и рабство, известно с древнейших времен. В Библии многократно содержатся предупреждения и запреты на занятия ростовщичеством. Об этом же говорил греческий философ Аристотель.

Строгие наказания за ростовщичество были прописаны в Законах Хаммурапи (XVIII в. до Р.Х.), Кодексе Юстиниана (VI в. по Р.Х.) и т.д. Ростовщичество приравнивалось к такому преступлению, как убийство и наказывалось смертной казнью. В ХХ веке эмиссия денег полностью превратилась в изощренную форму ростовщичества. Но, как ни парадоксально, на банкиров стали смотреть не как на ростовщиков, а как на необходимых людям и бизнесу деятелей. Тут невольно на память приходят слова русского писателя Николая Лескова: «Дозволение ростовщикам действовать гласно привело к тому, что теперь многие приучились смотреть на ростовщичество, как на простое коммерческое дело, и такое мнение случается не раз слышать от очень порядочных людей».

Банкир опаснее ростовщика

В нынешних вузовских учебниках по экономике, которыми пользуются наши студенты, записано, что банки являются «финансовыми посредниками». Молодому человеку внушают, что одной рукой банк принимает деньги от клиентов и размещает их на депозитах (пассивные операции), а другой рукой он полученные деньги раздает в виде кредитов другим клиентам (активные операции). Но это чистейшей воды обман.

И вот английский экономист в своей книге «Хватка смерти» развенчивает этот опасный миф. Современный банкир – намного серьезнее и опаснее средневекового ростовщика. Даже того ростовщика, который становился финансовым посредником, принимавшего монеты под процент у одних клиентов, и выдававшего эти же монеты другим клиентам под более высокий процент.

Современный банкир занимается не простым ростовщичеством и не простым финансовым посредничеством. Он занимается, в первую очередь, тем, что называется «созданием новых денег».  В принципе знающие люди (правда, их сегодня очень мало) в курсе того, что банкиры занимаются «финансовой алхимией». Но работа Мишеля Роуботама интересна тем, что тезис «банкиры создают новые деньги» он подкрепляет примерами и статистикой по Великобритании за период с 1960-х по 90-е годы.

Долги

Современная экономическая наука твердит, адресуясь к государствам, бизнесу и гражданам, обремененным долгами: работайте усердно, напряженно и избавляйтесь от своего долгового бремени; сохранение и увеличение задолженности означает, что вы недостаточно эффективны и конкурентоспособны.

«Работайте усердно, и в один прекрасный день ваш долг может оказаться таким же маленьким, как и долг Америки – всего лишь пять триллионов долларов!», - иронизирует автор.

Пять триллионов – это на середину 90-х годов. А ведь еще в 1980 году он был меньше одного триллиона (если точно, то 909 млрд долл.). А кстати, в начале октября 2022 года он перевалил за планку 31 трлн долл.

А долги растут параллельно с ростом денежной массы. Суммарная величина долгов всех секторов экономики и общая денежная масса – две стороны одной медали: «Создание и предложение денег в настоящее время почти полностью отдано банкам и другим кредитным институтам.

Большинство людей полагает, что если они заимствуют из банка, то они заимствуют деньги других людей. Деньги, данные в долг банком, не представляют собой заем ранее существовавших денег; деньги, данные в долг банком, - дополнительно созданные деньги.

Поток денег, генерированный людьми, предпринимателями и правительствами, постоянно берущими в долг из банков и других кредитных институтов, удовлетворяет потребности всей экономики. Таким образом, предложение денег зависит от людей, берущих в долг, и уровень задолженности внутри экономики есть ничто иное, как показатель объема денег, которые были созданы».

Витки богатства

Долговая пирамида в экономике, построенной на кредитных деньгах, обречена на то, чтобы непрерывно расти. И, на самом деле, объяснить это не очень сложно. Ведь денежная система, построенная на долге, неизбежно порождает нехватку денег в экономике и обществе. И под нехваткой денег имеется в виду не разрыв между имеющимися у физического или юридического лица запасами денег и его планами (скромными или амбициозными) и желаниями. Под такой нехваткой понимается разрыв между имеющимися денежными запасами и денежными обязательствами.

Вторые оказываются больше первых. Это можно проиллюстрировать на простом примере.  В экономику банками вброшено денег в виде выданных кредитов (государству, бизнесу, гражданам) в объеме 100 млн единиц. Пусть в нашем примере срок погашения кредитов будет равен одному году. По выданным кредитам ставка составляет 10%. Следовательно, к концу года всем получателям кредитов необходимо будет выплатить в общей сложности 110 млн единиц денег.

А их в обращении всего 100 млн ед. В этой ситуации неизбежны банкротства. Чтобы их не было, надо вбросить в обращение дополнительные деньги, рефинансировать старые долги. Что банки и делают. Денежная масса растет, растут и долги, причем с некоторым опережением, а опережение определяется величиной начисленных процентов.

Конечно, в какой-то момент времени процесс строительства долговой пирамиды останавливается. Банкиры неожиданно, как по команде, отказывают в рефинансировании долгов. Начинается кризис, идут банкротства, банкиры-ростовщики собирают богатый «урожай», забирая реальные активы должников. Очередной виток концентрации мирового богатства в руках банкиров-ростовщиков.  Затем, после кризиса начинается следующий виток.

Денежная масса

Мишель Роуботам приводит статистические данные Банка Англии за март 1997 г.  Общий объем денежной массы в Соединенном Королевстве - примерно 680 млрд. ф. ст. Это самая общая сумма денег, существующих в экономике; монеты, ноты, депозиты   в банках и строительных обществах, принадлежащие разным лицам, - богатым, бедным, компаниям, публичным и частным корпорациям.

Цифра представляет собой денежный агрегат, известный экономистам и банкирам, как «М4» (денежная масса в самом широком определении). Для сравнения: М4 в 1963г. равнялся 14 млрд. ф. ст., в 1975г. – 53 млрд., а к 1980г. вырос до 205 млрд. ф. ст.

Дальше автор комментирует цифру денежной массы: «Если людям сказать, что в экономике находится денег на 680 млрд. ф. ст., и затем спросить их, какая часть из этих денег была создана правительством, они, вероятно, будут удивлены. Почему, конечно все из них? Очевидно ведь, что правительство ответственно за валюту нации? Когда людям скажут на основе той же публикации Банка Англии, что общий объем денег, созданных Казначейством от имени Правительства Великобритании, составляет всего лишь 25 млрд. ф. ст. в виде монет и нот (казначейских билетов?), они, естественно, зададут вопрос, откуда поступают оставшиеся из 680 млрд. ф. ст.? Каково происхождение 655 млрд. ф. ст., которые не были созданы правительством? Если им сказать, что эти оставшиеся 655 млрд. ф. ст. – 97% всех денег в Великобритании – были созданы исключительно банками и строительными обществами [строительные общества в Великобритании выдают ипотечные кредиты], и что они создали столь чудовищный объем денег из ничего, большинство людей окажется в полном замешательстве. Если вы или я делаем деньги, то это называется фальшивомонетничеством, и нам грозит перспектива тюрьмы…».

Ипотека

Особое внимание в своей работе Мишель Роуботам уделяет ипотечному кредитованию. И за рубежом, и в Российской Федерации «непосвященным» объясняют, что это способ решения жилищных проблем граждан, причем самый «прогрессивный» и «эффективный». До начала ХХ века в той же Великобритании жилищная ипотека была экзотикой.  По данным автора, на 1900 год лишь 5% объектов недвижимости находились под ипотечным залогом (в начале 1990-х годов долговая обремененность жилищного фонда Великобритании уже равнялась 37%).

Люди в старые добрые времена либо сами строили свои жилища, либо покупали дома и квартиры (в том числе прибегая при необходимости к обычным кредитам), либо снимали жилье. «Избранные» получали казенное жилье от государства. Но вот, неожиданно было сделано величайшее в истории человечество «открытие»: оказывается, человечество может решить «извечный жилищный вопрос» с помощью ипотечного кредита банка. 

Но и тогдашнего обывателя обманывали, и нынешнего тоже обманывают. Ипотека нужна для того, чтобы, во-первых, банкирам можно было обогащаться без каких-либо рисков (недвижимость - самое надежное обеспечение кредита); во-вторых, чтобы создавать в экономике денежную массу. На ипотеку, как отмечает автор, приходится более 60% (420 млрд. ф. ст.) денежной массы в Великобритании и свыше 70% (4,2 трлн. долл.) в США (данные на середину 1990-х годов). Он отмечает: «Статистика долга, связанного с жильем, в Великобритании и США показывает, что там имело место драматическое падение реального домовладения по мере того, как объемы ипотечных кредитов увеличиваются, и сами кредиты становятся все более распространенными».

Не буду приводить многочисленные цифры, содержащиеся в книге, которые демонстрируют парадоксальную и драматическую ситуацию: ипотечная задолженность стремительно растет, а обеспеченность граждан своим жильем падает. А все потому, что до «финиша» многие не доходят: в какой-то момент времени должник по разным причинам оказывается не способным выполнять свои обязательства по ипотечному кредиту и лишается своего жилья (вернее, с юридической точки зрения, оно не его, а банка до момента полного погашения всего долга). Такую драматическую картину мы также наблюдали в США, где в 2007-2008 гг. разразился так называемый ипотечный кризис, и миллионы американцев оказались на улице.

Источник: тг-канал Шарапов