Как мошенники обманывают россиян
В России ежегодно происходят сотни тысяч киберпреступлений, при этом более половины из них связаны с финансовым мошенничеством. Самые распространенные схемы и уловки в интервью АиФ раскрыла доктор юридических наук, начальник юридического управления Росфинмониторинга Ольга Тисен.
Сергей Болотов, АиФ: – Ольга Николаевна, как вы оцениваете ситуацию с кибермошенниками?
Ольга Тисен: – По данным МВД России, в 2023 году в России было зарегистрировано свыше 670 тысяч преступлений, совершенных с использованием информационных компьютерных технологий. Более половины из них связаны с финансовым мошенничеством. Эти данные говорят сами за себя. Правда, и раскрыто было подобных преступлений на 21% больше, чем в 2022 году.
– Какие вы видите самые распространенные схемы мошенников?
– Прежде всего, это методы социальной инженерии, то есть изощренный обман, злоупотребления доверием и введение в заблуждение. В результате жертва такой атаки сама передает свои деньги или пароли от счетов преступникам. Если раньше этим занимались лица, находящиеся в местах лишения свободы, то в последние годы мошенники действуют в основном через кол-центры, находящиеся за рубежом.
Несмотря на массу печальных примеров, остаются распространены финансовые пирамиды, в том числе под видом инвестирования. Продолжаются, как и прежде, кражи с использованием личных данных.
Помимо самых распространенных, мошенники придумывают и новые схемы, пользуясь неосведомленностью людей. Последнее время мы видим, что преступники действуют под видом сотрудников государственных органов, в том числе и Росфинмониторинга.
– Как это обычно выглядит?
– Часто мошенники под видом запроса Росфинмониторинга рассылают требования о необходимости совершить платеж или заплатить комиссию за денежные переводы. Росфинмониторинг не занимается сбором платежей с граждан. Мы вообще не обзваниваем людей, не рассылаем письма, а с организациями, юристами и всеми остальными, кому положено по 115-ФЗ, общаемся исключительно через «личный кабинет» Росфинмониторинга.
Также людям звонят или пишут сообщения о «заморозке» их средств на счетах под предлогом применения норм «антиотмывочного» законодательства. А потом требуют перевести деньги на «безопасный счет» и оплатить комиссии. Нередко мошенники «предъявляют обвинение» в финансировании терроризма или экстремизма и тоже требуют «штраф».
Другой распространенный предлог для «штрафа» – это «обход антисанкционных мер». Причем с последующим «изъятием» наличных или безналичных денег. Если к человеку обратились с любой подобной просьбой, то это мошенники. Росфинмониторинг таким не занимается. Повторю, мы не наделены полномочиями по наложению ареста на имущество, по блокировке счетов, не взимаем никаких сборов и платежей.
Конечно, не всегда преступники прикидываются сотрудниками госструктур. Их схемы могут быть построены на любой лжи, хоть про неожиданный штраф, хоть про оформленный кредит. А сами они могут выдавать себя за кого угодно, вплоть до родственников жертвы, и говорить, что попали в беду и им срочно нужно помочь деньгами. В таких случаях нужно перезванивать родным или в банк и перепроверять информацию.
– Почему люди так легко верят мошенникам?
– Верят далеко не все, большинство людей не поддаются уловкам злоумышленников. Есть технология подмены номера, она позволяет показывать абоненту номер Росфинмониторинга. Если звонок поступает через мессенджер, то они ставят значок нашего ведомства. Когда мошенники делают рассылку на электронную почту, то подделывают электронные документы. Даже электронная подпись бывает похожей на принадлежащую руководству ведомства.
Судя по поступающим в Росфинмониторинг обращениям, обычно мошенники обманывают пенсионеров и предпринимателей, самозанятых, любых доверчивых людей, которых убеждают поддельными подписями и печатями с символикой госоргана.
– Какую самую изощренную схему обмана вам приходилось видеть?
– Получили распространение случаи, когда потенциальная жертва получает целую серию звонков, писем и поддельных документов. И на каждом этапе человека стремятся убедить, что он должен отдавать деньги снова и снова.
Помимо предлогов, которые я уже упоминала, мошенники рассказывают людям о «конфискации». Объясняют тем, что у Росфинмониторинга появились подозрения в законности происхождения их денег. «Оглушив» человека этой новостью, от него требуют предъявить документы об источнике доходов. Либо оплатить «комиссионный сбор», чтобы сохранить хотя бы часть средств. Заодно из документов мошенники получают личные данные, которые тоже используют в своих целях.
В некоторых случаях людям предлагают обратиться за консультацией к «специалисту Росфинмониторинга», в ходе которой потерпевших вынуждают перевести все деньги на их счет, чтобы спасти их от мнимой конфискации.
– Вы упомянули финансовые пирамиды. Как это происходит?
– Сначала доверчивых граждан заманивают обещаниями большой прибыли, а затем мошенники прикрываются Росфинмониторингом, чтобы просто не возвращать людям их деньги.
Например, месяц назад нам поступило обращение о хищении средств под видом оказания инвестиционных услуг. После того как потерпевшая стала требовать свои деньги назад, ей сообщили, что они ушли на финансирование украинских националистических батальонов. Ей пригрозили уголовной ответственностью за госизмену, если она обратится в полицию.
В других случаях, когда потерпевшие начинали требовать вернуть им деньги, мошенники сообщали им о «блокировке счетов Росфинмониторингом» и требовали оплатить комиссию за разморозку операций.
– Успех мошенников – это обратная сторона беспечности людей?
– Финансовая безопасность и финансовая грамотность – это взаимосвязанные, но не тождественные понятия. Есть основные знания, умения и навыки, необходимые для принятия решений, они позволяют человеку управлять рисками и открывают путь к благополучию. К сожалению, на этом пути есть угрозы, поэтому людям свои сбережения приходится защищать.
Проще говоря, финансовая грамотность – это про то, как заработать, сохранить и приумножить свои деньги. А безопасность – про то, как защитить их от противоправных посягательств.
– Учатся ли люди на своих ошибках?
– Обычно да, но не всегда сразу. Часто людям психологически тяжело пережить обман, под грузом негативных эмоций они теряют способность трезво мыслить. И снова становятся жертвами преступников, когда те звонят уже под видом «оказания помощи в возврате похищенных средств».
Так, в Росфинмониторинг обратилась заявительница, которая указала, что перевела на счет для инвестирования в акции несколько десятков тысяч рублей. Вскоре она поняла, что ее обманули. Затем ей позвонил якобы сотрудник Росфинмониторинга и сообщил, что ее деньги находятся на зарубежном брокерском счете и он поможет их вернуть. Для этого он рекомендовал перевести на карту тридцать тысяч рублей в качестве «налога на легализацию».
– Как положить всему этому конец?
– За последние годы мир настолько изменился, что те средства и методы обеспечения финансовой безопасности, которые были эффективны совсем недавно, сегодня могут оказаться нерезультативными. Нам нужно разрабатывать и внедрять новые инструменты, отвечающие требованиям времени.
При этом даже если такие инструменты станут совершенными, людям необходимо систематически повышать свою финансовую грамотность. Иначе они просто сами себя обезоружат против мошенников.
В октябре прошлого года правительство утвердило «Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года». Росфинмониторинг участвует в ее реализации. Совместно с партнерами мы проводим уроки по финансовой безопасности для школьников по всей стране. Также есть онлайн-уроки, их запись доступна всем в интернете. Надеемся, что люди внимательно отнесутся к этой теме.
Ранее минчанка лишилась 6700 долларов при «декларации» по указке мошенников.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии