Выкрутить штопор из ушей и расшифровать мир. Исповедь художника Александра Лазерко

Культура
18:08
419 просмотров
Татьяна Мухоровская

Наверное, сейчас можно сказать, что жизнь сложилась. Александр Лазерко - Художник, скульптор, резчик по дереве, автор деревянных скульптур, которые интересны зрителю, педагог и руководитель образцовой детской изостудии в деревне Вистычи Брестского района, дважды папа и дедушка.

Начало жизни было не таким гладким. Готовясь к первой творческой встрече со своим зрителем в клубе «Абрис», Александр Лазерко долго пытался вспомнить, с чего все начиналось?

Александр Лазерко. - Я родился в Борисове, жил на улице Гончарной недалеко от местного художественного комбината, мамина девичья фамилия – Осинская. Может, все вместе и определило мою жизнь. Я все-таки вспомнил, что писать стихи, лепить из глины и рисовать я начал почти одновременно еще в школе. На комбинате брал глину, смотрел по телевизору, как работают скульпторы и пытался лепить.

Учеба в школе не сложилась, но ведь «оценка в дневнике – не показатель ума». По окончании восьмилетки Лазерко поступил в Борисовское художественное училище, но проучился только год. Ночами в мастерской Художественного комбината лепил из глины под аккомпанемент гитары и песен в исполнении однокашников. За год он научился лепить из глины и вырезал из коряги, что валялась в канаве свою первую деревянную скульптуру для выставки. Но из-за плохого поведения из училища пришлось уйти и вернуться в школу. А здесь – то подрался, то еще какую беду учинил.

Александр Лазерко.  - Меня вызывали к директору, распинали на ковре, как на Голгофе, выгоняли из школы в строительное училище. А я писал стихи о том, как слаба Муза перед Демоном.

Из 9-го класса все-таки пришлось уйти в училище. Душа к строительному делу не лежала, и Саша Лазерко впервые начал читать философские очерки. От скучной учебы спасало общение о студентами-художниками и участие в театральных постановках Борисовского Дома культуры. Он мечтал пойти служить в морфлот на 3 года.

Александр Лазерко. - Пришел на медкомиссию и неудачно пошутил на приеме у невропатолога, что было сотрясение мозга. Долго объяснял, что это была шутка, просил помощи у военкома, но… пришлось служить в строительном батальоне в глуши под Нижним Новгородом, недалеко от Суздаля. Во взводе были солдаты из всех 15 республик СССР. Они служили с автоматами, я – с кисточкой.

После армии в 1987 году женился и приехал жить в Вистычи.

Александр Лазерко.  - Я всю жизнь прожил в городе и был совершенно непригоден к деревенской жизни. Так что первые 5 лет работал деревенским пастухом. Как в детстве пугали: если будешь плохо учиться, то сможешь только хвосты коровам крутить. Мне исполнилось 24 года, в одну ночь, помолившись богу, я бросил курить и сквернословить. В 1995 году организовал в Вистычах детскую изостудию «Колибри». Рисовали на обоях, краски и кисточки были в большом дефиците, но детям было интересно. А я вернулся к творчеству, начал резать деревянные скульптуры, стал изучать богатую историю деревни. И написал первое прозаическое произведение. Это был рассказ о девочке, которая нашла на обочине дороги сорванный, собранный и брошенный кем-то букет цветов, принесла домой, поставила в вазу – и цветы ожили и заиграли живыми красками.

Случился крутой поворот и в жизни художника. Его аллегорические работы с глубоким философским смыслом заметили, прошло несколько выставок, последовали приглашения на пленэры в Польшу и Германию.

Александр Лазерко. - Одна из моих работ «Вера, Надежда, Любовь» в стиле пост модерн из расколотого пополам трехметрового, 80 см в обхвате, дуба до сих пор стоит в Германии – склоненная голова и гнездо в протянутой руке.

Его детская изостудия стала образцовой. Художник учит не просто рисовать, но думать, искать себя в творчестве, шлифовать навыки, совершенствовать взгляд на мир и понимать его. А не просто любить живой натюрморт, где «хлеб и сало на столе».

- Ученик - это живой человек, который вправе сам решать свою творческую судьбу, - говорит Александр Лазерко.

На протяжении всей встречи зрители с интересом поглядывали на что-то покрытое куском темной ткани. И в конце – все-таки узнали о новой выставочной идее «Птичий двор» и увидели нескольких ее центральных героев – Петуха, Индюка из мореного дуба и Утки. Все – на человеческих ногах.

Александр Лазерко. - В Бресте много хороших талантливых художников. Они выставляют свои произведения за стенами музеев и выставочных залов, куда, к сожалению, редко заглядывают зрители. Это надо менять, надо дать возможность художникам и зрителям встретиться лицом к лицу, увидеть и понять друг друга. Я сделаю такую попытку 19 мая у озера в Брестском городском Парке культуры и отдыха. Это будет выставка-перфоманс.

За годы жизни мне стало понятно, что нужно выплескивать эмоции в творчестве, избавляться от фобий жестокого мира, научиться доверять и раскрываться. Выкрутить штопор из ушей и расшифровать мир.