Какое будущее у современных городов, или Концепция «15-минутного города»

Благоустройство
13:21
261 399 просмотров

Тенденции в урбанистике приходят и уходят, но «15-минутный город», представляющий собой пешеходную и смешанную городскую застройку, – это гораздо больше, чем причуда.

Исторически корни концепции «15-минутного города» глубоко связаны с последними событиями в мире. Поскольку изменение климата и глобальные конфликты вызывают потрясения и стрессы «15-минутный город» станет еще более важным.

Тенденции в урбанистике приходят и уходят: Broadacre City, Radiant City, EcoCity. Тем не менее, концепция «15-минутного города», подразумевающая наличие всех необходимых удобств в нескольких минутах ходьбы, езды на велосипеде или общественном транспорте от дома, продемонстрировала цепкость не только как идея, но и как план для воплощения в жизнь в разных регионах – от Парижа до Сеула и от Боготы до Хьюстона.

Для давних урбанистов «15-минутный город» казался просто переупаковкой исторической городской моделью развития: так называемые пешеходные районы смешанного использования. Старое вино – новая бутылка, как говорится. Но для того, чтобы новая структура зажгла глобальное урбанистическое движение, очевидно, еще многое предстоит сделать.

Серьезный стимул – пандемия. Стала бы мэр Парижа Анн Идальго настаивать на прогрессивном городском дизайне без существования коронавируса? Несомненно. Но из-за того, что COVID-19 и его разновидности заставили многих сидеть дома (или находиться ближе к дому, чем обычно), «15-минутный город» превратился из «хорошо было бы иметь» в боевой клич.

Удовлетворение всех потребностей в пешей, велосипедной или транспортной доступности внезапно стало вопросом жизни и смерти. Пандемия вызвала неотложный интерес к справедливому урбанизму, который отодвинул на второй план споры о велосипедных дорожках и других «удобствах», которые годами волновали сообщества.

Термин «15-минутный город» был придуман в 2016 году профессором Сорбонны Карлосом Морено, который в 2021 году получил премию Обеля за разработку этой идеи. График ниже взят из поиска Google Trend по использованию этого термина во всем мире; пик в середине приходится примерно на 15 ноября 2020 года.

Какое будущее у современных городов, или Концепция «15-минутного города»Google анализ трендов поисковых запросов по «15-минутному городу».

До пандемии немногие планировщики серьезно относились к идее, что именно жилье станет центральным организующим фактором всего городского планирования. Несмотря на прогнозы увеличения «удаленной работы», работа на дому оставалась исключением. Действительно, работа и коммерция всегда были центральными организующими факторами урбанизма, начиная с постаграрной революции и заканчивая индустриальной и технологической.

Исторически сложилось так, что большинство населенных пунктов росли вокруг торговли. Создание городов снизило транспортные расходы, сократив расстояние между людьми и товарами. С помощью этого, города повысили производительность и, таким образом, еще больше развили город как мультипликатор культуры и инноваций.

Как сказал Аристотель: «Город-государство возникает для того, чтобы жить, но существует он и для того, чтобы жить хорошо».

Спустя более века после того, как автомобили стали доминирующим средством передвижения, расположение рабочих мест по-прежнему диктовало городскую географию со все более длительными поездками на работу. Пригород, антитеза 15-минутного города, не мог бы существовать без близости к экономическому городскому двигателю.

Креативное разрушение городов

COVID-19 теперь может перевернуть это с ног на голову, поэтому концепция «15-минутного города» приживается так, как не было до пандемии. Как показано на иллюстрации ниже, «15-минутный город» ставит жилье в центр городских пространственных отношений.

Но дело не только в том, чтобы все культурные блага и человеческие желания были в непосредственной близости от порога дома. В Нью-Йорке может быть только один бродвейский театральный район. Но нет никаких сомнений в том, что Среднему Манхэттену придется следовать той же схеме восстановления, что и Нижнему Манхэттену после теракта 11 сентября: разбросать рабочие места по всем точкам региона. И это относится и к пригородам.

Какое будущее у современных городов, или Концепция «15-минутного города»

Действительно, децентрализация рабочих мест не убьет город, а спасет его. На этом пути будет много созидательного разрушения, но именно так город обновляется изнутри. Города, в которых работа не децентрализована, будут бороться всеми известными и невообразимыми способами.

Поскольку изменение климата и глобальные конфликты вызывают потрясения и стрессы через более короткие промежутки времени и с возрастающей силой, «15-минутный город» станет еще более важным. Любой, кто следил за работой Эрика Клиненберга, знает, что устойчивость коренится в местонахождении. В частности, сообщества, которые развивают и поддерживают социальные и экономические отношения, не обязательно должны быть богатыми, но они должны быть пригодными для ходьбы и безопасными, с целыми жилыми и коммерческими зданиями.

И я бы добавил, чтобы «15-минутные города процветали», а не просто переживали кризисы – они также должны иметь много жилья для людей с разными доходами и социального жилья. Именно так соседи могут узнать и понять друг друга: как владельцы и работники местных магазинов, коллеги, опекуны, педагоги и друзья. Это люди, которые собираются вместе, когда это важнее всего. Группы взаимопомощи, появившиеся во время пандемии, иллюстрируют важность социальной сплоченности в условиях кризиса, которая работает только в том случае, если предметы первой необходимости находятся на разумном расстоянии от места проживания людей.

Читайте также: «Почему в Европе перестали строить многоэтажки, и куда катится Брест?»