Жизнь на рейве: как Little Big загипнотизировали весь мир
Иногда успех приходит тогда, когда его не ждёшь. Именно такая история случилась с группой Little Big. Музыканты сняли свой первый клип чисто ради удовольствия – они высмеяли стереотипы о русских на первое апреля. Работа оказалась настолько востребованной, что тут же пришлось делать ещё.
Идей у Little Big предостаточно: их вирусный контент вкупе с отличной танцевальной музыкой неизменно популярен. Истинный дух панка в свободе самовыражения, совмещение эстетики отвратительного и прекрасного, стёб над окружающим миром, самоирония и навязчивые мелодии – такой подход к творчеству оценили не только отечественные, но и западные слушатели. Дело дошло до того, что столь «неформатную» группу даже позвали на «Евровидение-2020». Конкурс потом отменили, но Little Big ничего от этого не потеряли.
TJournal рассказывал, какой путь прошли музыканты, чтобы достичь того, что у них есть сейчас.
Из эмо в рейв
Лидер группы Илья Прусикин хотел быть артистом с шести лет – к своей мечте он упорно шёл всю жизнь, но осуществить её удалось не сразу. Если в детстве любые творческие начинания поддерживают родители, то после 20 обычно просят заняться чем-то «нормальным», вот и мама «Ильича» – не исключение. Она намекала сыну, что неплохо бы поработать по профессии, психологом.
Сначала музыкант пытался сделать карьеру на альтернативной сцене, но его группы значительно уступали более популярным коллективам вроде [AMATORY], Jane Air и «Психеи». В составе Tenkorr «Ильич» исполнял типичный альтернативный рок нулевых (читай: образца 2007 года) и выглядел соответственно – в эмо-бое с длинной чёлкой трудно узнать нынешнего эпатажного лидера Little Big.
Но уже тогда Прусикин не хотел делать всё слишком серьёзно. В клипе на песню «Верю», казалось бы, обычный сюжет о любовных страданиях. Но и здесь «Ильич» позволил себе постебаться над ожиданиями слушателей. В конце видео выясняется, что главный герой мечтает вовсе не о девушке, а о парне. По словам музыканта, он намеренно сделал этот «вирусок» и тут же получил реакцию – люди возмущались, зачем он испортил такой хороший эмо-клип.
Tenkorr – Верю
К 25 годам Прусикин осознал, что у него не получается достичь до того, чего он хочет. Особых перспектив у Tenkorr не было, а денег катастрофически не хватало. «Ильич» пошёл на крайние меры – хотел устроиться продавцом или курьером, но его никуда не брали. Для музыканта этот период выдался особенно тяжёлым, казалось, впереди ничего не ждёт.
Спасением оказался YouTube. Особо ни на что не надеясь, музыкант придумал «Гаффи Гафа» – сатирическое шоу, замаскированное под детскую передачу. С проектом всё получилось, и это помогло Прусикину решить финансовые проблемы на первое время.
Знакомство с клипмейкером Алиной Пязок определило дальнейшую судьбу музыканта – вместе они создали Little Big. С деньгами у них опять было не очень, но воплотить идею хотелось. Так они придумали «Everyday I’m Drinking» – едкое высмеивание стереотипов о русских. Прусикин накидал музыку в программе Fruity Loops, а с текстом помог Эльдар Джарахов.
Клип снимали на последние деньги – на всё потребовалось около 30 тысяч рублей. «Ильич» и двое девушек с ахондроплазией агрессивно зачитывали текст о водке, балалайке и медведях, и всё это сопровождалось трэш-видеорядом на соответствующую тему. Работу выпустили первого апреля 2013 года.
Успех пришёл моментально: группу, которой формально ещё не существовало, позвали на разогрев к Die Antwoord, коллективу с похожим стилем и концептом. Пришлось в срочном порядке писать песни, снимать новые клипы и готовиться к шоу. Тогда Little Big даже представить не могли, что будут зарабатывать на своём творчестве – всё казалось продолжением первоапрельской шутки.
К «Ильичу» и компании присоединились музыканты Jane Air, вполне успешной альтернативной рок-группы нулевых, активной до сих пор. Сначала в качестве диджея пришёл бас-гитарист Сергей «Гокк» Макаров – играть рейв в своё удовольствие. Позже он пригласил Антона Лиссова, так как его энергетика отлично подходила группе. Теперь клоун с чёрными губами ещё и пел: вокалист Jane Air вписался в проект как нельзя лучше.
По сути, Little Big – это рок-музыканты, которые создали танцевальную музыку «по фану», и это внезапно оказалось более востребовано, чем их основные проекты. Как и Прусикин, Jane Air тоже всегда любили сарказм и чёрный юмор. Лиссов отмечает, что даже их первый хит «Junk», песня о последствиях наркомании, достаточно иронична. Да и клип получился весёлым – чего стоит «труп» Гокка, оживающий на фразе «джанк – это я». Поэтому музыкантам оказался близок концепт Little Big, участие в таком проекте не вызывало у них противоречий.
Jane Air – Junk
Мировой вирус
Little Big – это группа, у которой клипы играют не менее важную роль, чем музыка. Придумать вирусный видеоряд не так уж просто, потому что нельзя заранее сказать, что именно «выстрелит». Но Прусикин и Пязок отлично с этим справляются, выдавая один хит за другим.
Чаще всего идеи генерирует «Ильич», а Алина помогает их развивать. Однако над проектом работают не только они – у Little Big большая творческая команда, где каждый привносит что-то своё. Пусть сценарий обычно пишет Пязок, но поучаствовать в процессе может кто угодно, даже стилист или художник-постановщик. С каждым годом команда только растёт, и постоянно приходят новые креативные люди.
«Каждый клип – приключение, каждый раз к нам прирастают новые люди, готовые рубиться до последнего», – рассказала клипмейкер Алина Пязок.
Самое главное для «Ильича» – это грамотная реализация идеи, и дело вовсе не упирается в деньги, талант здесь намного важнее. По словам музыканта, делать вирусы он учился на ходу: разбирался, чем можно удивить людей и как найти пересечение между разными поколениями и социальными группами.
Все клипы построены на понятных архетипах, но при этом наполнены различными отсылками к фильмам, творчеству разных артистов и художников. Чтобы разобраться во всех тонкостях, нужно смотреть очень внимательно, а также быть знакомым с источниками вдохновения. Но всё равно Little Big стараются сделать свои работы понятными, а не только красивыми и артовыми.
Пязок считает, что однозначной формулы успеха нет, но есть базовые вещи, на которые можно ориентироваться при создании вирусного видео – это тренды, мемы, стереотипы и актуальные темы. Важно уделять внимание деталям: в клипе должны быть такие кадры, которые ещё долго будут не выходить у зрителей из головы.
«Когда любишь своё занятие, учишься быстро», – говорит музыкант, режиссёр и сценарист видеоклипов Илья Прусикин.
Творчество группы наполнено отменным чёрным юмором, оно веселит людей и расходится на мемы. Но, как считают сами Little Big, это не значит, что они делают несерьёзные вещи. Используя сатиру можно говорить о действительно важных темах и выражать себя. Для «Ильича» юмор – это наилучший способ донести свою мысль ёмко, кратко и понятно. Особенно, если речь идёт о музыкальном видео.
Например, «Big Dick» – это стёб над музыкальной поп-индустрией, где все клипы до абсурда сексуализированы, а артисты меряются «понтами». Прускина не на шутку раздражала эта ситуация, поэтому всё вылилось в достаточно агрессивный юмор. Клип получился весьма изобретательным: он наполнен сексуальными образами и намёками, которые формально вроде бы остаются в рамках приличия, но зрителем воспринимаются исключительно пошло.
Видеоклипы стали для группы отличным способом высказаться о «наболевшем», поэтому от изначального высмеивания стереотипов о русских они отошли достаточно быстро. Впрочем, несколько работ на эту тему в самом начале помогли им прославиться за рубежом. Забавно, но юмор иностранцы считывали даже лучше, чем соотечественники – слушатели понимали, что это всё стёб, а не реальный портрет жителей страны. Зато в России некоторые обижались, мол, что о нас подумают после таких песен.
В итоге думали только хорошее и принимали Little Big на ура – на выступлениях за рубежом группа собирала полные залы. Уже в первом европейском туре музыканты посетили 21 город, и особенно тепло их встречали во Франции, Бельгии и Швейцарии.
Для иностранной аудитории группа сняла клип «Polyshko Polye» с красивыми видами со всей России – здесь уже обошлось без шуток. Но и тут, как ни странно, местные «захейтили» Little Big: якобы после всех насмешек они не имеют право показывать, что любят свою страну. Музыканты, конечно, не стали обращать на это внимание: их творчество с самого начала было нацелено на слушателей с чувством юмора.
В целом, в начале карьеры клипы Little Big были более мрачными, агрессивными и безумными, чем сейчас. Для съёмок антиутопического «Life in da trash» «Ильич» самоотверженно ел настоящих опарышей – причем, ему пришлось делать это несколько раз, до тех пор, пока у Алины не получился эффектный кадр. И это как раз пример такого момента, который должен зацепить зрителя. По мнению Пязок, именно его будут пересказывать друг другу люди, говоря о клипе.
Контент группы на первых порах очень хорошо «заходил» на Западе, а вот русские слушатели подтянулись после клипов «Big Dick» и «Hateful Love», примерно в 2016 году. Little Big не потеряли свой искромётный юмор и смелость, но видеоряд у них стал чуть более «гламурным» и удобоваримым. Хотя всё это по-прежнему подавалось в пародийном ключе, да и безумных моментов хватало, просто теперь их обернули в красивую упаковку. На контрасте эффект только усиливался. Для примера можно посмотреть «Hateful Love», где каждый кадр – настоящее искусство.
Следующая громкая работа, «Lollybomb», показывает трогательную лав-стори. Но здесь есть нюанс в фирменном стиле Little Big: главные герои – Ким Чен Ын и ядерная бомба. Идею придумали Пязок, Прусикин и его жена, певица и видеоблогер Tatarka, просто отдыхая в кафе – творчество уже стало неотъемлемой частью их обычной жизни.
На съёмки пригласили официального двойника Ким Чен Ына, который даже напугал толпу китайских туристов, случайно попавших на одну из локаций для клипа: они подумали, что он настоящий.
В итоге, получился практически мини-фильм. Одним из источников вдохновения послужило творчество Уэса Андерсона – Прусикин и Пязок очень любят его работы.
Дошутились до «Евровидения»
Со временем менялся не только стиль группы, но и её участники. Одна из вокалисток, Анна Каст, ушла ещё в самом начале, а Олимпия Ивлева – в 2018 году. Певица устала от изматывающей гастрольной жизни и предпочла оставить группу. На смену ей пришла Софья Таюрская, которая уже давно участвовала в записи альбомов. Её голос и харизма стали неотъемлемой частью Little Big – перемены в составе не сделали группу хуже.
Музыканты продолжили показывать себя с разных сторон. В песне «Punks not dead» они напомнили о том, что более тяжёлая музыка им по-прежнему близка. Хулиганские образы участников смотрелись в клипе максимально уместно: видео развивает тему «Big Dick». Также позвали рэпера Lizer, чтобы тот встал из гроба – неинтересных эпизодических ролей у группы просто нет. Кстати, этот клип один из самых дорогих на данный момент.
Две следующие работы вывели группу на новый уровень. После «Faradenza» и «Skibidi» они даже попали на радио, хотя раньше всегда считались «неформатом». Little Big начали слушать в Америке, Австралии и Японии – популярность стремительно возрастала.
Видео оставались смешными, но агрессии в них поубавилось. Таких Little Big рядовые слушатели воспринимали гораздо лучше. Дело дошло до того, что они выиграли премию детского телевидения в Бельгии – самих музыкантов это удивило и позабавило.
Little Big за свою историю привлекали внимание самыми разными способами, но вирусный танец из «Skibidi» побил все рекорды – у клипа 504 миллиона просмотров. Герои видео повторяют запоминающиеся движения в самых разных жизненных обстоятельствах так эффектно, что спокойно сидеть перед экраном просто невозможно.
В клипе засветилось множество знаменитостей, которым симпатизируют Little Big: от Юрия Музыченко из The Hatters до GONE.Fludd. Конечно, танец тут же стал флэшмобом – каждый повторял его, как умел. Сама песня с забавными семплами голосов животных запоминается не меньше и рискует застрять в голове надолго. Именно на это рассчитывали музыканты – и не прогадали.
Казалось бы, после феноменального успеха уже трудно держать планку, но Little Big продолжают выпускать хитовые песни и оригинальные видео – пусть они прославились меньше, чем «Skibidi», но, по сути, ничуть не хуже.
В «Rock-Paper-Scissors» музыканты отжигают в костюмах пса Уилфреда из одноимённого комедийного сериала: атмосфера шоу хорошо сочетается с образом группы. «I’m okay» показывает развесёлые пьяные приключения «Ильича» и Сони. В красочном «Go Bananas» у участников группы всё не как у людей: самые простые действия они делают настолько странно и с такими «упоротыми» выражениями лиц, что невозможно смотреть без смеха. А вот «Hypnodancer» – это уморительное противостояние двух банд мошенников, гипнотизирующих своих жертв танцем.
Среди этих клипов даже трудно выделить лучший, каждый из них продуман до мелочей и поднимает настроение. Работы этого периода, возможно, даже лучше подходят для знакомства с группой: в них есть всё, за что любят Little Big, но они менее провокационны, чем старые клипы.
Со временем игнорировать Little Big уже не мог никто – в 2020 году их отправили на Евровидение представлять Россию. Пройти отбор удалось не с первой попытки, в 2019-м вместо эпатажной группы выбрали Сергея Лазарева.
Музыканты не особо расстроились, и в 2020 году отправили новую песню просто «по приколу» – на этот раз успешно. В итоге пришлось готовиться к конкурсу в сжатые сроки. Пойти решили по проверенному пути «Skibidi»: снова придумали вирусный танец и исполнили его с невозмутимым выражением лица. Для яркого выступления временно расширили состав, пригласив Юрия Музыченко, солистку «Ленинграда» и танцора Дмитрия Красилова, который всем очень понравился.
По иронии судьбы, конкурс в этом году отменили из-за пандемии, но группа всё равно вышла победителем – теперь о них говорили абсолютно все. Во время карантина они тоже не теряли времени даром: провели челлендж «Карантиновидение 2020» и сами в нём поучаствовали, сняв забавные видео.
«Карантиновидение 2020» – версия Антона Лиссова подняла автору настроение в суровые карантинные будни
Little Big – одна из немногих русских команд, сумевших получить признание во всём мире. Их песен хватило бы на десятки групп «одного хита», но они продолжают выпускать треки, которые моментально разлетаются по всему интернету. Музыканты делают то, во что действительно верят, и это нравится людям – такое бывает нечасто.
Каждый клип – это провокация и сатирическое высказывание, настоящий арт и талантливо воплощённая идея. Смотреть Little Big не менее интересно, чем слушать, поэтому даже если вы не любите рейв, познакомиться с их работами стоит. Мало кто может похвастаться такими оригинальными и продуманными до мелочей видео.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии