Общество
1
130 628

«Право выбора»: вопрос жизни и смерти

Фильма "Право выбора" не крутят в кинотеатрах. Картину также не стоит ждать на ТВ из-за обилия очень жестких сцен.

Фильм пробирает с первого кадра. Взрослая, с виду благополучная, женщина звонит в частную клинику и отстраненным голосом сообщает о желании сделать аборт и о сроках беременности. На другом конце провода ее отчитывают: "Почему тянули?", но прозрачно намекают, что все обсуждаемо.

В следующем кадре пациентку везут на экстренную операцию уже в муниципальном роддоме. В клинике что-то пошло не так, и женщину запросто выставили на улицу. Ребенок чудом остался жив, но матери по-прежнему не нужен. Новорожденный надрывается возле распахнутого окна, пока постепенно не смолкает. Тишину разрывает крик очнувшейся женщины: "Где мой ребенок?". 

Нет, это не триллер. Это будни медицинского учреждения.

"Право выбора" и не претендует на широкую аудиторию. Вот представьте, предложили вам на выбор лирическую комедию, приключенческий боевик или драму про аборты. Немногие решатся остановиться на более тяжелом материале. Сама режиссер Елена Пискарева никогда не желает аудитории "приятного просмотра". Это кино не для развлечения. Для Пискаревой это дебют в полном метре. Но до этого была короткометражка "Живи", посвященная той же проблеме.

"Мой первый фильм разошелся вирусом по соцсетям, было очень много просмотров. На меня начали выходить со своими исповедальными историями простые женщины, а также акушеры-гинекологи, заведующие женских консультаций, главврачи роддомов. Снимали на частные деньги, которые собрали на одной из интернет-платформ. Видимо, в обществе назрел запрос на это, раз люди готовы финансировать такие фильмы, - рассказала режиссер. - У меня у самой четверо детей. Я часто лежала на сохранении в отечественных роддомах рядом с теми, кто пришел на прерывание беременности. Тогда мне это было не очень интересно, но я общалась с женщинами в своей палате. Потом я стала копаться в блогах, пабликах, форумах. Погрузилась в такой пласт боли и раскаяния, что выбраться из него уже не смогла. Женщина с этим живет дальше. Вся ее психика говорит, что это было убийство. Но общественная мораль говорит, что все окей".

Актриса Анжела Белянская сначала хотела отказаться от роли бездушного доктора Холодовой. Но потом материал все же привлек.

"У меня было чисто человеческое отторжение моей героини. Но, прочитав весь сценарий и осознав его как мама, я однозначно согласилась. Я хочу, чтобы мой взрослый сын и его друзья знали эту тему. Информационное поле огромно, но в нем есть закрытые зоны. Все прикрываются от темы абортов", – считает Белянская.

Сто лет назад, в 1920 году, СССР стал первой страной в мире, официально разрешившей аборты. О том, как легализация абортов сказалась на демографической ситуации государства, рассказала пресс-секретарь Гиппократовского медицинского форума Инна Ямбулатова.

"Дмитрий Иванович Менделеев, к слову, 17-й ребенок в семье, был не только выдающимся химиком, но и демографом. Он делал прогноз для стран Европы, и его прогноз сбылся до миллиона. Он не сбылся только по одной стране — по России", — рассказала эксперт.

По прогнозу Менделеева, к 2015 году в России должно было быть 750 млн. человек. Ученый учел войны, катастрофы, инфекции — все факторы, за исключением легализации абортов. 

"Сейчас важно на государственном уровне при поддержке экспертов придать проблеме абортов статус демографической – угрозы национальной безопасности. Это не предмет обсуждения исключительно медицинского сообщества или личное дело каждого. Сегодня это вопрос выживания государства", — отметила Инна Ямбулатова.

Помимо законодательных инициатив и социальных мер поддержки семьи важную роль играет формирование общественного мнения. За 100 лет выросло уже пять поколений, для которых аборты стали обыденностью. Но в последнее время ситуация стала меняться. Заметим, что фильм "Право выбора" был снят на деньги простых граждан, без поддержки чиновников и кинопрокатчиков. Много ли мы знаем таких примеров?