Анатолий Антонович Гладыщук рассказал о Берестейском замке и рождении города на Буге
Три года работы над книгой, пять лет ожидания отпечатанного тиража закончились. Первая книга трилогии по истории родной земли «Замок Берестейский. Книга 1. Русь.» волей судьбы оказалась в руках автора в день его юбилея 9 июня 2017 года.
В лаборатории физики Брестского государственного технического университета среди приборов, позволяющих провести самые сложные и точные измерения профессор, кандидат физико-математических наук Анатолий Антонович Гладыщук рассказал о Берестейском замке и рождении города на Буге.
- При раскопках в 2006 году П.Ф. Лысенко на центральном острове Брестской крепости была найдена печь, датируемая 10 веком, серьезный артефакт, найденный в нетронутом культурном слое. Вместе с другими артефактами это говорит о том, что остров, на котором ныне располагается мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», был заселен давно. Не должно быть сомнений, что в девятьсот девяносто каком-то году, здесь жили люди и, возможно, уже был город. Не тысячу лет, а чуть больше нашему городу.
Летопись/ Фрагмент статьи 1019 г. в протографе Лаврентьевской летописи.
В науке есть правило: первое письменное, достаточно достоверное упоминание и является датой.
Анатолий Антонович исследовал множество научных работ и первоисточников в библиотеках и архивах Бреста, Москвы, Вильнюса, Варшавы, Гарварда и других городов и пришел к следующему выводу:
- Мы сегодня можем говорить о том, что согласно письменным источникам, Бресту 1000 лет исполнилось в 2017 году.
Впервые название «Берестье» упоминается в Синодальном харатейном списке Новгородской I летописи старшего извода. В списке, который сохранился и дошел до нас, есть строка, датируемая 1017 годом: «В лето 6525 (1017) Ярослав иде к Берестию, и заложена бысть Святая София Кыеве». Да, это список XIII века, но более древних летописей Руси никто не видел. Про Софию никто не сомневается, а почему же про Берестье на верят? «Берестие» ведь написано четко.
Есть и еще одно доказательство. В оригинале сохранилась летопись саксонского епископа Дитмара (умер в 1018 году), которая до сих пор хранится в Дрездене.
Дитмар пишет об известном ему по рассказам тевтонских рыцарей «городе на Буге», возможно потому, что слово «Берестье» трудно произносится на языках индо-европейской группы, в том числе и немецком. В тевтонских и еврейских хрониках город упоминается часто упоминается, как Бриск
- Откуда все же взялась дата 1019 год?
- Скорее всего решение о дате основания города в 1019 году было принято «на верху» - на уровне правительства республики или страны. Скорее всего – это было политическое решение.
В 1969 году, в преддверии первого выпуска студентов строительных специальностей Брестского инженерно-строительного института, в областной газете «Заря» появилась статья «Облик родного города», в которой доктор искусствоведческих наук профессор Н. А. Саркисов и доцент БИСИ В. Д. Кузнецов утверждали, что «Бресту 950 лет. Бресту надо расти». До 1969 года дата основания Бреста никого не интересовала.
Театрализованное представление к 950-летию Бреста на стадионе «Спартак», 1969 г.
Решение приняли, провели митинг, праздничные театрализованное представление на стадионе «Спартак» и вечер в театре.
- А что же замок?
- Идея найти замок принадлежит не мне. Я загорелся ей, когда прочитал работу Т. Жук- Рыбицкого. Он провел большую работу в 1938 году и фактически наткнулся на замок, но завершить работу помешала начавшаяся 1 сентября 1939 года Вторая Мировая война.
Горизонтальный план северного вала замка с указанием мест археологических раскопов (рис. Т. Жук-Рыбицкого).
Я проанализировал его монографию, где, среди прочего, есть множество авторских рисунков, и уговорил Лысенко найти замковую стену.
Фрагмент стены бастиона замка, найденный Жук-Рыбицким в 1938 г.
Поискам с помощью георадара мешали корни выросшего на этом месте дерева. Но мы наткнулись на обломки крепостной стены, а под ними оказалась мостовая, которая шла вдоль замка.
Раскоп с северной стороны замка в 2013 году (стрелкой показан след от пожара, который может быть отнесён к 1525 году. Фото 2013 г.).
А рядом – и выше примерно на 50 лет нетронутого культурного слоя - угольный след мощного пожара. По первоисточникам, которые я исследовал, замок горел только в 1525 году. До этой даты никто не мог его взять – ни татары, ни рыцари тевтонские.
Получается, что в 2013 году мы стояли на мостовой XV столетия, мостовой, можно сказать, Витовта, самой древней на сегодняшний день мостовой нашего города.
Петр Федорович Лысенко готов согласиться с моей гипотезой о том, что в начале 1970-хх гг. он раскопал подзамковый квартал, который мы видим в раскопе археологического музея «Берестье». Он находился под Малым замком, построенным еще Владимиром Васильковичем. В квартале жили люди, ремесленники, которые обслуживали княжеский замок. Поэтому и находки здесь такие интересные.
Кейстут, став хозяином берестейской земли от Балтики до Берестья, знал, что на этой территории ему нужны укрепленные замки. Поэтому в XIII столетии замок начали расширять, какие-то строения перенесли, другие - сравняли с землей.
- Как Вы связаны с раскопками древнего Берестья?
В начале 1970-хх я два сезона вместе со студентами участвовал в раскопках и даже снял фильм о Берестье. Я тогда только освоил кинокамеру и, имея только книжные знания об археологии, снимал в раскопе все подряд, без плана или сценария.
Фильм получил первое место на «Конкурсе любительских фильмов по исторической и археологической теме в честь 1500-летия Киева», который проходил в Чернигове в 1982 году. Хотя, не обошлось без казусов. В то время не было возможности записать звуковую дорожку на пленку с любительским фильмом. Фонограмму записывали на бытовой магнитофон, и она звучала параллельно с демонстрацией фильма на экране. Когда я собирался на конкурс, то перепутал бобины с магнитной лентой и взял фонограмму к фильму «Черные аисты рядом». Фильм остановить нельзя, это – конкурс, жюри. Я остановил фонограмму, взял микрофон и все рассказал вживую.
1000-летние пали-сваи в археологическом раскопе Берестья (слева с лопатой П.Ф. Лысенко). Сегодня на этом месте вход в археологический музей «Берестье».
- Какие артефакты или моменты археологических раскопок наиболее ярко сохранились в памяти?
- Почти все находки Берестья я держал в руках и фотографировал. В книге представлены уникальные снимки.
Материковая поверхность летописного Берестья со сваями X – XI вв.
Среди них – пали, сваи X – XI вв., единственные на сегодня артефакты 1000-летней давности, найденные на глубине 7 метров в 1978 году. Ими могли укреплять берег. Этим находкам более 1000 лет. Они так и остались в земле. Теперь их можно увидеть только на фото.
И еще – деревянные мостовые. Видеть эти мостовые XIII века – это потрясающе. Может, это не так блестит, как в Риме, но это аутентика. А я ходил по этой мостовой. Непередаваемое ощущение, когда у тебя под ногами тысячелетняя деревянная мостовая. Только задумайтесь об этом! В голове не укладывается…
- В книге много описаний отдельных деталей, объектов. А полного описания собственно замка – нет.
- У меня не было цели ученого-исследователя создать реконструкцию замка. Хотя рисунки в книге есть.
Для меня Замок – доминанта Берестейской истории. Я рассказываю о событиях, связанных с этой доминантой, и собственно о ней. В третьей главе я впервые расшифровал, со своей точки зрения, реестр замка Берестейского 1566 года, опубликованного Запольским. Я привожу его полностью с подробными комментариями, с привязкой к местности. Здесь все о замке 1566 года.
В книге очень много новой информации о нашем городе. Она написана так, чтобы ее смог понять неподготовленный читатель. Я ввел сюда диалоги, споры, дискуссии, которые помогут читателю понять рассуждения и мысли ученого при постановке задачи и ее реализации.
В последней главе говорится о том, каким образом у нас Русь кончилась. Мне было важно разобраться, почему мы вдруг стали Литвой.
- О чем будут вторая и третья части трилогии? Когда читатель сможет с ними познакомиться?
- Вторая книга называется «Литва». Она - надеюсь – будет издана в конце года. Сейчас идут последние сверки. Думаю, что эта книга будет наиболее познавательной. Мы ведь все забываем, что ВКЛ – это просто удобопроизносимое сокращение. Полное название - Великое княжество Литовское, «Руское» и Жимойское
Так получилось, что мы жили в этом государстве более 500 лет. Берестейский замок – главный герой повествования - был резиденцией первых лиц государства на протяжении пяти столетий нашей истории.
Третья книга «ResPublica». Эти слова легли в основу названия польского государства – Речь Посполитая, и книга расскажет об этих страницах истории Берестейской земли.
Справка
Пётр Фёдорович Лысе́нко – белорусский археолог. Доктор исторических наук (1988), профессор (1993), лауреат Государственной премии Республики Беларусь (2002). Автор свыше 110 научных трудов, нескольких монографий.
Изучал курганы XI — XII веков, древние города: Туров, Берестье, Пинск, Слуцк, Давид-Городок, Клецк, Рогачёв, Мозырь, Менск. Пришёл к выводу, что Брест основан дреговичами. Впервые для деревянной бытовой архитектуры Древней Руси обнаружил в Бресте жилые постройки на 12—13 венцов с оконными проёмами и даже фрагментами крыши — курицами и самцами. Результатом исследований стало открытие уникального археологического музея «Берестье».
В 2006 году при рытье котлована на территории Брестской крепости были обнаружены остатки костей животных. Профессор П. Лысенко вызвался провести раскопки. В землянке была обнаружена глинобитная печь, в которой сохранились черепки глиняного горшка, датируемые последней третью X века. Таким образом, на практике удалось доказать существование Бреста ещё в X веке.
Комментарии 1
Добавление комментария
Комментарии