Семья из Бреста поехала на заработки в Китай и рассказала, почему вернулась

Люди
18:01
1 532 просмотра

Семья из Бреста поехала на заработки в Китай и рассказала, почему вернулась

Семья Юлии (по просьбе фамилию не называем) отправилась за лучшей жизнью в Китай. Но напоролась на недобросовестного работодателя, который «кормил» обещаниями о высокой зарплате. Девушка рассказала MediaBrest.by, каково было жить и работать в Поднебесной, много ли можно там заработать и как азиаты воспринимают европейцев.

Высокая зарплата без знания иностранного языка

Андрей – муж Юли - разместил свое резюме в интернете. На электронную почту пришло письмо: предлагали работу в Китае. Компания искала инженера-конструктора. Обещали сразу зарплату в $1000 на время испытательного срока, а потом – $1500. Предложение оказалось интересным и по деньгам, и как вариант международного опыта.

- Муж общался позже с учредителями предприятия, которые говорили: ты приезжай и поработай. И если все будет хорошо - мы и твоей жене предложим работу. Шли долгие переговоры. Мы проверяли фирму через знакомых, чтобы убедиться, что она легальная. И как оказалось, действительно такая компания существовала не первый год. На заводе делали фонари, - рассказывает Юлия.

Семья из Бреста поехала на заработки в Китай и рассказала, почему вернулась

Фошань. Город в 16 км от популярного у туристов  Гуанчжоу, с которым соединен железной дорогой и веткой метрополитена.

И вот Андрей полетел в Китай в город Фошань. Работать приходилось шесть дней в неделю. Первое время было нелегко, так как он не знал иностранного языка. Но для работы это и не требовалось.

- Персонал завода – в основном малообразованный, чтобы меньше платить. Первое время работал переводчик, который помогал устанавливать Андрею связь с сотрудниками. Потом спасала программа «WeChat» - это что-то наподобие «Вайбер». С помощью нее можно и общаться, и оплачивать счета, и там же была функция перевода, - поясняет Юлия.

Семья из Бреста поехала на заработки в Китай и рассказала, почему вернулась

Прошел испытательный срок - и Андрей заговорил о повышении зарплаты до обещанных $1500. Работодатели ответили, мол, рано еще, опыта пока не набрался. В это время к нему перебрались жена и дочка Работодатель, как и обещал, помог с документами и визой, а также действительно дал Юле работу на заводе в отделе контроля качества продукции.

Жилищные вопросы

Пока семья оставалась в Беларуси, Андрей жил в «спартанских» условиях в общежитии от завода. Сначала на фирме обещали помочь найти жилье, когда к Андрею приедет жена и дочка. Но вся помощь свелась к тому, что ему дали листок с надписью на китайском, что переводилось как «сдается».

- Андрею сказали искать в городе вывески с такими иероглифами. Пытаться спорить и просить о более существенной помощи особо не было смысла. И Андрей по вечерам после работы ходил с этой бумажкой по городу и искал соответствующее вывески.

Найти почти новое общежитие Андрею удалось благодаря помощи китаянки-переводчицы. Аренда стоила $100 в месяц. И как говорит Юлия, это был самый дорогой из дешевых вариантов. Фирма купила мебель и оплачивала 80% аренды. А оставшуюся сумму и коммунальные Андрей и Юля оплачивали сами. И как говорит брестчанка, коммунальные в Китае очень дорогие. За месяц выходила почти такая же сумма, как аренда общежития. Кроме этого пришлось платить за частный садик - $250 в месяц.

Семья из Бреста поехала на заработки в Китай и рассказала, почему вернулась

Частный сад, куда ходила дочка Юлии.

- Можно было найти подешевле сад, тот же государственный. Но ходили слухи, что там отношение к детям не очень. Поэтому мы отправили дочку в частный садик. И он был просто замечательный! У всех детей форма, с малого возраста там проводятся занятия по английскому и на всю группу три воспитателя. Если все дети спали, а моя девочка не хотела – воспитатель шел с ней гулять или играть. Там на право быть воспитателем проводится кастинг, это считается престижной и высокооплачиваемой профессией, - рассказывает Юлия. – И там было очень щепетильное отношение. Как-то у дочки был насморк. И я прихожу в садик и вижу, что вокруг носа и около рта все красное от того, что натерла платочком. Я сразу поняла, что к чему. А у воспитательницы в этот момент тряслись руки и в глазах был страх. Она уже заранее в «WeChat» мне написала сообщения, чтобы я не переживала за ребенка, мол, что все в порядке. Настолько она переживала, чтобы я чего-то не то подумала.

Частный сад, куда ходила дочка Юлии.

Частный сад, куда ходила дочка Юлии.

Питание в Китае – та еще головная боль

Немало денег уходило на питание. Еда в Китае для белорусов оказалось слишком непривычной.

- Таких продуктов, как сметана, творог, кефир там практически нет, в единичных магазинах и в 3-4 раза стоит дороже, чем у нас. Колбаса на вкус… сладкая, есть ее было невозможно. Мы покупали сало и солили. Гречка там недозревшая, на цвет зеленая и невкусная, отдает какой-то горечью. Я когда ехала в Китай, вообще насчет еды не переживала…Но это действительно оказалось проблемой. Пришлось даже хлебопечку купить, чтобы самой печь хлеб. Он в Китае очень дорогой. Маленький кусочек, которого даже не хватает на один присест для всей семьи, стоит больше доллара. В магазине IKEA нашли продуктовый отдел с товарами из Европы. Там брали ветчину, сосиски, шоколадки и другое. В основном - для ребенка.

Семья из Бреста поехала на заработки в Китай и рассказала, почему вернулась

Иногда семья Юлии позволяла себе попробовать китайские деликатесы.

Приходилось привыкать и к слишком повышенному вниманию азиат к европейцам.

- Особенно они проявляли интерес к нашей дочке. Она у нас светлая, а это наиболее интересно для китайцев. Многие незнакомые люди просто подходили к дочке и начинали дергать ее за щечки. Я сначала мило улыбалась, а потом меня это стало напрягать. Люди не спрашивали разрешения, а просто начинали лапать незнакомого ребенка. Разве что молодежь была более воспитанная, и спрашивала разрешение на фотографию, - говорит о разности культур Юлия.

«Из аэропорта сообщили, что прекращаем работать…»

Пока брестчане приспосабливались к жизни в Китае, оставался открытым вопрос с зарплатой. Вместо $1500 Андрею продолжали платить $1000, а у Юлии вместо $750 после испытательного срока зарплата все также была $500. С учетом расходов зарплаты явно было недостаточно. Андрей в очередной раз спустя какое-то время задал вопрос о повышении зарплаты, и вместо ответа услышал поток матов, суть которых означала, а не обнаглел ли он. Подобные обещания о зарплате были даны еще одному белорусу. И также остались не выполнены

Тогда Андрей пришел домой и сказал Юле, что они уезжают. Но сделать это оказалось не так-то просто, потому что в Китае сложно купить билеты на самолет. Для этого надо было иметь специальный ключ, который вставляется в компьютер. И там все на китайском.

- Нам сказали, что можно перечислить деньги человеку в Москве - и он купит билеты. Перелет из Китая через Россию на троих стоил $1500. Мы эти деньги перечислили незнакомцу-москвичу и спустя некоторое время нам прислали билеты. Но потом оказалось, что «Аэрофлот» продал билеты на одни места дважды - и наши билеты аннулировали. Тот человек, который покупал нам билеты, новые взять не смог. Но благо, вернул перечисленные деньги. Выручил знакомый из Беларуси: у него на карте было $1500 и он купил билеты. Мы были счастливы! В день вылета просто написали из аэропорта работодателям, что поскольку так и не смогли договориться по зарплате, прекращаем с ними все трудовые отношения.

Семья из Бреста поехала на заработки в Китай и рассказала, почему вернулась

Долгожданные билеты домой.

Всего Андрей пробыл в Китае 8 месяцев, а Юлия с дочкой - около полугода. Эту историю они вспоминают без особого негатива. Китай – своеобразная страна и каждый день там находиться было интересно, говорит Юлия. У девушки есть знакомые, которые также ездят в Поднебесную работать и зарплаты их там устраивают – платят в основном от $1500. Юле и Андрею повезло меньше, но зато теперь есть, что вспомнить!