Asia Times: глава МИД Китая отчитал госсекретаря США Блинкена

Мнения
14:02
60 447 просмотров

Государственный секретарь США Энтони Блинкен, вероятно, думал, что в своей самопровозглашенной роли мирового полицейского он имеет прерогативу контролировать отношения между Германией, Китаем и Россией. Однако звонок Блинкена министру иностранных дел Китая Ван И в пятницу 23 декабря потерпел фиаско.

Об этом пишет бывший индийский дипломат М. К. Бхадракумар для издания Asia Times. По его мнению, Германия бросает вызов США, поддерживая конструктивное взаимодействие с Китаем, который, по мнению Берлина, занимает уникальную миротворческую позицию по Украине.

Скорее всего, своим звонком Блинкен хотел собрать подробную информацию о двух беседах на высоком уровне, которые председатель КНР Си Цзиньпин провел на прошлой неделе – с президентом Германии Франком-Вальтером Штайнмайером и зампредседателя Совбеза России Дмитрием Медведевым.

Блинкен, вероятно, сделал разумное предположение, что телефонный звонок Штайнмайера Си во вторник, неожиданный визит Медведева в Пекин и его встреча с Си в среду не могли быть случайными.

Миссия Медведева должна была заключаться в том, чтобы передать Си очень деликатное послание президента России Владимира Путина. Недавние сообщения показали, что Москва и Пекин работали над организацией встречи Путина и Си в конце этого месяца.

Штайнмайер – опытный дипломат, который занимал пост министра иностранных дел с 2005 по 2009 год и снова с 2013 по 2017 год, а также вице-канцлера Германии с 2007 по 2009 год – все это в период пребывания Ангелы Меркель на посту канцлера (2005–2021 годы).

В то же время Штайнмайер – высокопоставленный политик, принадлежащий к Социал-демократической партии, как и нынешний канцлер Олаф Шольц. Несомненно, телефонный разговор Штайнмайера с Си был согласован с Шольцем.

Asia Times: глава МИД Китая отчитал госсекретаря США БлинкенаКанцлер Германии Олаф Шольц встречается с президентом Китая Си Цзиньпином в Пекине 4 ноября 2022 года

Что наиболее важно, Штайнмайер сыграл ключевую роль в переговорах по двум Минским соглашениям (2014 и 2015 гг.), которые предусматривали пакет мер по прекращению боевых действий на Донбассе. Когда к 2016 году Минские соглашения начали разваливаться, политик вмешался с гениальной идеей, которая позже стала известна как формула Штайнмайера, определяющая последовательность событий, изложенных в соглашениях.

В частности, формула Штайнмайера предусматривала проведение выборов на территориях Донбасса в соответствии с законодательством Украины и под контролем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Было предложено, чтобы, если ОБСЕ сочтет голосование свободным и справедливым, территории получили особый статус самоуправления.

Конечно, все это уже история. Недавно Меркель «призналась» в интервью газете Zeit, что на самом деле Минские соглашения были попыткой Запада выиграть «бесценное время» для Киева, чтобы перевооружиться.

Учитывая все это, Блинкен, очевидно, почувствовал, что что-то не так, когда Штайнмайер неожиданно позвонил Си Цзиньпину, а Медведев неожиданно появился в Пекине на следующий день и был принят китайским президентом. Примечательно, что данные Пекина были довольно оптимистичными в отношении отношений Китая с Германией и Россией.

Си выдвинул Штайнмайеру предложение из трех пунктов по развитию китайско-германских отношений и заявил, что «Китай и Германия всегда были партнерами по диалогу, развитию и сотрудничеству, а также партнерами по решению глобальных проблем».

Точно так же на встрече с Медведевым он подчеркнул, что «Китай готов работать с Россией, чтобы постоянно продвигать китайско-российские отношения в новую эпоху и сделать глобальное управление более справедливым и равноправным».

В обоих отчетах в качестве темы для обсуждения упоминалась Украина, при этом Си подчеркнул, что «Китай по-прежнему привержен содействию мирным переговорам» (обращаясь к Штайнмайеру) и «активно продвигая мирные переговоры» (обращаясь к Медведеву).

Но Блинкен неуклюже выполнил свою миссию, выдвинув на первый план спорные американо-китайские вопросы, особенно «текущую ситуацию с Covid-19» в Китае и «важность прозрачности для международного сообщества».

Неудивительно, что Ван И строго отчитал Блинкена за попытку «одновременно вести диалог и заниматься сдерживанием» и «рассуждая о сотрудничестве, воткнуть Китаю нож в спину».

Ван сказал: «Это не разумная конкуренция, а иррациональное подавление. Он предназначен не для надлежащего разрешения споров, а для интенсификации конфликтов. На самом деле, это все еще старая практика односторонних издевательств. Это не сработало для Китая в прошлом и не сработает в будущем».

Asia Times: глава МИД Китая отчитал госсекретаря США БлинкенаУ Ван И есть два слова для американского коллеги Энтони Блинкена

В частности, в отношении Украины Ван сказал: «Китай всегда стоял на стороне мира, целей Устава ООН и международного сообщества по содействию миру и переговорам. Китай продолжит играть конструктивную роль в разрешении кризиса по-китайски».

Судя по данным Госдепартамента США, Блинкену не удалось вовлечь Вана в содержательный разговор об Украине. Также недавние предложения Германии в отношении Пекина, последовавшие одна за другой, – громкий визит канцлера Шольца в Китай в прошлом месяце с делегацией топ-менеджеров Германии и телефонный звонок Штайнмайера на прошлой неделе – не вызвали одобрения в Вашингтоне.

Администрация президента США Джо Байдена ожидает, что Германия сначала будет координировать свои действия с Вашингтоном, вместо того чтобы предпринимать собственные инициативы в отношении Китая. В этом свете интересно, что Си Цзиньпин подчеркнул важность сохранения Германией своей стратегической автономии.

Нынешний проамерикански настроенный министр иностранных дел Германии Анналена Бербок дистанцировалась от визита канцлера Шольца в Китай. Очевидно, что телефонный звонок Штайнмайера Си подтверждает, что Шольц движется в соответствии с планом следовать по пути конструктивного взаимодействия с Китаем, как это сделала Меркель, независимо от состояния дел в напряженных отношениях Соединенных Штатов с Китаем.

Тем не менее, обсуждение миротворчества на Украине с Китаем является смелым шагом со стороны руководства Германии на нынешнем этапе, когда администрация Байдена глубоко вовлечена в опосредованную войну с Россией и имеет все намерения поддерживать Украину «столько, сколько потребуется».

Но есть и другая сторона. В течение последних нескольких месяцев Германия таила свой гнев и унижение. Германия не может не чувствовать, что ее обвели вокруг пальца, что особенно неприятно для страны, которая является подлинно атлантистской в своей внешнеполитической ориентации.

Немецкие министры публично выразили недовольство тем, что американские нефтяные компании нагло используют последовавший энергетический кризис для получения сверхприбылей, продавая газ в три-четыре раза выше внутренней цены в США.

Германия также опасается, что принятый администрацией Байдена закон о снижении инфляции, основанный на основополагающих инвестициях в климат и чистую энергию, может привести к миграции немецкой промышленности в США.

Самым сильным ударом стал подрыв газопровода «Северный поток». Германия должна иметь хорошее представление о силах, стоявших за этим актом, но она не может даже назвать их и должна подавлять свое чувство унижения и негодования.

Asia Times: глава МИД Китая отчитал госсекретаря США БлинкенаРабочий проверяет контрольное оборудование на компрессорной станции «Славянская», начальной точке российского газопровода «Северный поток – 2»

Разрушение газопровода «Северный поток» делает возрождение германо-российских отношений чрезвычайно затруднительным делом. Для любой нации с гордой историей это слишком, чтобы смириться с тем, что ее используют как пешку.

Шольц и Штайнмайер – опытные политики, и они знают, когда нужно вмешаться и пригнуться. В любом случае Китай является критически важным партнером для восстановления экономики Германии. ФРГ не может позволить США разрушить свое партнерство с Китаем и превратить его в вассальное государство.

Когда дело доходит до войны в Украине, Германия стала прифронтовым государством, но тактику и стратегию Запада определяет Вашингтон. ФРГ считает, что Китай имеет уникальные возможности для того, чтобы быть миротворцем в Украине. Есть признаки того, что Пекин тоже проникается этой идеей.

Читайте также: «Восстание против короля Доллара».